- вспомним понятие «обратная задача»
- научимся записывать условие по-разному
- будем учиться решать задачи разными способами
Как можно решить задачу? Как лучше записать условие?
Мама испекла 12 кексов. За завтраком съели 5 кексов, а за ужином ещё 4. Сколько кексов осталось?
Существует несколько способов записи условия задачи: краткая запись, рисунок, таблица. Эту задачу удобнее записать в виде схемы (чертежа).

Данную задачу можно решить несколькими способами.
Способы решения задачи — это разные логические рассуждения. Следовательно, они предполагают разные арифметические действия, разную их последовательность.
Способ 1
Найдём по порядку, сколько оставалось кексов после каждого приёма пищи.
- 12 − 5 = 7 (к.) — ост. после завтрака
- 7 − 4 = 3 (к.) — ост. после ужина
Ответ: 3 к.
Способ 2
Найдём сначала количество всех съеденных кексов, а затем узнаем, сколько их всего осталось.
- 5 + 4 = 9 (к.) — съели всего
- 12 − 9 = 3 (к.) — осталось
Ответ: 3 к.
Упражнение 1
Запиши условие и выполни решение двумя способами.
В классе 30 ребят. В выходные дни 10 ребят побывало на катке,
а 5 каталось на лыжах, остальные провели выходные дома. Сколько ребят провело выходные дома?
Решение задачи можно записывать по действиям или одним выражением.
Способ 1
- 30 − 10 = 20 (р.) — было на лыжах и дома
- 20 − 5 = 15 (р.) — было дома
или
30 − 10 − 5 = 15 (р.)
Способ 2
- 10 + 5 = 15 (р.) — было на катка и на лыжах
- 30 − 15 = 15 (р.) — было дома
или
30 − (10 + 5) = 15 (р.)
Упражнение 2
Запиши условие и выполни решение двумя способами.
В июне хозяйка засолила на зиму 15 баночек щавеля. Дети уговорили сварить зелёный борщ, и 3 баночки хозяйка открыла в июле. В декабре открыла ещё 4 баночки. Сколько баночек щавеля осталось у хозяйки?
Вспомни
Задачи, где известное становится неизвестным и наоборот, называются обратными.
Упражнение 3
Реши задачу. Составь две задачи, обратные данной.

Упражнение 4
Составь задачи по кратким записям и реши их.

Покажи на пальцах, какую отметку за урок ты себе поставишь. Отметь свой вариант ниже.

Упражнение 2

Способ 1
15 − 3 − 4 = 8 (б.) — ост.
Способ 2
15 − (3 + 4) = 8 (б.) — ост.
Ответ: 8 б.
Упражнение 3
1 тет. — ? руб.
2 тет. — 12 руб.
Всего — 42 руб.
42 − 12 = 30 (руб.)
Ответ: 30 рублей стоит 1 тетрадь.
Обратные задачи
1)
1 тет. — 30 руб.
2 тет. — ? руб.
Всего — 42 руб.
42 − 30 = 12 (руб.)
2)
1 тет. — 30 руб.
2 тет. — 12 руб.
Всего — ? руб.
30 + 12 = 42 (руб.)
Упражнение 4 (примерные задачи)
1. У дедушки было 60 кг муки. После того как он продал несколько кг на ярмарке, у него осталось 20 кг. Сколько кг он продал на ярмарке?
60 − 20 = 40 (кг) — продал
2. На столе было несколько яблок. После обеда мы съели 10 яблок. На столе осталось 35 штук. Сколько яблок было?
35 + 10 = 45 (шт.) — было