- вспомним понятие “обратная задача”
- научимся записывать условие по-разному
- будем учиться решать задачи разными способами
Как можно решить задачу? Как лучше записать условие?
Мама испекла 12 кексов. За завтраком съели 5 кексов, а за ужином еще 4. Сколько кексов осталось?
Существует несколько способов записи условия задачи: краткая запись, рисунок, таблица. Данную задачу удобнее записать в виде схемы (чертежа).
Данную задачу можно решить несколькими способами. Способы решения задачи - это разные логические рассуждения. Следовательно, они предполагают разные арифметические действия, разную их последовательность.
Способ 1
Найдем по порядку, сколько оставалось кексов после каждого приема пищи.
- 12 - 5 = 7 (к.) - ост. после завтрака.
- 7 - 4 = 3 (к.) - ост. после ужина.
Ответ: 3 к.
Способ 2
Найдем сначала количество всех съеденных кексов, а затем, узнаем, сколько их всего осталось.
- 5 + 4 = 9 (к.) - съели всего.
- 12 - 9 = 3 (к.) - осталось.
Ответ: 3 к.
Упражнение 1
Запишите условие и выполните решение двумя способами.
В классе 30 ребят. В выходные дни 10 ребят побывало на катке, а 5 каталось на лыжах. остальные провели выходные дома. Сколько ребят провели выходные дома?
Решение задачи можно записывать по действиям или одним выражением.
Способ 1
- 30 - 10 = 20 (р.) - было на лыжах и дома.
- 20 - 5 = 15 (р.) - было дома.
или
30 - 10 - 5 = 15 (р.)
Способ 2
- 10 + 5 = 15 (р.) - было на катка и на лыжах.
- 30 - 15 = 15 (р.) - было дома.
или
30 - (10 + 5) = 15 (р.)
Упражнение 2
Запишите условие и выполните решение двумя способами.
В июне хозяйка засолила на зиму 15 баночек щавеля. Дети уговорили сварить зелёный борщ, и 3 баночки хозяйка открыла в июле. В декабре открыла еще 4 баночки. Сколько баночек щавеля осталось у хозяйки?
Вспомни
Задачи, где известное становится неизвестным и наоборот, называются обратными .
Упражнение 3
Решите задачу. Составьте две задачи, обратные данной.

Упражнение 4
Составьте задачи по кратким записям и решите их.

Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.

Упражнение 2
Способ 1
15 - 3 - 4 = 8 (б.) - ост.
Способ 2
15 - (3 + 4) = 8 (б.) - ост.
Ответ: 8 б.
Упражнение 3
1 тет. - ? руб.
2 тет. – 12 руб.
Всего – 42 руб.
42-12=30 (руб.)
Ответ : 30 рублей стоит 1 тетрадь.
Обратные задачи:
1)1 тет. - 30 руб.
2 тет. – ? руб.
Всего – 42 руб.
42-30=12(руб.)
2)1 тет. - 30 руб.
2 тет. – 12 руб.
Всего – ? руб.
30+12=42 (руб.)
Упражнение 4(примерные задачи)
1)У дедушки было 60 кг муки. После того как он продал несколько кг на ярмарке, у него осталось 20 кг. Сколько кг он продал на ярмарке?
60-20=40(кг) – продал
2)На столе было несколько яблок. После обеда мы съели 10 яблок. На столе осталось 35 штук. Сколько яблок было?
35+10=45 (шт.) – было.