- научимся составлять и решать задачи, обратные данной
- будем учиться записывать условие схемой, отрезками, словами, таблицей
Чем похожи и отличаются задачи?
А. Мама купила тетрадь за 8 рублей и ручку за 6 рублей. Сколько всего рублей стоили тетрадь и ручка вместе?
Б. Мама потратила 14 рублей на тетрадь и ручку. Тетрадь стоила 8 рублей. Сколько стоила ручка?
В. Мама потратила 14 рублей на тетрадь и ручку. Ручка стоила
6 рублей. Сколько стоила тетрадь?
Соедини задачи и схемы.
Задачи, где известное становится неизвестным и наоборот, называются обратными.
В первом задании перед тобой обратные задачи: во 2 и 3 задачах известно то, что неизвестно в 1, и нужно узнать, что уже известно в 1.
Упражнение 1
Реши задачу в тетради.
На полке лежали 7 кубиков. Миша положил на эту полку 4 пирамидки. Сколько всего кубиков и пирамидок стало на полке?
Составь и реши две обратные задачи.
Всегда ли удобно условие задачи записывать в виде схемы из квадратов? Какие ещё способы записи условия ты знаешь?
Существует несколько способов записи условия задачи. Самые простые из них — это рисунок, схема из геометрических фигур.
Также часто используют словесную (краткую) запись.
Более наглядной является запись условия с помощью отрезков или запись таблицей. В этом случае отношения между данными видны сразу. Таблицу чаще всего используют тогда, когда в задаче много данных.
Упражнение 2
Устно составь и реши задачу по схематическому чертежу.
Упражнение 3
Составь к задаче из упражнения 2 две обратные. Выполни к ним схематический чертёж и запись условия таблицей.
Всё ли у тебя получилось на уроке? Отметь подходящий смайлик!
Упражнение 1
7 + 4 = 11 (игр.) — всего
Ответ: 11 игр.
Обратные задачи
11 − 4 = 7 (куб.) 11 − 7 = 4 (пир.) — всего.
Ответ: 7 куб. Ответ: 7 куб.
Упражнение 2
Мама купила 17 фруктов. Из них было 9 яблок, а остальные бананы. Сколько бананов купила мама?
17 − 9 = 8 (б.) — купила мама.
Ответ: 8 б.
Упражнение 3
17 − 8 = 9 (ябл.) — купила мама.
Ответ: 9 ябл.
9 + 8 = 17 (фрук.) — всего.
Ответ: 17 фруктов.