- изучим письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток
- закрепим изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел
Представьте данные ниже числа в виде суммы разрядных слагаемых.
37, 48, 53, 87, 13.
Используя полученные результаты предположите, как к 37 можно прибавить 48?
Сложение
Складывают только разряды одного порядка: десятки с десятками, единицы с единицами. Поэтому, если представим числа как сумму разрядных слагаемых, то получим такую запись: 37 + 48 = (30 + 7) +
+ (40 + 8) = (30 + 40) + (7 + 8) = 70 + 15 = 70 + (10 + 5) = (70+ 10) + 5 = 80 + 5 = 85

Запись получилась длинная. Поэтому такие числа складывают в столбик. При сложении чисел столбиками сохраняется способ написания: десятки под десятками, единицы под единицами.
Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток
- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
- Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками.

Как найти значение выражения 87 + 13?
Алгоритм письменного сложения с образованием нового разряда

- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
- Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками. Если в ответе получили двузначное число, то десятки пишем под десятками. А новый разряд (сотни) пишем в клетке слева.
Как найти значение выражения 40 – 8?
Вычитание

Вычитают не только разряды одного порядка: десятки из десятков, единицы из единиц. Но еще единицы можно вычитать из 1 десятка (10). Поэтому, если из единиц вычесть нельзя, забирают у уменьшаемого десять. Т. е., в таком случае уменьшаемое всегда разбивают на два числа: 10 и оставшееся .
Например, 40 – 8 = (30 + 10) – 8 = 30 + (10 – 8) =
= 30 + 2 = 32.
Такую запись можно выполнить и в столбик. В этом случае над десятками уменьшаемого ставят точку. Это показывает, что здесь уже на 1 десяток меньше. А над единицами подписывают 10, показывая из скольки вычитаем.
Как найти устно значение выражения 50 – 24? Как записать письменно? Как найти значение выражения 52 – 24?
Чтобы найти значение разности, представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
50 – 24 = 50 – (20+4)
Выполним группировку чисел.
Сначала вычтем из числа 50 число 20, а затем 4. Получилось 26.
50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4=26
Схема письменного рассуждения схожа с вариантом 40 – 8.
Алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток
- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Вычитаем единицы. Если единицы уменьшаемого, меньше единиц вычитаемого, то забираем у десятков уменьшаемого 10.
- Если в единицах уменьшаемого был 0, то вычитаем из 10. Если в единицах уменьшаемого была иная цифра, то нужно прибавить ее значение к 10. И вычитать единицы вычитаемого уже из этой суммы. Пишем ответ под единицами.
- Вычитаем десятки. Если над десятками стоит точка. Это значит, что число на 1 меньше. И надо вычитать из этого меньшего числа. Пишем ответ под десятками.

Упражнение 1
Найдите значения выражений.

Упражнение 2
Выполните вычисления.

Упражнение 3
Закрасьте прямоугольник с верным ответом.
Числовое выражение
|
Варианты ответов
|
||
56 – 17
|
29
|
39
|
18
|
36 – 18
|
38
|
42
|
18
|
84 – 16
|
68
|
78
|
72
|
70 – 25
|
35
|
55
|
45
|
63 – 49
|
26
|
14
|
102
|
42 – 27
|
15
|
69
|
25
|
Упражнение 4
Сквидвард сказал, что находить значения выражений проще простого, поэтому тут же нашел ответ к выражению, которое ему продиктовал Губка Боб.
Давайте вместе с Губкой Бобом проверим, верно ли понял сегодняшнюю тему Сквидвард.
Если вдруг вы заметите ошибку, срочно ее исправляйте.

Отметьте в каждом секторе свои успехи за этот урок. Оценивайте себя по 3 показателям: знаю, как находить значения выражений; понимаю алгоритм решения; умею сам находить ответы.

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4
(верное решение)
