- изучим письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток
- закрепим изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел
Представь данные ниже числа в виде суммы разрядных слагаемых.
37, 48, 53, 87, 13
Используя полученные результаты, предположи, как к 37 можно прибавить 48.
Сложение
Складывают только разряды одного порядка: десятки с десятками, единицы с единицами. Поэтому если представим числа как сумму разрядных слагаемых, то получим такую запись: 37 + 48 = (30 + 7) +
+ (40 + 8) = (30 + 40) + (7 + 8) = 70 + 15 = 70 + (10 + 5) = (70+ 10) + 5 = 80 + 5 = 85.
Запись получилась длинная. Поэтому такие числа складывают в столбик. При сложении чисел столбиками сохраняется способ написания: десятки под десятками, единицы под единицами.
Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток
- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
- Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками.
Как найти значение выражения 87 + 13?
Алгоритм письменного сложения с образованием нового разряда
- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
- Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками. Если в ответе получили двузначное число, то десятки пишем под десятками. А новый разряд (сотни) пишем в клетке слева.
Как найти значение выражения 40 − 8?
Вычитание
Вычитают не только разряды одного порядка: десятки из десятков, единицы из единиц. Но ещё единицы можно вычитать из 1 десятка (10). Поэтому, если из единиц вычесть нельзя, забирают у уменьшаемого десять. Т. е. в таком случае уменьшаемое всегда разбивают на два числа: 10 и оставшееся.
Например, 40 – 8 = (30 + 10) – 8 = 30 + (10 – 8) =
= 30 + 2 = 32.
Такую запись можно выполнить и в столбик. В этом случае над десятками уменьшаемого ставят точку. Это показывает, что здесь уже на 1 десяток меньше. А над единицами подписывают 10, показывая, из скольких вычитаем.
Как найти устно значение выражения 50 − 24? Как записать письменно? Как найти значение выражения 52 − 24?
Чтобы найти значение разности, представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
50 − 24 = 50 − (20 + 4)
Выполним группировку чисел.
Сначала вычтем из числа 50 число 20, а затем 4. Получилось 26.
50 − 24 = (50 − 20) − 4 = 30 − 4 = 26
Схема письменного рассуждения схожа с вариантом 40 − 8.
Алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток
- Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
- Вычитаем единицы. Если единицы уменьшаемого меньше единиц вычитаемого, то забираем у десятков уменьшаемого 10.
- Если в единицах уменьшаемого был 0, то вычитаем из 10. Если в единицах уменьшаемого была иная цифра, то нужно прибавить её значение к 10. И вычитать единицы вычитаемого уже из этой суммы. Пишем ответ под единицами.
- Вычитаем десятки. Если над десятками стоит точка, это значит, что число на 1 меньше. И надо вычитать из этого меньшего числа. Пишем ответ под десятками.
Упражнение 1
Найди значение выражений.
Упражнение 2
Выполни вычисления.
Упражнение 3
Закрась прямоугольник с верным ответом.
Упражнение 4
Сквидвард сказал, что находить значения выражений проще простого, поэтому тут же нашёл ответ к выражению, которое ему продиктовал Губка Боб.
Давайте вместе с Губкой Бобом проверим, верно ли понял сегодняшнюю тему Сквидвард.
Если вдруг ты заметишь ошибку, срочно её исправляй.
Отметь в каждом секторе свои успехи за этот урок. Оценивай себя
по 3 показателям: знаю, как находить значение выражений; понимаю алгоритм решения; умею сам находить ответы.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
(верное решение)