- будем учиться записывать условие задачи разными способами
- будем решать текстовые задачи
Вспомни структуру задачи. Из чего она состоит? Что собой представляет?
Задача — это текст, который содержит связанные между собой условие и вопрос.
Как записать условие задачи? Всегда ли надо использовать только один способ?
Запись условия
Записать условие задачи можно разными способами: 1) словами (краткая запись), 2) схемой (отрезками), 3) рисунком (квадратики, кружочки), 4) таблицей.
Нужно уметь выбрать наиболее удобный способ, так как он поможет решить задачу быстро, наглядно увидеть связи между данными.
Для решения задач в одно действие часто используют краткую запись, схему или рисунок. Для решения задач в два действия больше подходит краткая запись и схема.
У Ларисы было три яблока, у Миши — шесть, а у Насти столько же, сколько у Ларисы. Сколько всего было яблок у ребят?
У Ларисы было три яблока, а у Миши на 3 больше. Сколько яблок было у Миши и Ларисы вместе?
У Ларисы было три яблока, у Миши — шесть. На сколько яблок у Ларисы было меньше?
Как решить задачу?
Решение задач
Решение задачи во многом зависит от понимая смысла, логики, взаимосвязи данных. Чтобы лучше решать задачи, нужно понимать конкретный смысл действий.
Так, сложение — это объединение, соединение, общее. Поэтому если мы ищем, сколько всего предметов, ищем целое, то выполняем действие сложение.
Если мы ищем часть целого, что-то убираем, отделяем, ищем остаток, разницу между количеством, то выполняем действие вычитание.
Логические задачи решаются путём рассуждения, составления рисунка.
Для выбора способа решения задачи мы выстраиваем цепочку рассуждения. Её можно представить в виде схемы. Составляя эту схему, мы отвечаем на вопросы: «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Что мы уже знаем? Как мы можем найти то, что ещё неизвестно?»
Упражнение 1
Запиши условие. Реши задачу.
Тома и Кира собрали яблоки. Тома собрала 13 яблок, а Кира
на 11 больше, чем Тома. Сколько всего яблок собрали девочки?
Упражнение 2
Игорь спросил у своих одноклассников, какие любимые предметы у них в школе. Полученные ответы он внёс в таблицу.
Используя данные этой таблицы, ответь на вопросы.
- У кого из детей только 1 любимый предмет? Назови его имя.
- У кого из ребят два любимых предмета — математика и окружающий мир? Назови их имена.
- Кто из детей любит русский язык? Назови его имя.
Упражнение 3
Запиши условие. Реши задачу.
У пристани стояло 26 маленьких и 9 больших лодок. Утром приплыло ещё 13 лодок, а в обед уплыло 7 лодок. Сколько лодок осталось у пристани?
Покажи на пальцах, какую отметку за урок ты себе поставишь. Отметь свой вариант ниже.
Упражнение 1
13 + (13 + 11) = 13 + 24 = 37 (яб.) — всего.
Ответ: 37 яб.
Упражнение 2
1) Алина
2) Пётр, Полина, Вова
3) Саша
Упражнение 3
М. лодок — 26 шт.
Б. лодок — 9 шт.
Приплыло — 13 шт.
Уплыло — 7 шт.
Осталось — ? шт.
1) 26 + 9 = 35 (шт.) — было
2) 35 + 13 = 48 (шт.) — стало, после того как приплыли
3) 48 − 7 = 41 (шт.)
Ответ: 41 лодка осталась у пристани.