Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Юмористические произведения

Юмористические произведения

24.04.2024
2711
0

Стихи А. Введенского, Д. Хармса, И. Токмаковой

Цели урока

  • будем наблюдать за тем, как поэты создают смешные ситуации в юмористических стихотворениях
  • будем учиться составлять юмористические рассказы по серии сюжетных картинок

Словарь

Учёный — человек, знающий много в какой-либо области.

Зяблик — небольшая лесная певчая птичка с красноватыми боками.

Произведения для самостоятельного изучения

Д. Хармс «Удивительная кошка»

Э. Мошковская «Печальная арифметика»

Ю. Тувин «Про пана Трулялинского»

И. Токмакова «В чудной стране»


Вспомни, что такое юмор? Любишь ли ты юмористические стихотворения? 

Знаешь ли ты детских писателей, которые пишут юмористические стихотворения?


Юмор — это изображение в произведении героев и ситуаций в смешном, комическом виде. Насмешка в таком произведении сочетается с сочувствием.

 

 

Юмористические стихотворения сочиняли поэты Д. Хармс, 
И. Токмакова, Э. Успенский, Э. Мошковская.


Об авторах

1905–1942 гг.

Даниил Хармс (1905–1942) родился в Санкт-Петербурге. Настоящая фамилия Ювачёв. У Хармса было около сорока псевдонимов. 

 

Мальчик рос и воспитывался в интеллигентной и состоятельной семье. После того как Даниил Хармс был отчислен из Ленинградского техникума, он начал заниматься литературной деятельностью. Хотя любовь к творчеству у него появилась в ранние годы: будучи школьником, он сочинил интересную сказку, которую читал своей четырёхлетней сестре Наталии. Даниила Хармса в основном знают как детского поэта.

Александр Иванович Введенский (1904–1941) родился в Санкт-Петербурге. Его мама была врачом, отец — экономистом. Поэт учился в гимназии, где и начал писать первые стихи. 

 

В 1925 году А. Введенский знакомится 
с Д. Хармсом. Активно печатал свои стихи для детей, сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж».

Ирина Петровна Токмакова (1929–2018) родилась в Москве в семье инженера-электротехника и детского врача. Стихи Ирина писала с детства. Школу она окончила с золотой медалью, училась в МГУ, работала переводчиком.

 

Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с поэтессой, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. И. Токмакова перевела эти стихи для своего сына, а её муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнёс переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

 

Вскоре вышла книга собственных стихов И. Токмаковой для детей, созданная совместно с мужем, — «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Позже И. Токмакова создала множество прекрасных стихотворений для детей. 


Вопросы к тексту

 

Прочитай произведение А. Введенского «Учёный Петя». Как ты охарактеризуешь Петю? Можно ли назвать его учёным? На какой жанр фольклора похоже стихотворение?

 

Учёный Петя

 

Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Всё он знает,
Понимает,
Всё другим он объясняет.
Подходили дети к Пете,
Говорили с Петей дети:
— Петя, Петя, ты учёный, —
Говорят они ему:
— Облетает лист зелёный,
Объясни нам, почему?
И ответил Петя:
— Дети!
Хорошо,
Я объясню.
Лист зелёный облетает,
По траве сухой шуршит,
Потому что он плохими
К ветке нитками пришит.
Услыхали это дети
И сказали:
— Что ты, Петя,
Неужели в самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ЭТО ТАК?
И опять сказали дети:
— Если ты всё знаешь, Петя,
Если ты умнее всех, —
Расскажи-ка нам про снег.
Не поймём — зачем зимою
Снег на улице валит
И над белою землёю
Больше зяблик не летит?
И ответил Петя:
— Дети!
Ладно, ладно,
Расскажу.
Знаю очень хорошо:
Снег — зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают,
Примерзают у него.
Услыхали это дети,
Удивились:
— Что ты, Петя,
Неужели
В самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
И тогда сказали дети:
— Хороши ответы эти,
Но ответить на вопросы
Мы ещё тебя попросим:
Видишь, стали дни короче,
И длиннее стали ночи?
Почему, ответь потом,
Вся река покрыта льдом?
И ответил Петя:
— Дети!
Так и быть уж,
Объясню.
Рыбы в речке строят дом
Для своих детишек
И покрыли речку льдом —
Он им вместо крыши.
Оттого длиннее ночи,
Оттого короче дни,
Что мы рано стали очень
Зажигать в домах огни.
Услыхали это дети,
Засмеялись:
— Что ты, Петя,
Неужели в самом деле,
В САМОМ ДЕЛЕ
ОТТОГО?
Как вы думаете, дети:
А не врёт ли это Петя?

 

Петя — мальчик с большой фантазией, а не учёный. Ответы на все вопросы он не знал, а просто придумывал. Стихотворение напоминает небылицу, ведь многие объяснения Пети совершенно нереальны (у зяблика примерзают к туче крылья, рыбы в речке строят дом и др.)


Прочитай произведение Д. Хармса «Вы знаете?». Можно ли назвать его юмористическим? Как автор создаёт комические ситуации? Зачем автор повторяет некоторые слова?

 

— Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем ничего!
— А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать,
Ровно сорок сыновей!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ещё двадцать,
Ещё тридцать,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, —
Не как звери,
Не как рыбы, —
Точно ястребы летать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну, ещё туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка,
Не лепёшка, —
А большое колесо!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, тарелка,
Ну, лепёшка,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьём?
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, с дубиной,
Ну, с метёлкой,
Ну, ещё туда-сюда,
А с заряженным ружьём —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать.
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну, ещё туда-сюда,
А достать его руками —
Это
Просто
Ерунда!

 

«Вы знаете?» — это юмористическое произведение. Автор включил в него много комичных ситуаций, похожих на небылицу: вместо 
солнца — колесо, собаки научились летать и др. Усиливают комичность повторы: участники диалога повторяют слова другого участника, частично верят словам другого участника:

 

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну, ещё туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок —

Это просто ерунда.


Может ли юмор развивать воображение? Прочитай произведение 
И. Токмаковой «Плим» и попробуй снова ответить на вопрос. Почему стихотворение названо «Плим»? Почему герой придумал именно это слово? 

 

Плим

 

Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!

 

Герой произведения И. Токмаковой придумал слово «плим». Это несуществующее слово, поэтому вызывает смех. Но герой не случайно выбрал именно эти буквы. Он говорит: «Вот прыгает и скачет…», значит, мальчик описывает движение мяча. Отскакивая, мяч издаёт звук «плим». Поэтому и слово так звучит. Смех и игра помогли герою развить воображение, придумать новое слово.


Попробуй нарисовать смешной рисунок к любому отрывку из стихотворений.

 

Для этого выбери отрывок, перечитай его ещё раз, подумай, что несуществующее (необычное) можно нарисовать к отрывку.


Наблюдаем за тем, как поэты создают смешные ситуации 

 

Перечитай стихотворения. Соотнеси приём автора и стихотворение.

 


Учимся составлять юмористический рассказ по серии сюжетных картинок

 

Рассмотри серию сюжетных картинок. 

 

1. Определи тему и главную мысль рассказа. Придумай название рассказа.

 

Тема: взаимная боязнь.

Главная мысль: прежде чем поднимать панику, нужно во всём хорошо разобраться.

 

2. Придумай имена главным героям.

 

3. Чтобы рассказ получился смешным, используй слова: затряслись от страха, оказался всего лишь, сам боялся. 

 

Используй эмоциональную диалоговую речь: «Спасите!», «Такой страшный: с большими глазами, острыми зубами…».

 

4. Составь рассказ по картинкам.

 


Нарисуй себя на лестнице успеха. При этом подписывай под каждой пройденной ступенькой, каким умением ты овладел (чему научился).

 


Ответы

«Учёный Петя»: повторы, несуществующие предметы и явления, выделение отдельных слов или слогов, диалог.

«Плим»: повторы, несуществующие предметы и явления.

«Вы знаете?»: повторы, несуществующие предметы и явления, выделение отдельных слов или слогов, диалог.


 

Предыдущий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Следующий урок
Юмористические произведения
Юмористические произведения
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Повелительное наклонение

    Английский язык

  • Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого

    Математика

  • Порядковые числительные

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке