- находить особенности стихотворений (ритм, рифма)
- изучить художественные приёмы звукопись и преувеличение
- учиться придумывать истории про животных
Коряга — суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.
Струится — льётся.
Чистоплотный — содержащий себя в чистоте, опрятный.
Верзила — высокий и нескладный.
Дремлет — некрепко спит.
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
К. Чуковский «Муха в бане»
О. Карелин «Василий-кот и пёс-Трезор»
В. Гвоздев «Бессовестный кот»
М. Бородицкая «Птичьи скороговорки»
Какие особенности стихотворения ты можешь назвать? Что такое ритм, рифма?
Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке стихотворения.
Рифма — это созвучие слов на конце строк.
Кошкин щенок
Был у кошки сын приёмный —
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать —
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
— Ох, — вздохнула кошка-мать, —
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся!
Сын купается в реке,
Мама дремлет на песке.
В. Берестов
О чём произведение В. Берестова? Можно ли назвать его стихотворением? Почему? Какая особенность есть в стихотворении?
Средства художественной выразительности
Некоторые поэты используют такой художественный приём — преувеличение. Это избыток определённых свойств изображаемого предмета или явления с целью усиления выразительности.
* * *
Гр-р-рянул
Гр-р-ромом
Кр-р-рик
Вор-р-роны.
Р-р-разбегается
Нар-р-род.
У бер-р-рёз
Тр-р-рясутся
Кр-р-роны,
А вор-р-рона
Всё ор-р-рёт.
Р-р-рак,
Р-р-рак,
Забр-р-рался
Под кор-р-рягу
И впер-р-рёд
Никак
Ни шагу.
С. Брескун
* * *
Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Меня она любила
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.
И добрая собака
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.
А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.
И. Пивоварова
О чём произведение И. Пивоваровой? Какая особенность есть в стихотворении?
Какое средство художественной выразительности использовал
С. Брескун?
Средства художественной выразительности
Иногда в стихотворениях встречается художественный приём звукопись. Это звуковые повторы, ориентированные на условное воспроизведение звуков природы, людей.
В каком стихотворении использован приём звукописи, а в каком — преувеличение? Приведи примеры из текста.
Попробуй прочитать стихотворение с приёмом звукописи быстро, а стихотворение с преувеличением — медленно, но выделяя голосом слова, которые преувеличены.
Вопросы к тексту
Что общего в прочитанных стихотворениях?
Какое стихотворение тебе понравилось больше? Почему?
Стихотворения о животных.
Сравни стихотворения и небылицы.
Сделай рисунок к любому из прочитанных стихотворений.
Готовимся сочинять смешные истории
- Подумай, о каком животном ты хотел бы рассказать.
- Определи героев рассказа.
- Какой смешной (интересный, необычный) случай мог произойти с этими героями? Какие поступки они совершили?
- Какой вывод должен сделать слушатель?
Сочини историю по плану.
- Что у тебя получилось на уроке?
- Какое настроение у тебя от урока?
- Какое задание хотел бы выполнить ещё?
В стихотворении «Грянул громом…» использован приём звукописи, а в стихотворении «Жила-была собака» — преувеличение.