Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Произведения о зиме

  • Зарубежная литература

  • Устное народное творчество

  • Произведения о детях

  • Произведения об осени

  • Произведения о весне

  • Произведения о животных

  • Юмористические произведения

  • Великие русские писатели

  • Произведения о дружбе

  • Другие разделы

Конспект урока: Стихотворения и рассказы о животных

Произведения о животных

31.03.2025
2713
9

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки

Цели урока

  • познакомимся с творчеством писателей-натуралистов
  • изучим особенности рассказа
  • будем учиться оценивать поступки героев рассказа
  • будем учиться определять отношение автора к героям
  • будем учиться прогнозировать события рассказов
  • будем учиться составлять вопросы к текстам

Словарь

Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.

Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла.

Паровое поле — поле, свободное от возделываемых сельскохозяйственных культур в течение определённого периода времени и систематически обрабатываемое в целях борьбы с сорняками.

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой.

Насилу — с большим трудом, едва.

Медвежатник — охотник на медведей.

Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Колхозник — человек, работающий в колхозе.

Колхо́з — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Щепка — тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.

Расщеплённое — разделённое.

Произведения для самостоятельного изучения

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Пришвин «Золотой луг»

В. Бианки «Сова»

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

В. Бианки «Первая охота»

Е. Чарушин «Мохнатые ребята»

Б. Житков «Галка»


Кто такие писатели-натуралисты?


Писатели-натуралисты — это писатели-исследователи, писатели-путешественники, которые пишут о природе.


С творчеством кого из писателей-натуралистов ты уже знаком?


В каком жанре работают писатели-натуралисты?


Запомни!
 

Писатели-натуралисты пишут и сказки, и рассказы. 
 

Рассказ — это жанр произведения, в котором автор описывает реальные события, которые могли произойти в жизни.  

 

В отличие от сказки, рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего ключевую роль в жизни героя.


Ребята и утята

 

М. Пришвин

 

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

 

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.


 

Учимся прогнозировать события текста

 

Как ты думаешь: что произошло дальше?

 


Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

 

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

 

Они струсили и ответили:

 

— Пустим.

 

— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

 

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

 

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

 

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

 

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

 

— Счастливый путь, утята! — Ребята надо мной засмеялись.

 

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания»!

 

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

 

— До свидания, утята!


Ты прочитал сказку или рассказ? Докажи свой ответ.

 

Какие поступки совершили ребята? Как относится к ним автор? Что он говорит? С какими эмоциями?


В рассказе герои совершают поступки. Через них раскрывает их характер. 

 

Например, ребята зашвыряли шапками утиное семейство, поймали утят. Это говорит о том, что ребята недальновидны, жестоки. 

 

Чтобы понять, как автор относится к героям, надо понаблюдать за его речью. Так, он может грубо или ласково называть героя, кричать или мирно говорить с ним, помогать ему или, наоборот, помещать в сложные ситуации.

 

Например, автор называет ребят глупышами. Значит, писатель отрицательно относится к ребятам, но не сердится, а учит их, как надо поступать.


Прочти произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант». Соедини стрелочкой главную мысль рассказа с его названием.


Учимся составлять вопросы к тексту

 

Попробуй составить по два вопроса к каждому рассказу. Один вопрос («закрытый») составь с односложным ответом (да/нет), другой («открытый») — с развёрнутым ответом. Воспользуйся подсказками.

 

«Закрытые вопросы» можно начинать так: правда ли?.. согласны ли вы?..

 

«Открытые вопросы» можно начинать так: почему?.. зачем?.. что было бы, если?..


Поставь плюс с верным высказыванием.

 


Ответы

Прочитанные произведения — рассказы, так как сюжет содержит один главный эпизод.


 

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки

Цели урока

  • познакомимся с творчеством писателей-натуралистов
  • изучим особенности рассказа
  • будем учиться оценивать поступки героев рассказа
  • будем учиться определять отношение автора к героям
  • будем учиться прогнозировать события рассказов
  • будем учиться составлять вопросы к текстам

Словарь

Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.

Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла.

Паровое поле — поле, свободное от возделываемых сельскохозяйственных культур в течение определённого периода времени и систематически обрабатываемое в целях борьбы с сорняками.

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой.

Насилу — с большим трудом, едва.

Медвежатник — охотник на медведей.

Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Колхозник — человек, работающий в колхозе.

Колхо́з — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Щепка — тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.

Расщеплённое — разделённое.

Произведения для самостоятельного изучения

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Пришвин «Золотой луг»

В. Бианки «Сова»

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

В. Бианки «Первая охота»

Е. Чарушин «Мохнатые ребята»

Б. Житков «Галка»


Кто такие писатели-натуралисты?


Писатели-натуралисты — это писатели-исследователи, писатели-путешественники, которые пишут о природе.


С творчеством кого из писателей-натуралистов ты уже знаком?


В каком жанре работают писатели-натуралисты?


Запомни!
 

Писатели-натуралисты пишут и сказки, и рассказы. 
 

Рассказ — это жанр произведения, в котором автор описывает реальные события, которые могли произойти в жизни.  

 

В отличие от сказки, рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего ключевую роль в жизни героя.


Ребята и утята

 

М. Пришвин

 

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

 

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.


 

Учимся прогнозировать события текста

 

Как ты думаешь: что произошло дальше?

 


Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.

 

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

 

Они струсили и ответили:

 

— Пустим.

 

— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

 

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

 

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

 

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

 

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

 

— Счастливый путь, утята! — Ребята надо мной засмеялись.

 

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания»!

 

И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

 

— До свидания, утята!


Ты прочитал сказку или рассказ? Докажи свой ответ.

 

Какие поступки совершили ребята? Как относится к ним автор? Что он говорит? С какими эмоциями?


В рассказе герои совершают поступки. Через них раскрывает их характер. 

 

Например, ребята зашвыряли шапками утиное семейство, поймали утят. Это говорит о том, что ребята недальновидны, жестоки. 

 

Чтобы понять, как автор относится к героям, надо понаблюдать за его речью. Так, он может грубо или ласково называть героя, кричать или мирно говорить с ним, помогать ему или, наоборот, помещать в сложные ситуации.

 

Например, автор называет ребят глупышами. Значит, писатель отрицательно относится к ребятам, но не сердится, а учит их, как надо поступать.


Прочти произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант». Соедини стрелочкой главную мысль рассказа с его названием.


Учимся составлять вопросы к тексту

 

Попробуй составить по два вопроса к каждому рассказу. Один вопрос («закрытый») составь с односложным ответом (да/нет), другой («открытый») — с развёрнутым ответом. Воспользуйся подсказками.

 

«Закрытые вопросы» можно начинать так: правда ли?.. согласны ли вы?..

 

«Открытые вопросы» можно начинать так: почему?.. зачем?.. что было бы, если?..


Поставь плюс с верным высказыванием.

 


Ответы

Прочитанные произведения — рассказы, так как сюжет содержит один главный эпизод.


 

Предыдущий урок
Лирические стихотворения о весне, матери
Произведения о весне
Следующий урок
Юмористические произведения
Юмористические произведения
  • Bathroom

    Английский язык

  • Равномерное движение по окружности

    Физика

  • Семья как малая группа

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке