- познакомимся с творчеством писателей-натуралистов
- изучим особенности рассказа
- будем учиться оценивать поступки героев рассказа
- будем учиться определять отношение автора к героям
- будем учиться прогнозировать события рассказов
- будем учиться составлять вопросы к текстам
Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.
Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла.
Паровое поле — поле, свободное от возделываемых сельскохозяйственных культур в течение определённого периода времени и систематически обрабатываемое в целях борьбы с сорняками.
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой.
Насилу — с большим трудом, едва.
Медвежатник — охотник на медведей.
Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Колхозник — человек, работающий в колхозе.
Колхо́з — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.
Щепка — тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
Расщеплённое — разделённое.
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
М. Пришвин «Золотой луг»
В. Бианки «Сова»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
В. Бианки «Первая охота»
Е. Чарушин «Мохнатые ребята»
Б. Житков «Галка»
Кто такие писатели-натуралисты?
Писатели-натуралисты — это писатели-исследователи, писатели-путешественники, которые пишут о природе.
С творчеством кого из писателей-натуралистов ты уже знаком?

В каком жанре работают писатели-натуралисты?
Запомни!
Писатели-натуралисты пишут и сказки, и рассказы.
Рассказ — это жанр произведения, в котором автор описывает реальные события, которые могли произойти в жизни.
В отличие от сказки, рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего ключевую роль в жизни героя.

Ребята и утята
М. Пришвин
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
Учимся прогнозировать события текста
Как ты думаешь: что произошло дальше?
Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята! — Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
— До свидания, утята!
Ты прочитал сказку или рассказ? Докажи свой ответ.
Какие поступки совершили ребята? Как относится к ним автор? Что он говорит? С какими эмоциями?
В рассказе герои совершают поступки. Через них раскрывает их характер.
Например, ребята зашвыряли шапками утиное семейство, поймали утят. Это говорит о том, что ребята недальновидны, жестоки.
Чтобы понять, как автор относится к героям, надо понаблюдать за его речью. Так, он может грубо или ласково называть героя, кричать или мирно говорить с ним, помогать ему или, наоборот, помещать в сложные ситуации.
Например, автор называет ребят глупышами. Значит, писатель отрицательно относится к ребятам, но не сердится, а учит их, как надо поступать.
Прочти произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант». Соедини стрелочкой главную мысль рассказа с его названием.

Учимся составлять вопросы к тексту
Попробуй составить по два вопроса к каждому рассказу. Один вопрос («закрытый») составь с односложным ответом (да/нет), другой («открытый») — с развёрнутым ответом. Воспользуйся подсказками.
«Закрытые вопросы» можно начинать так: правда ли?.. согласны ли вы?..
«Открытые вопросы» можно начинать так: почему?.. зачем?.. что было бы, если?..

Поставь плюс с верным высказыванием.

Прочитанные произведения — рассказы, так как сюжет содержит один главный эпизод.

- познакомимся с творчеством писателей-натуралистов
- изучим особенности рассказа
- будем учиться оценивать поступки героев рассказа
- будем учиться определять отношение автора к героям
- будем учиться прогнозировать события рассказов
- будем учиться составлять вопросы к текстам
Верста — русская мера длины, равная 1,06 км.
Ку́зница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла.
Паровое поле — поле, свободное от возделываемых сельскохозяйственных культур в течение определённого периода времени и систематически обрабатываемое в целях борьбы с сорняками.
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой.
Насилу — с большим трудом, едва.
Медвежатник — охотник на медведей.
Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Колхозник — человек, работающий в колхозе.
Колхо́з — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.
Щепка — тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
Расщеплённое — разделённое.
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
М. Пришвин «Золотой луг»
В. Бианки «Сова»
В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
В. Бианки «Первая охота»
Е. Чарушин «Мохнатые ребята»
Б. Житков «Галка»
Кто такие писатели-натуралисты?
Писатели-натуралисты — это писатели-исследователи, писатели-путешественники, которые пишут о природе.
С творчеством кого из писателей-натуралистов ты уже знаком?

В каком жанре работают писатели-натуралисты?
Запомни!
Писатели-натуралисты пишут и сказки, и рассказы.
Рассказ — это жанр произведения, в котором автор описывает реальные события, которые могли произойти в жизни.
В отличие от сказки, рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего ключевую роль в жизни героя.

Ребята и утята
М. Пришвин
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
Учимся прогнозировать события текста
Как ты думаешь: что произошло дальше?
Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл.
— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
— Пустим.
— Вот то-то «пустим»! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливый путь, утята! — Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания»!
И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
— До свидания, утята!
Ты прочитал сказку или рассказ? Докажи свой ответ.
Какие поступки совершили ребята? Как относится к ним автор? Что он говорит? С какими эмоциями?
В рассказе герои совершают поступки. Через них раскрывает их характер.
Например, ребята зашвыряли шапками утиное семейство, поймали утят. Это говорит о том, что ребята недальновидны, жестоки.
Чтобы понять, как автор относится к героям, надо понаблюдать за его речью. Так, он может грубо или ласково называть героя, кричать или мирно говорить с ним, помогать ему или, наоборот, помещать в сложные ситуации.
Например, автор называет ребят глупышами. Значит, писатель отрицательно относится к ребятам, но не сердится, а учит их, как надо поступать.
Прочти произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант». Соедини стрелочкой главную мысль рассказа с его названием.

Учимся составлять вопросы к тексту
Попробуй составить по два вопроса к каждому рассказу. Один вопрос («закрытый») составь с односложным ответом (да/нет), другой («открытый») — с развёрнутым ответом. Воспользуйся подсказками.
«Закрытые вопросы» можно начинать так: правда ли?.. согласны ли вы?..
«Открытые вопросы» можно начинать так: почему?.. зачем?.. что было бы, если?..

Поставь плюс с верным высказыванием.

Прочитанные произведения — рассказы, так как сюжет содержит один главный эпизод.
