Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихотворения и рассказы о животных

Произведения о животных

26.04.2024
1929
1

Стихи о животных. И. Пивоварова, В. Берестов

Цели урока

  • находить особенности стихотворений (ритм, рифма)
  • изучить художественные приёмы звукопись и преувеличение
  • учиться придумывать истории про животных

Словарь

Коряга — суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.

Струится — льётся.

Чистоплотный — содержащий себя в чистоте, опрятный.

Верзила — высокий и нескладный.

Дремлет — некрепко спит.

Произведения для самостоятельного изучения

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

К. Чуковский «Муха в бане»

О. Карелин «Василий-кот и пёс-Трезор»

В. Гвоздев «Бессовестный кот»

М. Бородицкая «Птичьи скороговорки»


 

Какие особенности стихотворения ты можешь назвать? Что такое ритм, рифма?

 


Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке стихотворения.

 

Рифма — это созвучие слов на конце строк.



Кошкин щенок

Был у кошки сын приёмный —
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать —
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
— Ох, — вздохнула кошка-мать, —
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся!
Сын купается в реке,
Мама дремлет на песке.

 

В. Берестов


О чём произведение В. Берестова? Можно ли назвать его стихотворением? Почему? Какая особенность есть в стихотворении?


Средства художественной выразительности
 

Некоторые поэты используют такой художественный приём — преувеличение . Это избыток определённых свойств изображаемого предмета или явления с целью усиления выразительности.


                                                                          * * *


Гр-р-рянул
Гр-р-ромом
Кр-р-рик
Вор-р-роны.
Р-р-разбегается
Нар-р-род.
У бер-р-рёз
Тр-р-рясутся
Кр-р-роны,
А вор-р-рона
Всё ор-р-рёт.
Р-р-рак,
Р-р-рак,
Забр-р-рался
Под кор-р-рягу
И впер-р-рёд
Никак
Ни шагу.


С. Брескун
 

                                                                         * * *


Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Меня она любила
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.
И добрая собака
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.
А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.

 

И. Пивоварова

 


О чём произведение И. Пивоваровой? Какая особенность есть в стихотворении?

 

Какое средство художественной выразительности использовал 
С. Брескун?


Средства художественной выразительности

 

Иногда в стихотворениях встречается художественный приём звукопись . Это звуковые повторы, ориентированные на условное воспроизведение звуков природы, людей.


В каком стихотворении использован приём звукописи, а в каком — преувеличение? Приведи примеры из текста. 

 

Попробуй прочитать стихотворение с приёмом звукописи быстро, а стихотворение с  преувеличением — медленно, но выделяя голосом слова, которые преувеличены.


Вопросы к тексту

 

Что общего в прочитанных стихотворениях?

Какое стихотворение тебе понравилось больше? Почему? 
 

Стихотворения о животных.


Сравни стихотворения и небылицы.


Сделай рисунок к любому из прочитанных стихотворений.


Готовимся сочинять смешные истории

 

  1. Подумай, о каком животном ты хотел бы рассказать.
  2. Определи героев рассказа.
  3. Какой смешной (интересный, необычный) случай мог произойти с этими героями? Какие поступки они совершили?
  4. Какой вывод должен сделать слушатель?

 

Сочини историю по плану.


  • Что у тебя получилось на уроке?
  • Какое настроение у тебя от урока?
  • Какое задание хотел бы выполнить ещё?


Ответы

В стихотворении «Грянул громом…» использован приём звукописи, а в стихотворении «Жила-была собака» — преувеличение.

 

 

Предыдущий урок
Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова
Произведения о детях
Следующий урок
Стихотворения и рассказы о животных
Произведения о животных
Поделиться:
  • Предлог как часть речи

    Русский язык

  • Повелительное наклонение

    Английский язык

  • Alphabet. Aa, Ee

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Елена Жук 3 months, 2 days, 18 hours, 7 minutes назад
Здравствуйте! Мой ребенок находится на экстернате и большую часть времени занимается самостоятельно с моим контролем освоения материала в конце урока. Обычно сам материал представлен доступно, но когда, например, в учебнике в рубрике "Произведения для самостоятельного изучения" представлен список произведений, то было бы логично где-то на платформе эти материалы выложить, тк ребенок в силу возраста не всегда может найти их сам в интернете. Также необходимо пояснить, что подразумевается под фразой"самостоятельное изучение" : просто прочтение или нужно какую-то конкретную работу проделать с произведением. Необходима более чёткая инструкция. В остальном все доступно, спасибо за работу!