Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К. Булычев «Путешествие Алисы»

Фантастика

14.02.2025
2161
0

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением «Путешествие Алисы»
  • сравним сказку и фантастический рассказ
  • будем находить выражения, характерные для фантастической литературы
  • будет характеризовать персонажа

Словарь

Ложбина — неглубокий овраг.

Кают-компания — общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле.

Трюм — пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой, которую называют платформой.

 


Об авторе

 

Кир Булычёв (настоящее имя писателя Игорь Всеволодович Можейко) — писатель-фантаст, сценарист, режиссёр, литературовед. Прославился после серии рассказов о девочке по имени Алиса Селезнёва. Настоящая популярность пришла к писателю после выхода на экраны картины «Гостья из будущего».


О произведении

 

«Путешествие Алисы» — одна из самых популярных повестей Кира Булычёва из серии книг о девочке из будущего. Это произведение переводилось на разные языки, по его мотивам был создан мультфильм, компьютерная игра и даже комикс. В книге описывается космическая экспедиция профессора Селезнёва с командой для поиска редких инопланетных животных. Капитан Полосков, бортмеханик Зелёный и Алиса со своим отцом исследуют самые разные планеты, находят невиданных на Земле зверей и растения, а также сражаются с самыми настоящими космическими пиратами. 


Это интересно!

 

Дочь Кира Булычёва зовут Алиса. Именно она стала прототипом главной героини литературных произведений — рассказов, повестей и романов. Прототипом её отца, космобиолога доктора Игоря Селезнёва, стал, как легко догадаться, сам писатель. Читатели очень долгое время не имели представления, кто скрывается за этим псевдонимом. Только в 1982 году покров тайны с настоящего имени Кира Булычёва был сорван, поскольку писателю вручили Государственную премию СССР.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте произведение «Путешествие Алисы» из цикла «Приключения Алисы» Кира Булычёва. К какому жанру можно отнести произведение? Похоже ли оно на сказку? Есть ли различия?

 

«Путешествие Алисы» — это фантастическая повесть, а не сказка (повесть — это произведение, большее по объёму, чем рассказ). В данном произведении присутствует вымысел, но для героев он является реальностью. Как правило, в таком произведении есть именно научный вымысел (новое оборудование, новые слова), а не магический.

 

В сказках же вымысел даже для героев необычен. Как правило, он имеет волшебный характер, не основывается ни на каких законах.


От чьего имени ведётся рассказ? Что вы думаете о рассказчике?

 

Рассказчик — папа Алисы. Он, говоря о себе, использует местоимение я. Алиса кричит ему: «Папа! Ты только посмотри!»

 

Рассказчик — биолог, он изучает внеземную жизнь. Это смелый и добрый человек. Он не хотел вредить кустикам, даже когда думал, что они нападают на него.

 

Рассказчик очень любит свою дочь и хотел защитить её от опасности, может быть, даже ценой своей жизни. Он очень хороший человек. 


Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

 

Взрослые перепугались. Они думали, что кустики нападают на них. Зелёный так вообще побежал за огнемётом, чтобы спалить кустики. Папа Алисы пытался их запереть. И только Алиса хотела помочь кустикам.

 

Когда всё выяснилось, герои стали относиться к кустикам как к растениям, пусть и необычным. А свой испуг вспоминали со смехом. 


Какой была Алиса? Опишите её.

 

Алиса была находчивой, ведь она первая сообразила, что кустики хотят пить. Она была доброй и отзывчивой, ведь бросилась помогать кустикам, не зная, могут те быть опасными или нет. А ещё девочка напоила маленький кустик компотом и постоянно его жалела. Эти строки окончательно убеждают читателя в её доброте и отзывчивости.


Прочитайте выделенные слова. Какой приём использует автор? Как ему в этом помогает сравнение?

 

«…В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрывались, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы…»

 

Этот приём называется олицетворение. Автор описывает неживые кустики как человеческое существо, существо с разумом, задумавшее злое. Сравнение цветов с глазами помогает ему создать образ живого существа. Возникает образ страшного, опасного чудовища.


Разделите текст на части в соответствии с планом ниже.

 

     План:

  1. Находка кустиков.
  2. Неожиданное пение.
  3. Алиса в трюме с Зелёным.
  4. Поспешное отступление.
  5. Лейка с водой.
  6. Умиротворение.
  7. Малыш и компот.


Перескажите текст от лица Алисы своим родителям, друзьям, учителю, при необходимости воспользуйтесь планом. Поинтересуйтесь, что в вашем пересказе им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.



Оцените свою работу на уроке. Поставьте метки в секторы мишени в соответствии с вашей оценкой результатов по итогу урока.

 


Предыдущий урок
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Фантастика
Следующий урок
Стихотворения Ф. И. Тютчева , А. А. Фета
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

    История

  • Экономическая культура

    Обществознание

  • Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке