Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихотворения Ф. И. Тютчева , А. А. Фета

Поэтическая тетрадь

Федор Иванович Тютчев. Стихотворения “Еще земли печален вид…” и “Как неожиданно и ярко…”

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями Ф. И. Тютчева
  • проанализируем поэтические тексты
  • вспомним правила выразительного чтения
  • найдем средства выразительности, которые использует поэт в стихотворениях

Словарь

Арка  - дугообразное перекрытие проема в стене. Здесь: радуга.

Литература для самостоятельного изучения

  • К. Ушинский - “Четыре желания”
  • Ф. И. Тютчев - “Декабрьское утро”

 


Федор Иванович Тютчев  (1803–1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Федор Иванович также писал любовную лирику, затрагивал также и политические темы.


Интересные факты об авторе стихотворений

 

Рис. 1. Портрет Ф. Тютчева из коллекции Третьяковской галереи. Рис. 1. Портрет Ф. Тютчева из коллекции Третьяковской галереи.

 

  • Основы образования Тютчев получал самостоятельно, обучаясь дома.
  • К своему собственному творчеству Тютчев относился скептически, считая себя скорее любителем, нежели профессиональным поэтом.
  • Несмотря на то, что основной деятельностью, которой посвятил себя Тютчев, была государственная служба, литературный талант проявился в нём ещё в раннем детстве. В 7 лет он начал изучать иностранные языки, а в 12 уже переводил произведения древнегреческого поэта Горация на русский.
  • Многие стихи Фёдора Ивановича впоследствии были положены на музыку, став песнями и романсами.


               * * *
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

 

Рис. 2. Ю. Мельков “Весна в лесу”. Рис. 2. Ю. Мельков “Весна в лесу”.


О произведении


Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти Тютчева – в 1876 году. 

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», – это сопоставление человеческой души с природой. Перед читателями предстает природа конца февраля – начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.


Вопросы к стихотворению


Понравился ли вам отрывок из стихотворение Ф. И. Тютчева? Какие чувства вы испытали при прочтении?

 

Рис. 3. Т. Будник “Ранняя весна”. Рис. 3. Т. Будник “Ранняя весна”.


Какой поре посвятил стихотворение поэт? Докажите словами из текста, что весна еще сама не пришла, а описано лишь преддверие ее прихода.

 

В своем стихотворении автор описывает раннюю весну. Явных изменений в природе пока еще нет: «земли печален вид». О долгих суровых морозах напоминает «мертвый в поле стебль» и «еще природа не проснулась». Однако спящая до сих пор природа уже начинает волшебное преображение. Об этом свидетельствует неуловимое дыхание весны, разлитое в свежем воздухе.


 

Для чего в стихотворении автор использует много глаголов?

 

Глаголы обозначают действие. Поэт описывает, как природа пробуждается, в ней начинается движение, происходят изменения, вот почему много использовано им глаголов.


Помните ли вы правила выразительного чтения?


Вспомним!

 

Памятка выразительного чтения стихотворения:

 

  • постарайтесь понять настроение стихотворения;
  • определите, где нужно сделать паузы. Обратите внимание на знаки препинания;
  • в каждой строчке найдите слова или словосочетания, которые следует выделить голосом.

Верно ставьте ударения в словах.

Не забудьте: слушают и что  вы читаете, и как  вы читаете.


Помните ли вы, что такое средства выразительности и для чего они нужны? Вспомните определения понятий “олицетворение”, “эпитет” и “сравнение”.


Вспомним!

 

Средства художественной выразительности языка  - это те художественно - выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

Олицетворение  - это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.

Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Сравнение - сравнение предметов на основании их общего признака. Для этого используют слова “будто, словно, как”. Также выделяют и скрытое сравнение (метафору). В этом случае указанные слова не используются: глаза-бусинки.


О произведении

 

Летом 1865 г. появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.
Произведение имеет две части. Мы познакомимся с первой, изображающей пейзажную зарисовку. Главной ее деталью становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». 


                 * * *
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

 


Вопросы к стихотворению

 

Какие чувства вы испытали при прочтении стихотворении? О чем оно?

 

Рис. 4. Эдуард Панов “Радуга”. Рис. 4. Эдуард Панов “Радуга”.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко» Ф. Тютчева передает эмоциональное состояние человека. Светлые яркие образы перемешиваются с нотками трагизма. Стихотворение можно отнести к пейзажной лирике.

 

 Автор описывает красоту радуги. Многоцветная арка восхищает. Она фантастична и воздушна. 

Радужное видение привлекает взгляд любого человека. Арка в стихотворении огромна: один конец «в леса вонзила», другим «за облака ушла». Радуга символизирует широту человеческой души. Чувства человека многогранны. На особом месте стоит любовь.


Как Федор Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту радужного видения?

 

Рис. 5. Жорж Сера “Радуга”. Рис. 5. Жорж Сера “Радуга”.

Радуга в стихотворении Тютчева описана как некое волшебство, которое проявилось на считанные мгновения и которое должно очень скоро исчезнуть. 

Для поэта радуга "воздушная арка", "радужное видение", которое раскинулось на полнеба, чудо природы, которым следует успеть полюбоваться.

Ведь радуга появляется на мгновение, и этот факт очень точно отражен Тютчевым в призыве.

Не успеешь поймать волшебный момент и вот уже радуга побледнела и исчезает, а вместе с ней пропадает и минута волшебства.


О чем просит читателя автор?

 

Стихотворение Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой, вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

“Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.”

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого, может быть, останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

“Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!”


Какую  интонацию  вы выберете для прочтения стихотворения? Почему?

 

Сам Федор Тютчев очень точно указал расстановкой восклицательных знаков в стихотворении "Как неожиданно и ярко" то, что читать это стихотворение нужно восторженно. Исполнитель стихотворения должен показать не только чувства поэта, но и свои собственные переживания, свой собственный восторг.

Это стихотворение следует читать громко, в достаточно быстром темпе, который должен подчеркнуть скоротечность описываемого явления, радуги. Но последние пару строчек можно было бы прочитать, резко замедлившись и немного грустным голосом - чудо закончилось, все исчезло, и все в этой жизни рано или поздно кончается. Читатель должен выразить свое сожаление по этому поводу.


Вспомним!

 

Интонация — основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику; смысловая мелодия, заключающаяся в самом строе речи.


Подготовьте стихотворение “Еще земли печален вид…” к выразительному чтению. При подготовке воспользуйтесь памяткой выразительного чтения стихотворения.


Выпишите из стихотворения “Еще земли печален вид...” эпитеты и олицетворения.

 

                                                 

Эпитеты

Олицетворения


Выпишите из стихотворения “Как неожиданно и ярко…” глаголы. 

Объясните устно их смысл и значение в стихотворении.

 

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Как бы вы озаглавили стихотворение “Как неожиданно и ярко…”? 

Запишите свои варианты.

 

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


На уроке мы совершили путешествие в мир поэзии Ф.И. Тютчева. Выберите остров, на котором вы оказались в конце занятия. Объясните выбор.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Эпитеты

Олицетворения

"мертвый стебель"

"воздух дышит"

“редеющий сон”

“природа не проснулась”

“природа...невольно улыбнулась”

“земли печален вид”

 


 

Предыдущий урок
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Зарубежная литература
Следующий урок
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», И. С. Никитин «В синем небе над полями…», И. А. Бунин. «Листопад».
Поэтическая тетрадь
  • Some, any, no

    Английский язык

  • Предлоги времени (in, at, on)

    Английский язык

  • Словосочетание. Однородные члены предложения. Знаки препинания

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке