Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», И. С. Никитин «В синем небе над полями…», И. А. Бунин. «Листопад».

Поэтическая тетрадь

17.01.2025
1992
0

Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна!..», Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут над полями…», Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

 

Цели урока

  • проанализируем поэтические тексты
  • понаблюдаем за эмоциональной окрашенностью лирического произведения
  • найдем средства выразительности

Словарь

Очи — глаза.

Грезить — мечтать.

Терем — высокий боярский или княжеский дом в виде башни.

Лиловый — оттенок цве́та сирени или фиалки, фиолетовый.

Багряный — багровый: яркий насыщенный оттенок красного.

Лазурь — светло-синий цвет.

Вдова — женщина, у которой умер муж.

Литература для самостоятельного изучения

Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот моих лесов?»

Н. А. Некрасов «Саша»


Евгений Абрамович Баратынский (1800–1844) — это выдающийся русский поэт-мыслитель. Его творчество привлекает к себе людей, которые воспринимают литературу не как развлекательное чтиво, а ищут в ней глубину и вместе с ней стремятся к истине. Стихотворения в своей биографии Баратынский начал писать довольно рано. Большинство его произведений имеет философский смысл, писателя интересовал внутренний мир человека.


О произведении

 

Предчувствие весны и обновления, охватившее поэта в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя — в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

 

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

 

Стихотворение очень символично, так как весна в нём рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца.

 

Поэт рассказывает о том, что характерно для весенней поры в природе, и в то же время описывает состояние человека, который действительно к ней близок.


***

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

   Слепит мне очи он.


 

Весна, весна! как высоко

   На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

   Летают облака!


 

Шумят ручьи! блестят ручьи!

   Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

   Поднятый ею лёд!


 

Ещё древа обнажены,

   Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

   И шумен, и душист.


 

Под солнце самое взвился

   И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

   Заздравный гимн весне…

 

 

Отрывок из стихотворения 
Е. А. Баратынского

 


Вопросы к стихотворению

 

Каким настроением проникнуто стихотворение? С какой интонацией нужно читать произведение?

 

В произведении использовано много восклицательных предложений, что придаёт восторженный тон стихотворению. Автор ярко, очень эмоционально описывает весну. Всё светится, играет яркими красками («ясен небосклон», «солнечным лучам», «яркой вышине», «слепит мне очи»).


Какие средства выразительности использует автор?

 

В произведении использовано много эпитетов («торжествующем хребте, ветхий лист, незримый жаворонок, заздравный гимн»). Олицетворения («живой лазурию, на крыльях ветерка, летают облака») показывают насколько сильно насыщено цветом небо, как много в нём воздуха.


Иван Саввич Никитин (1824–1861) — русский поэт. Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью и проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен.


О произведении

 

В стихотворении И. Никитин обращается к излюбленной теме своих пейзажных стихотворений — описанию вечера, переходящего в ночь.

 

Основная мысль заключена в последней строфе: природа и человек — Божье творение, поэтому наблюдение за природой приближает человека к Богу. Пейзажи Никитина — это всегда разговор с Богом, молитва «от души».


 

***

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

 

 

 


Вопросы к стихотворению

 

Какую картину природы рисует автор? Какие средства выразительности использует?

 

Автор рисует вечернюю картину. Для описания природы он выбирает простые слова. Повествование идет медленно, настраивая читателя на спокойный лад. Автор использует тёплые оттенки (золотой, красный, румяный), что создаёт атмосферу уюта. В стихотворении можно найти эпитеты: «тёплый вечер, ночная прохлада, золотое сиянье», олицетворения: «месяц встает, грезит колос», сравнение: «точно в храме».


Какие чувства вызывает стихотворение?

 

Стихотворение вызывает чувство покоя, безмятежности. Это достигается особым плавным ритмом. Героя окружает тишина, покой, ночная прохлада.


Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провёл много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

 

Рис. 1. Фотография И. А. Бунина


О произведении
 

Стихотворение «Листопад» Иван Бунин написал в августе 1900 года, а уже через два месяца его опубликовали в петербургском журнале «Жизнь». Произведение посвящалось М. Горькому и носило подзаголовок «Осенняя поэма». Надо сказать, что позже посвящение было убрано, потому что дружба писателей прекратилась.


Листопад
(в сокращении)

 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

 

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...

 

Рис. 2. И. Левитан «Золотая осень»


Вопросы к стихотворению

 

Почему Иван Алексеевич Бунин сравнивает осенний лес с теремом? Что между ними общего?
 

На Руси терема славились своим красочным убранством и были под стать настоящим предметам искусства. Вот и Бунин в стихотворении под названием «Листопад» красочно описывает природу, говоря: «Лес, точно терем расписной…» Бунин радуется, получает эстетическое удовольствие от красот, которые он видит перед собой.


Какие сравнения использует поэт, чтобы нарисовать образ леса-терема?

 

Поэт использует такие сравнения: «лес, точно терем расписной», «как вышки, елочки темнеют», «просветы в небо, что оконца», «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «последний мотылек... точно белый лепесток».

 

Сравнения, используемые автором, помогают ярко представить картину осеннего красочного леса и понять отношение писателя к осенней поре.


Обратите внимание, что слово «Осень» автор пишет с заглавной буквы. Как вы думаете, почему?

 

Слово «Осень» у поэта с большой буквы, потому что он использует олицетворение, изображает её как живое существо — тихую вдову. Этим поэт достигает особой выразительности, делает явление природы способным на активное действие, как человек, женщина, что и позволяет читателю более ярко представить себе описанную поэтом картину.


Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?


Слова: мол ч анье, вы ш ине, ти ш ине, расслы ш ать, ш ур ш анье, заворо ж енный. За счет шипящих звуков [ш], [ч], [ж] создается образ наступившей тишины, в которой можно расслышать даже «листика шуршанье».


Какой вы представляете осень, изображённую поэтом? Какие чувства испытали при прочтении? Какие краски, запахи можно вообразить, читая стихотворение?

 

Лес, описанный Буниным, фантастический, яркий, таинственный и чудесный. В нём много красок: «лиловый, золотой, багряный», «пестрою стеной», запахов: «лес пахнет дубом и сосной».

 

Поражает то, насколько прекрасна осень, пора увядания, время, что предшествует зиме. Казалось бы — жизнь замирает и готовится к долгому сну. И пусть на сердце лёгкая печаль и непонятная тревога, всё же — как она прекрасна, сказочна — Осень. Бунин сравнивает её с хозяйкой леса, с тихой, заботливой вдовой.


Вспомните, что такое синонимы и антонимы.

  

Замените выделенные слова синонимами.

«пёстрою стеной» — _____________________________________

«среди широкого двора» — ______________________________

«завороженный тишиной» — ____________________________

  

Замените выделенные слова антонимами.

«весёлой, пёстрою стеной» — ____________________________ 

«на пустой поляне» — __________________________________

«над солнечной поляной» — ___________________________


Как вы понимаете значение словосочетаний «мёртвый сон» и «пёстрый терем»? Как называется это средство художественной выразительности?
 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 


Вспомните, для чего следует читать стихотворения с выражением? Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Листопад».


Оцените степень усвоения новых знаний, нарисовав человечка на нужной ступени.

 


Ответы

 

Упражнение 1

 

«пёстрою стеной» — разноцветною

«среди широкого двора» — просторного

«завороженный тишиной» — заколдованный
 

«весёлой, пёстрою стеной» — печальной, одноцветною (нейтральною)

«на пустой поляне» — наполненной

«над солнечной поляной» — пасмурной, ненастной


Предыдущий урок
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Фантастика
Следующий урок
Стихотворения Ф. И. Тютчева , А. А. Фета
Поэтическая тетрадь
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Который час

    Английский язык

  • Предлоги времени (in, at, on)

    Английский язык

  • Describing clothes

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке