Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Литературные сказки

17.01.2025
2644
0

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением П. П. Бажова
  • составим портретную характеристику героев
  • узнаем о литературном жанре «сказ» и выявим его особенности
  • поговорим о внимании друг к другу, природе и животным

Словарь

Сиротка — сирота: человек, временно или постоянно лишенный семьи.

Барская рукодельня — ремесленная мастерская, фабрика, принадлежащая барину.

Горюн — тот, кто горюет, постоянно испытывая горе, нужду.

Голбчик — голбец: приступок у русской печи в крестьянской избе.

Подарёнка — подарок, дар, преподношение, презент, гостинец.

Пожитки — мелкое имущество, домашние вещи.

Балаган — устар.: временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья.

Солонина — засоленное мясо.

Литература для самостоятельного изучения

П. П. Бажов «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»


Павел Петрович Бажов (1879–1950) — знаменитый российский, а позднее и советский писатель, фольклорист, талантливый преподаватель и журналист.


Интересные факты из жизни писателя

  • Бажов всегда тяготел к литературе и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Сам же он создал литературный жанр, получивший название «советский литературный сказ».
  • В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, а они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого «сюсюканья», как со взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом.
  • За свою жизнь Бажов написал более 50 сказов.
  • Порой человек раскрывает в себе писательский талант уже в зрелом возрасте. Так произошло и с советским публицистом и писателем Павлом Бажовым, который всерьёз занялся литературной деятельностью и стал выступать в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет.


О произведении

 

Сказ «Серебряное копытце» был написан Павлом Бажовым в 1938 году. Он включён в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно поколение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. 


Вопросы к тексту

 

В каком жанре написано произведение?

 

Сам Бажов называл жанр, в котором писал, «литературный волшебный сказ». Чем же отличается сказка и рассказ от сказа?


Запомним!

 

Сказка — это вымысел, повествование о необыкновенных событиях и приключениях.

 

Рассказ — это прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события. 

 

Сказ — повествование, основанное на реальных событиях, опирающееся на легенды и народные предания. В сказах речь ведётся о событиях прошлого или настоящего, участником которых был сам рассказчик.


Серебряное копытце — это не просто фантастический образ. По уральской легенде, действительно ходил в лесах такой Золотой олень с серебряным копытцем. Появлялся в году «козлик» дважды: предвещал начало зимы и начало весны. Этот олень для местных жителей символизировал плодородие и благополучие.


Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

 

Кокованя остался совсем один, ему было тоскливо, нужен был кто-то рядом, чтобы была семья. Сначала он думал, чтобы взять в подмастерья мальчика-сироту, но узнал о девочке Дарёнке решил с ней познакомиться.

 

«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли кого…»

 

А Дарёнка пошла к Коковане, потому что была полная сирота. В доме, где она жила, её не любили, попрекали куском хлеба, относились как к работнице. Кроме того, Кокованя был очень добрым человеком, это сразу же поняла Дарёнка, и заинтриговал её рассказом о Серебряном копытце.

 

«Плохое житьё у неё. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастёт. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает её куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдёт от такого житья…»

 

И девочка, и Мурёнка, и Кокованя нуждались в любви и заботе.


Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?

Как они относились друг к другу?

 

Зажили они дружно, весело, каждый занимался своим делом: «Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им». 

 

Относились они друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.


О ком спрашивала Дарёнка деда? Как выглядел козлик? Найдите подтверждения в тексте.


Даренка любила слушать сказки, которые рассказывал вечерами Кокованя. Но больше всего девочка любила слушать рассказы дедушки про козлика.

 

«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней».

 

«Рассказал ей Кокованя, что ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая…

 

— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у этого — на пять веток».


Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

 

В сказе Бажова «Серебряное копытце» рассказывается о легендарном козле, который мог стуча копытами выбрасывать драгоценные камни. Многие считали это рассказами, слухами и легендами, но Кокованя верил в существование козла и долго и постоянно искал его в лесу. Только ради этого козла он уходил на зиму жить в балаган и в этот раз взял с собой Дарёнку.

 

Кокованя хотел увидеть козлика Серебряное копытце, чтобы убедиться в существовании этого чудного зверя, а также чтобы набрать камней, которые могли облегчить его жизнь.

 

Дарёнка не думала о камнях, она просто хотела увидеть красивое животное, она думала о нём как о чуде, и поэтому козёл вышел именно к ней и к её кошке. За веру в чудо, за добрый характер и за чистый помысел героев Серебряное копытце и решил показаться именно им.


Что необычного было в кошке Мурёнке?


Девочка с большим добрым сердцем приютила кошку Мурёнку. 

Но кошка та была не простая! Знала эта кошка, что правильно, а что — нет. Каждый раз, когда Кокованя или Дарёнка принимали верное решение, Мурёнка на своём кошачьем им мурлыкала: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно». Так она одобрила отправку Коковани и Дарёнки на зимовку в балаган. Тут-то и явился им сказочный козлик, и набил им драгоценных камней. 

 

Хотел Кокованя нахватать их как можно больше, да Дарёнка остановила деда. Набрал он только полшапки, да им и этого хватило за глаза. И вот, наверное, правильно они поступили, что на такое богатство не позарились, потому что Мурёнка, которая всё время подсказывала «Пр-равильно», исчезла, ушла она с волшебным козликом. Как нужда в ней пропала, как поняла кошка, что хозяева её сами научились правильно поступать, так она их и покинула.


Чему учит произведение «Серебряное копытце»?

 

Можно сказать, что сказ «Серебряное копытце» Павла Бажова имеет несколько глубинных смыслов:

  • нужно помогать слабым и беззащитным и никогда не бросать их в беде;
  • сказ учит добру и любви к ближнему, к природе и к животным;
  • также заложена мысль, что доброму человеку обязательно воздастся за его добрые дела, за добрые помыслы; 
  • говорится ещё о том, что надо верить в чудеса. Если верить, то они обязательно произойдут.


Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Как каждая из них отражает замысел П. Бажова в сказе «Серебряное копытце»?

 

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

Доброе дело без награды не останется.


Разгадайте кроссворд.

По горизонтали

1. Как звали кошку девочки? 4. За кем отправился Кокованя из зимнего леса в завод? 6. Какой камень стали находить жители, где скакал козлик? 8. Сколько камней появлялось, когда козлик топал копытцем два раза? 

9. Что взял с собой в мешках дед перед отправкой в лес? 10. Сколько камней нагрёб Кокованя? 13. Где зимой ночевали дед с девочкой? 14. Что испугало девочку ночью в зимней избушке? 15. Что особенного было в козлике, о котором узнала девочка от деда? 

По вертикали:

2. Кого придумал взять дед себе в дети? 3. Любимое слово кошки.  5. Что вечерами рассказывал дед девочке? 7. Кто летом пески промывал, золото добывал, а зимой за козлом бегал? 11. Кому приказчик отдал избу семьи Григория Потопаева? 12. Чем, по мнению девочки, можно было поймать Серебряное копытце? 16. Чьи слова: «Завтра днём ещё на это поглядим»? 17. Сколько веточек на рогах у волшебного козлика? 


Выберите одного из главных героев: Кокованя или Дарёнка. Составьте характеристику по плану.

 

Герой

   

                                

Внешность

 

Чем занимается

 

Характер

 


Ответы

 

Кроссворд

По горизонтали:

1. Мурёнка; 4. Лошадь; 6. Хризолит; 8. Два; 9. Сухарь; 

10. Полшапки; 13. Балаган; 14. Топоток; 15. Копытце. 

 

По вертикали:

2. Сиротка; 3. Правильно; 5. Сказка; 7. Кокованя; 11. Горюн; 

12. Верёвка; 16. Дарёнка; 17. Пять.


Предыдущий урок
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Литературные сказки
Следующий урок
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»
Литературные сказки
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Вопрос разделительный

    Английский язык

  • Имя прилагательное. Признаки части речи. Образование имен прилагательных

    Русский язык

  • Жизнь в пресных водоемах

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке