- познакомимся с произведением С. Т. Аксакова
- проанализируем художественный текст
- охарактеризуем поступки героев
- вспомним отличия народных сказок от литературных
- будем учиться составлять отзыв к произведению
Именитый — почтенный и знаменитый.
Заморский — устар: находящийся за морем, за границей, приехавший или привезённый оттуда.
Не ведаю — не знаю.
Бурмицкий жемчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Парча — шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
Тувалет — стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
Венец — 1) устар.: то же, что венок;
2) перенос.: успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания;
3) драгоценный головной убор, корона.
Самоцветный — о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.
Сажень — старая мера длины, равная трём аршинам (2,13 м).
Беспорочный — устар.: безукоризненный, честный.
Сходный — разг.: подходящий, недорогой.
Колода — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).
Почитай — 1) прост.: то же, что почти;
2) пожалуй что, вероятно.
Торная — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишённый самостоятельности.)
Чертог — устар.: пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
Паче зеницы ока — сохранять, беречь больше, чем глаза.
Утешался — радовался.
Гвалт — разг.: крик, шум.
Пяльцы — рама для натягивания ткани, для вышивания.
Почали — начали, стали.
Лебезить — заискивать, угодничать.
Золото червонное — золото высокой пробы.
Зычный — громкий.
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
- Т. Собакин «Лунная сказка»
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) — русский писатель, общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке, охоте, а также собирания бабочек.
Интересные факты из жизни писателя
- Один из самых примечательных и интересных фактов биографии Сергея Аксакова — то, что он был одним из первых литературных и театральных критиков в России.
- Помимо художественной литературы, Сергей Тимофеевич писал и прикладную. Его любимыми развлечениями были рыбалка и охота, и этим занятиям он посвятил несколько книг, в которых подробно описывал различные премудрости и делился своим опытом.
- Аксаков свободно владел французским и английским языками. Он перевёл на русский множество иностранных произведений.
- Будучи человеком чрезвычайно одарённым, Сергей Тимофеевич окончил университет в возрасте всего 15,5 лет.
- Литература вошла в жизнь Сергея Аксакова очень рано. Когда ему было всего 4 года, он уже свободно читал. А в 13 лет начал публиковаться с собственными сочинениями в студенческих журналах.
О произведении
Впервые русские читатели познакомились с «Аленьким цветочком» в 1858 году, когда известный писатель Сергей Тимофеевич Аксаков опубликовал свою автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука».
В ней он рассказывал, в частности, и о том, как в детстве во время болезни ключница (должность прислуги, подразумевающая хранение ключей от всех замков в доме) Пелагея рассказывала ему сказки. Волшебная история про купца, привезшего дочери аленький цветочек, и про всепобеждающую любовь была среди этих историй. В первой редакции сказка называлась «Оленькин цветочек» — в честь любимой внучки писателя Ольги.
Ключница Пелагея — реальный персонаж. Она много служила в купеческих домах, в том числе и у персидских купцов. И слышала там много знаменитых восточных сказок. У неё был дар рассказчицы, «великой мастерицы» рассказывать сказки, за что её особо любили в семье Аксаковых.
Некоторые полагают, что «Аленький цветочек» — русская версия сказки «Красавица и чудовище». Однако Сергей Аксаков познакомился с этой историей намного позже, и, по его словам, был немало удивлён сюжетному сходству с любимой с детства сказкой.
На самом деле сюжет про девушку, оказавшуюся в «заложниках» у незримого чудища и полюбившую его за доброту — очень древний.
Вопросы к тексту
К какому жанру относится произведение «Аленький цветочек»? Как вы это поняли?
«Аленький цветочек» — это волшебная сказка. Чтобы это определить, следует вспомнить жанровые особенности сказок.
Вспомним!
Жанровые особенности сказок.
- наличие волшебных предметов;
- волшебные превращения и события;
- одинаковый зачин («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»);
- троекратные повторы;
- наличие устойчивых выражений (например: «пир на весь мир», «идти куда глаза глядят» и др.).
Также можно сказать, что эта сказка литературная.
Вспомним!
Отличия литературных сказок от народных.
- Главное отличие состоит в том, что первая имеет конкретного автора. Народная сказка передавалась от человека к человеку, каждый вносил в неё что-то своё. Так народные сказки складывали целые поколения людей, поэтому они и называются народными. Их автор — народ.
- Текст литературной сказки записан автором и не меняется. Тексты народных сказок имеют по несколько вариантов.
- Народная сказка складывается по определённой схеме: присказка, зачин, основная часть, концовка. Литературная сказка может не иметь традиционных элементов.
Стоит отметить, что несмотря на то что эта сказка литературная, она имеет народные мотивы и устойчивые выражения: «двум смертям не бывать, а одной не миновать», «красоты невиданной и неслыханной», «много ли, мало ли времени…» и др.
Кого ценил купец пуще всякого богатства? Какие подарки попросили дочери у отца? Какой из подарков было найти тяжелее всего? Найдите ответы в тексте.
«...и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны…»
Собирался купец по торговым делам в далёкое путешествие и предложил каждой из дочерей выбрать подарок, который он привезёт им из дальних стран.
Старшая сестра захотела золотой венец: «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого».
Средняя попросила столик с зеркалом: «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».
А младшая — аленький цветочек: «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете».
Торгуя в разных городах, купец быстро нашёл гостинец и для старшей из дочерей, и для средней. Вот только сколько бы садов самых прекрасных он не обходил, нигде не давали гарантии, что краше тех цветков нет на свете.
Как поступки героинь позволяют понять их характер?
Произведение начинается с того, что каждая из девушек просит у отца определённый подарок.
Аксаков не зря выбрал для старшей сестры венец. Это символ власти. Средняя сестра предпочла всем возможным подаркам зеркало, что подчеркивает её жажду всеобщей любви, вечной красоты. Она беспокоится только о внешней привлекательности. Младшая сестра, любимица купца, выбирает в подарок аленький цветочек — символ чистой любви.
Прослеживается противопоставление характеров сестёр на протяжении всей сказки:
- старшие сёстры были в восторге от подарков, привезённых отцом, но в них не было ни чувства сострадания, они не пришли ему на помощь. Младшая же дочь не стала плакать, приняла свою судьбу, была рада помочь отцу избежать страшной участи;
- от зависти и досады перевели старшие сестры стрелки часов назад, чтобы не возвратилась к назначенному часу их младшая сестра к лесному зверю. Та же стремилась исполнить обещание, данное чудищу.
Нельзя сказать, что старшие сёстры были злые, скорее хитрые, коварные, самолюбивые. На их фоне младшая дочь купца показана нежной и доброй девушкой с чистым сердцем и помыслами.
Как вы считаете, за что девушка полюбила лесного зверя?
Несмотря на пугающую внешность, хозяин дворца был наделён добрым сердцем. Он исполнял желания молодой девушки, баловал, купал в роскоши, не принуждал её жить в замке, удивлял чудесами, уважительно обращался.
«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе…»
«Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную…»
Какая, на ваш взгляд, основная мысль сказки?
Главная мысль сказки «Аленький цветочек» заключается в том, что любовь — главное, что есть у человека. Она заставляет людей совершать благородные и бескорыстные поступки.
Отец очень любил своих дочерей. Он хотел пожертвовать собой ради младшей дочери. Он планировал отправиться к чудовищу вместо неё. Дочь любила своего отца, и узнав, что чудовище хочет убить его, отправилась к нему сама. Она не боялась умереть или жить в плену — она хотела спасти отца. Чудовище было ласково с ней и отпустило её к родным. Девушка могла не возвращается, но вернулась — это было её обещанием. Увидев чудовище мёртвым, она поняла, что полюбила его за доброту, заботу и честность.
Это великое чувство преобразило лесного зверя и спасло ему жизнь. Оно сделало его человеком — добрым, сопереживают и заботливым. Любовь сделала его красивым в глазах юной, влюблённой девушки.
Напишите отзыв к сказке. Отзыв — текст, содержащий мнение о прочитанном произведении. Используйте план.
- Назовите произведение и его автора.
- Укажите жанр произведения.
- Расскажите об основной теме произведения, очень кратко укажите его содержание.
- Укажите, какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение.
- Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
- Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
- Вывод (или рекомендация). Понравилось ли вам произведение? Будете ли вы советовать его читать своим друзьям? Какому бы человеку (любящему сказки, интересующемуся старинными слова, обожающему приключения и счастливый финал и др.) вы посоветовали прочитать это произведение?
Закончите предложения.
Мне больше всего понравилось на уроке …
Я бы мог рассказать другим о …
Мне запомнилось …