Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Повесть «Детство»

Великие русские писатели

16.04.2024
2089
0

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. «Детство»

 

Цели урока

  • познакомимся с главами автобиографической повести «Детство»
  • раскроем смысл произведения
  • осмыслим нравственные уроки
  • охарактеризуем героев произведения

Словарь

Палисадник  — участок между домом и дорогой, огороженный забором.

Жандарм — полицейский чин жандармерии (внутренние войска).

Лексикон — устаревшее: словарь.

Литература для самостоятельного изучения

Л. Н. Толстой «Детство»

 


Интересные факты о писателе

 

Лев Николаевич Толстой  (1828–1910) — один из самых известных писателей и философов в мире. 

Рис. 1. И. Репин «Портрет Льва Толстого»

Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира. Самыми известными произведениями писателя считаются «Война и мир» и «Анна Каренина».

  • В личной библиотеке Льва Толстого было более двадцати трёх тысяч книг, написанных на тридцати девяти разных языках.
  • С раннего возраста Толстой занимался самовоспитанием и самообразованием. Он ставил перед собой высокие цели, многие из которых воплотил в жизнь. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, сельское хозяйство и иностранные языки.

Рис. 2. И. Репин «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне»

  • Несмотря на титул графа и высокий интеллект писателя, он не пренебрегал физическим трудом. Он вспахивал сам поле, занимался разнообразными видами спорта, любил пешие прогулки.
  • Осенью 1859 года в Ясной поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, в которой обучали без телесных наказаний, как это было принято в то время. В те времена книг для детей было мало, и Толстой написал «Азбуку» для детей.


Это интересно!

 

Жена и дочь известного писателя переписывали его рукописи и дневники, так как почерк писателя был неразборчив. Редакторам было трудно его разобрать.


 О произведении

   

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

 

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести «Детство» — первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. 

Рис. 3. Иллюстрация к повести

Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всём равнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.


В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведётся от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюблённости, личных переживаниях и тяжёлых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.


Вспомним!

Повесть  — это прозаический жанр, воспроизводящий хронологию течения жизни.


Вопросы к тексту
 

Как Л. Н. Толстой говорит о детской поре? В чём находит счастье главный герой? Как он относится к маме?

  

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений» — так говорит писатель о детстве. Он находит счастье в воспоминаниях о детстве, в образе мамы. Он очень сильно её любил и относился ласково, с уважением. Перед сном Николенька молится о маме и папе, его сердце наполняется светлыми надеждами, любовью к родным.


Вопросы к тексту

 

Кто из семьи Ивиных производил на Николеньку наибольшее впечатление? Почему? Найдите в тексте описание отношения Николеньки к Серёже.

 

Серёжа Ивин — явный лидер. Он и есть предмет восхищения Николеньки. Этот персонаж сочетает в себе положительные и отрицательные черты характера. Но нельзя не отметить, что Серёжа смелый и сильный.

 

«Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастия…»

«Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры».

«Серёжа был удивительно мил; он снял курточку — лицо и глаза его разгорелись, — он беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости…»


Чем можно объяснить пренебрежительное отношение мальчиков к Иленьке? Как вы думаете, справедливо ли оно?

 

Объяснить отношение мальчиков к Иленьке можно, во-первых, тем, что он был из бедной семьи, а мальчики происходили из семей знатных и богатых. В те времена иностранцы, как и отец Иленьки, часто служили в богатых домах гувернёрами, поварами и т. п., то есть были людьми зависимыми. 

А во-вторых, такое отношение могло вызываться характером самого Иленьки — мальчика доброго, но робкого. Таких сверстники часто обижают.


А как вы относитесь к Иленьке Грапу? Вы его жалеете, осуждаете, презираете, хотели бы защитить? Отчего так горько плакал Иленька?

Рис. 4. Иллюстрация к повести

«Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его».

 

Вероятно, Иленька плакал не столько от боли, сколько от обиды за себя, за то, что мальчики, которые так здорово ладят между собой, выбрали его посмешищем.


Нравится ли вам Николенька — мальчик, от лица которого ведётся рассказ? Чем он вам нравится? А что вы не одобряете в его поведении? 

     

Мальчик ошибается, совершает дурной поступок. Но на самом деле он не злой, он оказался под влиянием более сильного по характеру мальчика и старается следовать за ним во всем.

«Я с участием посмотрел на бедняжку…» В этих словах можно заметить сочувствие Николеньки по отношению к Иленьке, но влияние Сергея оказалось сильнее, и мальчик подавляет чувства жалости к пострадавшему.


Как герой-рассказчик оценивает своё поведение? Изменил ли он личное отношение к Сергею? В какой момент в главе ярко звучит голос самого автора?

 

В последние трёх абзацах голос автора сливается с голосом рассказчика и как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение — это мнение взрослого, мудрого человека, который сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.

 

Самому себе рассказчик задает много вопросов и делает верный вывод: «Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные тёмные пятна на страницах моих детских воспоминаний».


Какова главная мысль этого произведения?

   

Для автора здесь особенно важна мысль о том, что в поступках своих не надо слепо следовать за кем-то, что нельзя унижать людей насилием, особенно тех, кто слаб и беззащитен. А также следует помнить, что совершить дурной поступок может даже добрый человек. Важно, чтобы ошибки, совершаемые им, были осмыслены и сделаны выводы.


Перескажите момент из повести друзьям или родителям, который вам запомнился больше других.


Как вы понимаете значение этих фраз?

 

  1. Дурные примеры заразительны.
  2. Совесть без зубов, а грызёт.
  3. Совесть верный советчик.
  4. Милосердие начинается дома.


Соотнесите цитаты из текста с героями, к которым они относятся.

 

Герой повести

Цитаты

1. Николенька Иртеньев

А. «Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьёзно, или от души смеялся своим звонким, отчётливым и чрезвычайно увлекательным смехом»

2. Серёжа Ивин

Б. «...был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением»

3. Иленька Грап

В. «— Э, Сергей!... Зачем ты это сделал?»

 

Г. «...с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищенные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться»


Закончите предложения.

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

1 — В

2 — А

3 — Б, Г

 


Предыдущий урок
Творчество А.С. Пушкина. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Великие русские писатели
Следующий урок
К. Булычев «Путешествие Алисы»
Фантастика
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Жизнь леса

    Окружающий мир

  • Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Задачи на движение в противоположных направлениях

    Математика

  • Сложение и вычитание величин

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке