Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Творчество А.С. Пушкина. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Великие русские писатели

18.01.2025
2677
0

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • определим особенности волшебной сказки
  • проанализируем поступки героев и дадим им характеристику

Словарь

Снарядиться — запастись всем необходимым, подготовиться к чему-либо.

Инда — устаревшее: так что даже.

Сочельник — канун церковных праздников Рождества и Крещения.

Обедня — церковная служба, совершаемая утром или в первую половину дня.

Молодица — молодая замужняя женщина.

Ломлива — склонная к капризам.

Перст — палец руки.

Девичник — предсвадебный вечер невесты с подругами.

Сенная девушка — служанка.

Подворье — усадьба, дом, двор с хозяйственными постройками.

Горница — парадная половина крестьянской избы.

Изразцовая лежанка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытой глазурью.

Полати — устаревшее: место для сна, находящееся между печью и стеной.

Сорочин — сарацин — чужестранец с востока.

Спешить — здесь: сбить с коня.

Ради — устаревшее: рады.

Черница — монахиня.

Клюка — шест для облегчения движения.

Образа — иконы.

Литература для самостоятельного изучения

А. С. Пушкин «Сказка о медведихе»

 


О произведении

 

Рис. 1. Н. Ульянов «А. С. Пушкин»

Александр Сергеевич Пушкин написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» осенью 1833 года в селе Болдино.

 

Болдинская осень — это из один из самых значимых периодов в жизни поэта. Это время невероятного творческого подъёма. В это время Пушкин создаёт более десятка прекрасных произведений.

 

При написании «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александр Сергеевич использовал за основу русскую народную сказку «Волшебное зеркальце» и сказку немецких авторов братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

 

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и её мачехой, прекрасной царицей. Гонясь за званием «самой красивой», царица идёт на преступление. 

 


Это интересно!

 

Пушкин А. С. не знал немецкого языка, но в его библиотеке имелся французский перевод сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», изданный в Париже в 1830 году.

 

Однако, взяв за основу сюжет, в своём произведении Пушкин максимально приблизился к традициям русской народной сказки, которые рассказывала ему его няня. Стиль, язык — всё близко к устному народному творчеству.


Вопросы к тексту

 

Понравилось ли вам произведение? О чём оно? Чему оно учит?

 

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» рассказывает о превосходстве душевной красоты перед внешностью, а также о том, что любовь способна сотворить чудо.

 

Чтобы показать силу внутренней красоты, Пушкин противопоставляет двух героинь: молодую царевну и коварную царицу. Путём изображения доброго и злого начал в главных героинях, автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как зависть, злость, бесчестие. 

 

И, наоборот, как преодолеваются все самые сложные испытания, когда поступаешь и живёшь по чести, с добротой относишься к окружающим. 

 

Осуждая коварство, злость, бессердечность, А. С. Пушкин возвышает доброту, верность, благородство и способность любить.


К какому литературному жанру относится это произведение? Как вы это определили?


Вспомним!

 

Волшебная сказка имеет следующие отличительные признаки:

  • есть присказка, особый зачин и концовка;
  • противопоставляются силы добра и зла;
  • добро побеждает зло;
  • главный герой проходит через испытания, проявляет смекалку;
  • цифра 3 имеет особое значение;
  • присутствуют волшебные предметы, события.


Найдите в тексте описание царицы-мачехи и царевны. Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он её сравнивает?

 

Царица-мачеха

Молодая царевна

              «...Правду молвить, молодица

         Уж и впрямь была царица:

   Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

     Но зато горда, ломлива,

             Своенравна и ревнива…»

«...Но царевна молодая,

   Тихомолком расцветая,

    Между тем росла, росла,

    Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

         Нраву кроткого такого…»

 

Пушкин А. С. сравнивает красоту царевны с распустившимся цветком.


Что вы можете сказать о качествах характера царицы? А какими качествами обладает молодая царевна? Что позволяет определить, кто положительный, а кто отрицательный персонаж сказки?

 

Царица-мачеха — красивая, умная, эгоистичная, ревнивая, упрямая и хитрая. Она не думает о других, для неё самое важное оставаться самой красивой на свете.

Царевна — молодая воспитанная девушка, добрая и застенчивая, верная данному слову, трудолюбивая и заботливая.

 

Главное, что отличает хорошего человека от плохого, — это поступки. То, как царица обращается к зеркальцу, когда то сказало неугодную правду, как обращается с Чернавкой — всё это говорит о злобе и жестокости. Царица-мачеха — яркий пример отрицательного персонажа. Молодая царевна, попадая в дом к богатырям, первым делом прибирает его, что говорит о её трудолюбии и скромности. Девушка общается с богатырями вежливо и учтиво. 

 

Другим важным качеством, которым обладает девушка, является преданность. Девушка не знает, сможет ли вернуться к своему жениху Елисею, но отвергает, хотя очень мягко и тактично, предложение братьев-богатырей.

Девушка-царевна — положительный персонаж.


Задумайтесь, почему в приданое царице было дано «зеркальце одно»? Чем для неё стало это зеркальце?

 

Царица считала, что главное в ней — это её красота. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Зеркальце, по сути, стало её единственным собеседником. Она стала зависима от мнения зеркальца, ей хотелось слышать о своей красоте, все остальное её не интересовало.

 

«...С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила…»

 

Автор наводит на мысль, что сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Внешняя красота должна дополняться внутренней — красотой души, как это было у юной царевны.


Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью? Какими качествами обладает Елисей? Найдите подтверждение своего ответа в тексте.

 

Как только Елисей узнаёт, что его невеста пропала, он сразу снаряжается в дорогу, что говорит об истинных чувствах царевича.

«...Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…»

 

Долго скачет по свету Елисей в поисках невесты. Спрашивает всех, кто встречается у него на пути, не встречал ли кто царевну. Но никто не может подсказать ему, где она находится. Тогда жених обращается к солнцу:

«...Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной...»

 

Затем к месяцу:

«...Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!..»

 

 

 

Ни солнце, ни месяц не смогли помочь молодому царевичу. И только ветер указал, где находится невеста Елисея.

 

«...Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста…»

 

Молодой царевич также является положительным персонажем. Об этом нам говорят поступки героя.

 

Елисей сам отправился на поиски невесты, что говорит об упорстве и смелости молодого человека. Царевич обращается к силам природы почтительно и вежливо.


Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

 

1. Герой

                                                                                       

2. Внешний облик

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Опиши своё отношение к герою

 


Составьте план пересказа. Какой момент в сказке вам понравился больше всего?


Закончите предложения.

 

Больше всего на занятии мне понравилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

После занятия я чувствую себя…


Ответы

Упражнение 2

 

Примерный ответ:

  1. Рождение царевны.
  2. Смерть царицы.
  3. Новая Царица.
  4. Чернавка ведёт молодую царевну в лес.
  5. 7 богатырей.
  6. Встреча с черницей.
  7. Отравленное яблочко.
  8. Поиски царевича Елисея.
  9. Пробуждение мёртвой царевны.
  10. Свадьба.


Предыдущий урок
Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Произведение «Ашик-Кериб».
Великие русские писатели
Следующий урок
А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Брестской крепости
Произведения о Родине
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Мир глазами географа

    Окружающий мир

  • Множественное число существительных

    Английский язык

  • Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке