Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Произведение «Ашик-Кериб».

Великие русские писатели

09.12.2024
2436
0

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

 

Цели урока

  • познакомимся со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
  • определим композицию произведения
  • проанализируем особенности характеров героев

Словарь

Тифлис — сейчас: Тбилиси (столица Грузии).

Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент.

Аяк-Ага — знатный господин.

Чáуш — здесь: рассыльный.

Зарок — клятвенное обещание.

Паша́ — высокий титул в политической системе Османской империи, в Египте и некоторых других мусульманских странах.

Оглáн — мальчик, парень.

Литература для самостоятельного изучения

А. П. Шан-Гирей «М. Ю. Лермонтов»

 


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)  один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогут узнать больше о великом поэте.


Интересные факты из биографии поэта

  • Детство Лермонтова прошло в имении бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука.
  • Именно благодаря бабушке Михаил Юрьевич был знаком с Кавказом. Впервые он побывал на Кавказе в 10 лет.
  • Лермонтов был разносторонней личностью. Помимо писательского таланта, Лермонтов увлекался математикой, знал несколько языков и хорошо рисовал.
  • Михаил Юрьевич был разноплановым художником. Он рисовал пейзажи, портреты, иллюстрации к собственным произведениям.


О произведении

 

Кавказ в жизни Лермонтова играл очень важную роль. Он полюбил его ещё в детстве. Заботливая бабушка несколько раз возила болезненного мальчика на курорты Северного Кавказа. Тогда Михаил Юрьевич впервые увидел кавказские горы, которые его поразили своей красотой.

 

Известно, что востоком писатель увлекся глубоко: он изучал обычаи местных народов, общался с людьми разных национальностей, религий и культур. 

 

Михаил Лермонтов услышал историю, которая легла в основу его произведения «Ашик-Кериб», от одного из коренных жителей Кавказа, когда служил там. По специфическим словам, которые упоминаются в произведении, можно предположить, что человек был азербайджанского происхождения.

 

Сюжет сказки использовался до и после Лермонтова другими сказочниками: и восточными, и западными. Запись сказки «Ашик-Кериб» была обнаружена среди бумаг М. Ю. Лермонтова после его смерти.


Вопросы к тексту

 

Как вы думаете, о чём это произведение? Чему оно учит? Какие эмоции у вас возникли после прочтения?

 

Основную мысль произведения можно уложить в четыре основные умозаключения-поучения:

 

  • следует беречь достоинство и честь, идти по жизни с высоко поднятой головой, ставить цели и добиваться их;
  • следует помнить о доме, в котором родился, не забывать родителей и учителей, быть им благодарными;
  • если встретишь любовь, сделай всё, чтобы сберечь её, трудись во благо её, успех и счастье в твоих руках;
  • если намерения твои чисты, то ты всегда добьёшься желаемого, найдётся тот, кто протянет руку помощи в сложной ситуации.


К какому жанру относится это произведение? По каким признакам вы сделали такой вывод?


Вспомним!

Жанр произведения — авторская сказка. Также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

 

  • чудеса;
  • наличие волшебных предметов;
  • троекратное повторение;
  • необычные испытания;
  • герои-злодеи и положительные герои, которые побеждают.


Какими особенностями характера и внешности обладал Ашик-Кериб? А его возлюбленная Магуль-Мегери? Найдите в тексте сказки подтверждение своим мыслям.

 

Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, играющий на свадьбах на саазе. Талантливый и добрый, неунывающий, смелый и целеустремлённый. Готовый на всё ради своей любви, умеет достигать поставленных целей. Также можно отметить его способность прощать.

 

Куршуд-бек поступил плохо, но Ашик не держит на него зла и даже отдаёт в жены сестру, чтобы никто не остался обиженным.

 

Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца — и дара песен; играя на саазе и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых… Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Девушка скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше погибнуть, чем выйти замуж за нелюбимого человека. Умная и изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся вдали от неё. 

 

«...жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звёзды на небеси, но за звёздами живут ангелы, и они ещё лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза».


Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город? В чём ещё помог ему Хадерилиаз?

 

Ашик-Кериб вспомнил слишком поздно о сроке, который сам себе назначил. Оставалось всего три дня, чтобы добраться до любимой, иначе она выйдет замуж за другого. Ашик-Кериб загнал коня своего, но до Тифлиза оставалось два месяца пути.

«Аллах всемогущий, — воскликнул он, — если ты уж мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утёса; вдруг видит внизу человека на белом коне...»

 

Помог таинственный всадник страннику добраться до возлюбленной в назначенный срок, хотя Ашик-Кериб и не сразу ему поверил. Всадником оказался святой Георгий или Хадерилиаз.

 

А ещё всадник дал Ашик-Керибу комок земли, которая помогла не только убедить всех в том, что он добрался до Тифлиза за один день, но и прозреть его матери.


Вспомним!

 

Вспомните основные элементы композиции художественного произведения. 

 


Соотнесите элементы композиции с фрагментами из сказки.

 

1. Экспозиция

А. Скитания Ашик-Кериба

2. Завязка

Б. Кериб возвращается к возлюбленной

3. Развитие действия

В. Всадник на коне спасает бедного Ашик-Кериба

4. Кульминация

Г. Как живёт бедный музыкант в Тифлизе и чем он занимается

5. Развязка

Д. Ашик-Кериб даёт обещание Магуль-Мегери и отправляется в путь, чтобы разбогатеть

 

Ответ: 

1 — 

2 — 

3 — 

4 — 

5 — 


Восстановите последовательность событий. Перескажите сказку, пользуясь полученным планом.

 

  • Ложь Куршуд-бека
  • Чудесный помощник
  • Обещание Ашик-Кериба и отъезд
  • Первая встреча с Магуль-Мегери
  • Ашик-Кериб в доме у Магуль-Мегери
  • Прозрение мамы
  • Золотое блюдо Магуль-Мегери
  • Ашик-Кериб в доме после странствий


Нарисуйте человечка на том уровне, где, как вы считаете, находитесь после занятия.

 

 


Ответы

 

Упражнение 1

 

1 — Г,

2 — Д,

3 — А,

4 — В,

5 — Б.


Предыдущий урок
П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Литературные сказки
Следующий урок
Творчество А.С. Пушкина. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Великие русские писатели
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Текст. План текста. Типы текстов

    Русский язык

  • Numbers 1

    Английский язык

  • Деление числа на произведение Деление с остатком на 10, 100, 1000

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке