- познакомимся со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
- определим композицию произведения
- проанализируем особенности характеров героев
Тифлис — сейчас: Тбилиси (столица Грузии).
Сааз — струнный щипковый музыкальный инструмент.
Аяк-Ага — знатный господин.
Чáуш — здесь: рассыльный.
Зарок — клятвенное обещание.
Паша́ — высокий титул в политической системе Османской империи, в Египте и некоторых других мусульманских странах.
Оглáн — мальчик, парень.
А. П. Шан-Гирей «М. Ю. Лермонтов»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогут узнать больше о великом поэте.
Интересные факты из биографии поэта
- Детство Лермонтова прошло в имении бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука.
- Именно благодаря бабушке Михаил Юрьевич был знаком с Кавказом. Впервые он побывал на Кавказе в 10 лет.
- Лермонтов был разносторонней личностью. Помимо писательского таланта, Лермонтов увлекался математикой, знал несколько языков и хорошо рисовал.
- Михаил Юрьевич был разноплановым художником. Он рисовал пейзажи, портреты, иллюстрации к собственным произведениям.
О произведении
Кавказ в жизни Лермонтова играл очень важную роль. Он полюбил его ещё в детстве. Заботливая бабушка несколько раз возила болезненного мальчика на курорты Северного Кавказа. Тогда Михаил Юрьевич впервые увидел кавказские горы, которые его поразили своей красотой.
Известно, что востоком писатель увлекся глубоко: он изучал обычаи местных народов, общался с людьми разных национальностей, религий и культур.
Михаил Лермонтов услышал историю, которая легла в основу его произведения «Ашик-Кериб», от одного из коренных жителей Кавказа, когда служил там. По специфическим словам, которые упоминаются в произведении, можно предположить, что человек был азербайджанского происхождения.
Сюжет сказки использовался до и после Лермонтова другими сказочниками: и восточными, и западными. Запись сказки «Ашик-Кериб» была обнаружена среди бумаг М. Ю. Лермонтова после его смерти.
Вопросы к тексту
Как вы думаете, о чём это произведение? Чему оно учит? Какие эмоции у вас возникли после прочтения?
Основную мысль произведения можно уложить в четыре основные умозаключения-поучения:
- следует беречь достоинство и честь, идти по жизни с высоко поднятой головой, ставить цели и добиваться их;
- следует помнить о доме, в котором родился, не забывать родителей и учителей, быть им благодарными;
- если встретишь любовь, сделай всё, чтобы сберечь её, трудись во благо её, успех и счастье в твоих руках;
- если намерения твои чисты, то ты всегда добьёшься желаемого, найдётся тот, кто протянет руку помощи в сложной ситуации.
К какому жанру относится это произведение? По каким признакам вы сделали такой вывод?
Вспомним!
Жанр произведения — авторская сказка. Также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:
- чудеса;
- наличие волшебных предметов;
- троекратное повторение;
- необычные испытания;
- герои-злодеи и положительные герои, которые побеждают.
Какими особенностями характера и внешности обладал Ашик-Кериб? А его возлюбленная Магуль-Мегери? Найдите в тексте сказки подтверждение своим мыслям.
Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, играющий на свадьбах на саазе. Талантливый и добрый, неунывающий, смелый и целеустремлённый. Готовый на всё ради своей любви, умеет достигать поставленных целей. Также можно отметить его способность прощать.
Куршуд-бек поступил плохо, но Ашик не держит на него зла и даже отдаёт в жены сестру, чтобы никто не остался обиженным.
Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца — и дара песен; играя на саазе и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых… Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Девушка скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше погибнуть, чем выйти замуж за нелюбимого человека. Умная и изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся вдали от неё.
«...жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери: хороши звёзды на небеси, но за звёздами живут ангелы, и они ещё лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза».
Как сумел Ашик-Кериб за один день попасть в свой город? В чём ещё помог ему Хадерилиаз?
Ашик-Кериб вспомнил слишком поздно о сроке, который сам себе назначил. Оставалось всего три дня, чтобы добраться до любимой, иначе она выйдет замуж за другого. Ашик-Кериб загнал коня своего, но до Тифлиза оставалось два месяца пути.
«Аллах всемогущий, — воскликнул он, — если ты уж мне не помогаешь, то мне нечего на земле делать»; и хочет он броситься с высокого утёса; вдруг видит внизу человека на белом коне...»
Помог таинственный всадник страннику добраться до возлюбленной в назначенный срок, хотя Ашик-Кериб и не сразу ему поверил. Всадником оказался святой Георгий или Хадерилиаз.
А ещё всадник дал Ашик-Керибу комок земли, которая помогла не только убедить всех в том, что он добрался до Тифлиза за один день, но и прозреть его матери.
Вспомним!
Вспомните основные элементы композиции художественного произведения.
Соотнесите элементы композиции с фрагментами из сказки.
1. Экспозиция
|
А. Скитания Ашик-Кериба
|
2. Завязка
|
Б. Кериб возвращается к возлюбленной
|
3. Развитие действия
|
В. Всадник на коне спасает бедного Ашик-Кериба
|
4. Кульминация
|
Г. Как живёт бедный музыкант в Тифлизе и чем он занимается
|
5. Развязка
|
Д. Ашик-Кериб даёт обещание Магуль-Мегери и отправляется в путь, чтобы разбогатеть
|
Ответ:
1 —
2 —
3 —
4 —
5 —
Восстановите последовательность событий. Перескажите сказку, пользуясь полученным планом.
- Ложь Куршуд-бека
- Чудесный помощник
- Обещание Ашик-Кериба и отъезд
- Первая встреча с Магуль-Мегери
- Ашик-Кериб в доме у Магуль-Мегери
- Прозрение мамы
- Золотое блюдо Магуль-Мегери
- Ашик-Кериб в доме после странствий
Нарисуйте человечка на том уровне, где, как вы считаете, находитесь после занятия.
Упражнение 1
1 — Г,
2 — Д,
3 — А,
4 — В,
5 — Б.