- познакомимся с рассказом «Мальчики»
- раскроем основную мысль произведения
- сравним поступки героев произведения
- вспомним правила составления плана текста
Розвальни — низкие и широкие сани без сиденья.
Башлык — тёплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
Сюртук — мужская верхняя приталенная одежда.
Бизон — дикий североамериканский бык с длинной мягкой шерстью.
Пампасы — степи на юго-востоке Южной Америки.
Мустанг — одичавшая домашняя лошадь.
Москит — двукрылое насекомое, внешне похожее на комара.
Термиты — насекомые жарких стран, вредитель древесины.
Плантации — искусственно созданное сельскохозяйственное предприятие.
Людская — в дворянском быту: помещение для слуг в барском доме.
Урядник — старший нижний чин уездной полиции.
А. Чехов «Хамелеон», «Ванька», «Беглец»
Антон Павлович Чехов (1860–1904) — великий писатель, который навсегда вписал своё имя в историю литературы. Как и множество других маститых литераторов тех лет, он был чрезвычайно популярен и при жизни, но и с годами его известность отнюдь не угасла.
Интересные факты об авторе произведения

- Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства. Отчасти это было правдой: каждый день он вместе с братьями вставал в 5 утра, чтобы петь в церковном хоре, а вечером помогал отцу в бакалейной лавке.
- Свои ранние произведения Чехов подписывал именем «Антоша Чехонте». Вообще у писателя было более пятидесяти различных псевдонимов.
- После окончания в 1884 году медицинского факультета в Москве, Чехов занимался врачебной практикой.
- Чехов с детства был оптимистом, не унывал писатель даже в сложные моменты жизни.

«Братья его и друзья детства — Вишневский, Дросси, Сахарова, вспоминают, что Антоша отличался артистическими способностями и необыкновенным чувством юмора.
Он был очень изобретателен на всякого рода шутки: то копировал кого-нибудь из родственников, то представлял градоначальника в церкви, то разыгрывал отдельные сценки» (Семанова М. Л. «Чехов в школе»).
О произведении

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но ещё под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.
Существует версия, что поводом для написания стал случай, реально произошедший в жизни Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, которые играли в индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнёс в историю много основополагающих моментов, которые способны оказать влияние на личность ребёнка, прочитавшего рассказ.
Вопросы к тексту
Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? Как автор описывает двух мальчиков?
Писатель назвал так произведение потому, что главными героями произведения стали два мальчика. Оба мальчики учатся во втором классе, они одинакового возраста и роста. Во всём остальном Чехов противопоставляет их. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.
Володя внешне описан более кратко, зато его переживания и волнения описаны подробно. Володя весельчак и болтун (хотя в этот его приезд мальчик вёл себя иначе), «пухл и бел». У мальчика сильная связь с родителями, он переживает о том, что огорчит их. «...Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой».
Чечевицын внешне описан подробно, но о том, что чувствует мальчик, мы почти ничего не знаем: «...худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся».
Вопросы к тексту
Какова тема рассказа? Какие проблемы затрагивает писатель?
Темой произведения является детство, а именно желание мальчиков осуществить путешествие в далёкую страну.
В рассказе А. П. Чехов затрагивает проблему взаимоотношений отцов и детей. Писатель рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться, а другой нет.
Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну и смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину.
Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.
Также Чехов пишет о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершённых поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперёд.
Какая семья у Володи? Что помогло вам сделать такой вывод?
С начала произведения можно обратить внимание на то, что семья Королёвых очень дружная, многодетная — три девочки и мальчик Володя. Родители во всём солидарны, понимают друг друга с полуслова, обиды друг на друга у них быстро проходят, царит любовь и восхищение. Дети и родители увлечённо занимаются общим делом — вырезают украшения для ёлки, тепло и дружелюбно общаясь при этом друг с другом.
«Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками...»
Семья очень ждала мальчика домой. Автор не раз описывает эмоции, которые испытывают члены семьи по отношению друг к другу.
«Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам».
«...Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг...»
О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племён, сражаться за свою независимость.
Их мечты были несбыточными, потому что они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, что нужно запасти в длинную и трудную дорогу, как добраться до Америки и сколько для этого нужно денег.
Как вы считаете, это смешное произведение или грустное? Автор осуждает мальчиков за их поступок?
Можно сказать, что это смешное произведение. Серьёзность мальчиков при подготовке к побегу не соответствовала их организации, выглядела наивно и вызывает улыбку.
Автор не осуждает мальчиков, он посмеивается над их наивными приготовлениями, их несбыточными надеждами, над их обречённой на неудачу попытке начать самостоятельную жизнь, независимую от родных, хотя на самом деле они очень нуждались в помощи, заботе и опеке со стороны любящих их взрослых.
Понравилось ли вам произведение? Случались ли похожие события в вашей жизни?
Вспомним!
План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Для того чтобы составить план пересказа произведения, необходимо выполнить следующие действия.
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать ёмкое, чтобы оно передавало суть этой части текста.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Составьте план пересказа, пользуясь правилами. Перескажите произведение учителю, родителям или друзьям.
Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Какой момент рассказа на ней изображён? Какой момент изобразили бы вы?

