- познакомимся со стихотворением А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»
- познакомимся с песней защитников Брестской крепости
- продолжим развивать навык выразительного чтения
Жнивье — остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.
Буг — река.
О произведении
Жигулин Анатолий Владимирович (1930–2000) — русский литератор, прозаик и поэт. Человек с трудной судьбой, познавший в сталинский период правления весь ужас исправительно-трудовых лагерей, что стало основой тематики его литературного творчества. Стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» поэт написал 1967 г., в годы возвращения после долгих скитаний в родные края из ссылки. В стихотворении поэт показывает всю силу своей любви к Родине, причём использует для этого описания природы, всё то, что напоминает ему Родину и признаётся, что один только вид этих родных мест рождает в нём трепетное чувство.
Также сегодня на уроке мы познакомимся с песней защитников Брестской крепости, и перенесёмся в годы Великой Отечественной войны.
Это интересно!
А вы знали, что строки из песни защитников Брестской крепости были написаны на клочке бумаги? Песня была заложена в гильзу и найдена через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу была подпись: Фёдор Гермоненко.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение А. Жигулина. О чём это стихотворение?
* * *
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески —
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали́ пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление моё.
Это стихотворение описывает Родину такой, какой она видится автору. В нём поэт признаётся, что трепетно любит Родину, любит без всяких высоких слов — такой, какой она есть. И самое сильное чувство в поэте вызывает знакомый с детства пейзаж, который и ассоциируется у поэта с Родиной.
В последних строках стихотворения Анатолий Жигулин говорит о том, что родные места могут вылечить всё, что угодно, заставят забыть обиды.
Как вы думаете, какие чувства испытывает автор?
Автор испытывает огромную любовь и нежность к своей Родине. Он пишет, что в ней его «утешение и исцеление», а значит, именно о Родине он вспоминает в первую очередь в трудные минуты жизни.
Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему автор использует такое сравнение?
Поэт сравнивает обиды и прощенья со старым жнивьём, с соломой, которая сгорает в один миг. Ведь ничто не важно, если у человека есть Родина, есть родной дом, где его всегда любят и ждут.
Именно это является для поэта главным — чувство, что Родина всегда с ним.
Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой.
Скрытые сравнения: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.
Сравнения: сгорят как жнивьё.
Прочитайте текст песни защитников Брестской крепости. О чём он?
* * *
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!
Под стать легендарным героям.
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
Прощайте товарищи, Родина-мать,
Прощайте, друзья и невесты...
Мы с верой в Победу идём умирать
В последнем сраженьи под Брестом.
В тексте песни говорится о том, как отважно сражались люди за свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Как в битве под Брестом люди стояли насмерть во имя своей Родины, защищая её.
Как вы думаете, какие факты и строки из песни могут больше всего поразить читателей?
Читателей могут поразить строки, в которых говорится о мужестве солдат, их любви к Родине, их отношении к делу и мужеству: «Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!», «Здесь русский, бурят, армянин и казах за Родину жизнь отдавали», «Мы с верой в Победу идём умирать в последнем сражении под Брестом».
Можно ли назвать героев песни патриотами?
Патриот — человек, который гордится своей Родиной, который предан ей. Герои песни о Брестской крепости не пожалели своих жизней, чтобы защитить страну. Их можно назвать истинными патриотами.
Подготовьте выразительное чтение произведений. Прочитайте их с выражением своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный — вы довольны своей работой на уроке, жёлтый — на уроке вы работали неплохо, красный — на уроке вам было трудно.