Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Брестской крепости

Произведения о Родине

22.01.2025
3469
0

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Песня защитников Брестской крепости

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворением А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»
  • познакомимся с песней защитников Брестской крепости
  • продолжим развивать навык выразительного чтения

Словарь

Жнивье — остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.

Буг — река.

 


О произведении

 

Жигулин Анатолий Владимирович (1930–2000) — русский литератор, прозаик и поэт. Человек с трудной судьбой, познавший в сталинский период правления весь ужас исправительно-трудовых лагерей, что стало основой тематики его литературного творчества. Стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» поэт написал 1967 г., в годы возвращения после долгих скитаний в родные края из ссылки. В стихотворении поэт показывает всю силу своей любви к Родине, причём использует для этого описания природы, всё то, что напоминает ему Родину и признаётся, что один только вид этих родных мест рождает в нём трепетное чувство. 

 

Также сегодня на уроке мы познакомимся с песней защитников Брестской крепости, и перенесёмся в годы Великой Отечественной войны.


Это интересно!

 

А вы знали, что строки из песни защитников Брестской крепости были написаны на клочке бумаги? Песня была заложена в гильзу и найдена через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу была подпись: Фёдор Гермоненко.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение А. Жигулина. О чём это стихотворение?

 

                 * * *
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески —
Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали́ пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление моё.

 

Это стихотворение описывает Родину такой, какой она видится автору. В нём поэт признаётся, что трепетно любит Родину, любит без всяких высоких слов — такой, какой она есть. И самое сильное чувство в поэте вызывает знакомый с детства пейзаж, который и ассоциируется у поэта с Родиной.

 

В последних строках стихотворения Анатолий Жигулин говорит о том, что родные места могут вылечить всё, что угодно, заставят забыть обиды. 


Как вы думаете, какие чувства испытывает автор?

 

Автор испытывает огромную любовь и нежность к своей Родине. Он пишет, что в ней его «утешение и исцеление», а значит, именно о Родине он вспоминает в первую очередь в трудные минуты жизни.


Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему автор использует такое сравнение?

 

Поэт сравнивает обиды и прощенья со старым жнивьём, с соломой, которая сгорает в один миг. Ведь ничто не важно, если у человека есть Родина, есть родной дом, где его всегда любят и ждут.

 

Именно это является для поэта главным — чувство, что Родина всегда с ним.


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой.

Скрытые сравнения: взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.

Сравнения: сгорят как жнивьё.


Прочитайте текст песни защитников Брестской крепости. О чём он?

 

                         * * *
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!
Под стать легендарным героям.

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

Прощайте товарищи, Родина-мать,
Прощайте, друзья и невесты...
Мы с верой в Победу идём умирать
В последнем сраженьи под Брестом.

 

В тексте песни говорится о том, как отважно сражались люди за свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Как в битве под Брестом люди стояли насмерть во имя своей Родины, защищая её.


Как вы думаете, какие факты и строки из песни могут больше всего поразить читателей?

 

Читателей могут поразить строки, в которых говорится о мужестве солдат, их любви к Родине, их отношении к делу и мужеству: «Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!», «Здесь русский, бурят, армянин и казах за Родину жизнь отдавали», «Мы с верой в Победу идём умирать в последнем сражении под Брестом».


Можно ли назвать героев песни патриотами?

 

Патриот человек, который гордится своей Родиной, который предан ей. Герои песни о Брестской крепости не пожалели своих жизней, чтобы защитить страну. Их можно назвать истинными патриотами.

 


Подготовьте выразительное чтение произведений. Прочитайте их с выражением своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный — вы довольны своей работой на уроке, жёлтый — на уроке вы работали неплохо, красный — на уроке вам было трудно.


Предыдущий урок
И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. С. Д. Дрожжин «Родине»
Произведения о Родине
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

    Алгебра

  • Уточняющие члены предложения

    Русский язык

  • Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке