Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. С. Д. Дрожжин «Родине»

Произведения о Родине

15.01.2025
1819
0

И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями И. С. Никитина «Русь» и С. Д. Дрожжина «Родине»
  • продолжим учиться анализировать стихотворения
  • изучим термин «риторический вопрос»

Словарь

Нива — большое поле.

Мурава — трава.

Зарево — отсветы в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Курган — холм.

Лях — слово в летописи Нестора, первоначально употреблявшееся для обозначения западнославянских племён. 

 


О произведении

 

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Русь» Ивана Саввича Никитина, которое впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете, а также с патриотическим стихотворением под названием «Родине», которое русский крестьянский поэт Спиридон Дрожжин написал в конце XIX века, а именно в 1871 году. Оба стихотворения пронизаны огромной любовью авторов к своей Родине. Они гордятся и восторгаются своей Родиной, её бескрайними просторами и красивой русской природой.


Это интересно!

 

На стихи Ивана Никитина было написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. Они нередко воспринимаются как русские народные.

 

А вот в 1892 году С. Д. Дрожжин, работая продавцом в книжной лавке, познакомился с известным писателем Львом Николаевичем Толстым, который по достоинству оценил творчество поэта-народника и поддерживал его творческие замыслы.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Русь». О чём оно? Какую Русь видит автор?

 

Это стихотворение о Родине, о России, об этом прямо говорит его название и сам текст. Автор видит Русь необъятной: «Широко ты, Русь, развернулася!»

Великой: «На поклон к тебе корабли идут».

Непобедимой: «Улеглися спать гости навеки», «Дала урок ляху гордому», «Положила татар полчища».

Самоотверженной: «Вдруг со всех концов поднялася Русь».

Красивой: «В красе царственной».

Достойной восхищения: «Про тебя идёт слава громкая», «Есть за что полюбить тебя». 


Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

 

Слова, которые выбирает поэт для описания Русской земли, которую невозможно завоевать: «на полях своих под курганами положила ты татар полчища; ты на жизнь и смерть вела спор с Литвой; и дала урок ляху гордому; под сугробами улеглися спать гости навеки».


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.

Скрытые сравнения: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лёд, пожар небес.

Сравнения: снег что белый пух.

Олицетворения: поднимает грудь море, лёд ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.


Какие предложения по цели высказывания появляются в середине стихотворения? Зачем автор их использует? Как называется такой приём?

 

В середине стихотворения автор использует риторические вопросы: «У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов? … Перед кем себя ты унизила? Кому в чёрный день низко кланялась?» и др. Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который заранее известен. На такой вопрос ответ не требуется. Его и так все понимают. 

 

Автор использует такие вопросы, чтобы оживить произведение, провести диалог с читателем, заставляя его ещё больше проникнуться, больше переживать за Русь, гордиться ею.


Как вы думаете, какие чувства испытывал автор при создании своего произведения?

 

Автор испытывает гордость за родную землю и любовь к ней. Он показывает себя настоящим патриотом, который переживает за свою страну и народ. Поэт любуется широтой и богатством страны, гордится её историей и славными деяниями. Он открыто признаётся в своей любви в заключительных строках стихотворения. 


Прочитайте стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине». Как поэт относится к Родине? Какие слова передают его отношение к ней?

 

Поэт гордится и любит свою Родину. Он называет её великой и святой, рассказывает о её силе и красоте. При этом поэт ярко описывает чувства, которые его обуревают.

 

Его грудь наполняется восторгом. Он любуется красотой земли, ему дышится легко и бодро. И бродя по лугам, поэт поёт и мечтает. Ему очень хорошо на родной земле.


Какой автор изображает Родину? Что поэту особенно дорого?

 

Поэт изображает Родину необъятной, красивой, мирной, милой сердцу. Для него она Великая и Святая.

 

Поэту особенно дорога природа родной земли, он не упоминает в стихотворении города. Зато любуется Волгой, лесами, деревнями, лугами, необъятными просторами Родины.

 

Дорог поэту и труд простых людей, и он мечтает, чтобы труд этот всегда был свободным. Это важное условие он особенно подчёркивает в четвёртом четверостишии, говоря, что когда народ трудится свободно, то дышится особенно бодро.


Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?

 

Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, Великой и Святой.

Скрытые сравнения: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.

Олицетворения: как хороша ты, твой голос. 


Как вы будете читать это стихотворение? Какое настроение выразите при чтении?

 

Основное чувство, которое передаёт это стихотворение, — гордость. Поэтому читать его нужно торжественно, громко, эмоционально. Особенно следует выделять слова, подчёркивающие красоту Родины и чувства поэта: гордиться, Родина, Волгою, молитвенно, чарующий, тёмные, хороша, празднике, приветных, родимой, бодро, свободного, мощь, восторгом, сила с красотой, Великой и Святой.

 

Последние два слова поэт не зря написал с большой буквы. Для него это главная характеристика Родины, а потому выделить их нужно не только громким голосом, интонацией, но и темпом — паузой между этими словами.


Подготовьте выразительное чтение обоих стихотворений. Прочитайте их своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите того снеговика, который отражает ваше настроение после урока.

 


Предыдущий урок
А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Брестской крепости
Произведения о Родине
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Понятие артикля. Определенный артикль

    Английский язык

  • Предлоги места

    Английский язык

  • Feelings and emotions

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке