- познакомимся с произведениями И. С. Никитина «Русь» и С. Д. Дрожжина «Родине»
- продолжим учиться анализировать стихотворения
- изучим термин «риторический вопрос»
Нива — большое поле.
Мурава — трава.
Зарево — отсветы в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.
Курган — холм.
Лях — слово в летописи Нестора, первоначально употреблявшееся для обозначения западнославянских племён.
О произведении
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Русь» Ивана Саввича Никитина, которое впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете, а также с патриотическим стихотворением под названием «Родине», которое русский крестьянский поэт Спиридон Дрожжин написал в конце XIX века, а именно в 1871 году. Оба стихотворения пронизаны огромной любовью авторов к своей Родине. Они гордятся и восторгаются своей Родиной, её бескрайними просторами и красивой русской природой.
Это интересно!
На стихи Ивана Никитина было написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. Они нередко воспринимаются как русские народные.
А вот в 1892 году С. Д. Дрожжин, работая продавцом в книжной лавке, познакомился с известным писателем Львом Николаевичем Толстым, который по достоинству оценил творчество поэта-народника и поддерживал его творческие замыслы.
Вопросы к тексту
Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Русь». О чём оно? Какую Русь видит автор?
Это стихотворение о Родине, о России, об этом прямо говорит его название и сам текст. Автор видит Русь необъятной: «Широко ты, Русь, развернулася!»
Великой: «На поклон к тебе корабли идут».
Непобедимой: «Улеглися спать гости навеки», «Дала урок ляху гордому», «Положила татар полчища».
Самоотверженной: «Вдруг со всех концов поднялася Русь».
Красивой: «В красе царственной».
Достойной восхищения: «Про тебя идёт слава громкая», «Есть за что полюбить тебя».
Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?
Слова, которые выбирает поэт для описания Русской земли, которую невозможно завоевать: «на полях своих под курганами положила ты татар полчища; ты на жизнь и смерть вела спор с Литвой; и дала урок ляху гордому; под сугробами улеглися спать гости навеки».
Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Скрытые сравнения: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лёд, пожар небес.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лёд ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.
Какие предложения по цели высказывания появляются в середине стихотворения? Зачем автор их использует? Как называется такой приём?
В середине стихотворения автор использует риторические вопросы: «У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов? … Перед кем себя ты унизила? Кому в чёрный день низко кланялась?» и др. Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который заранее известен. На такой вопрос ответ не требуется. Его и так все понимают.
Автор использует такие вопросы, чтобы оживить произведение, провести диалог с читателем, заставляя его ещё больше проникнуться, больше переживать за Русь, гордиться ею.
Как вы думаете, какие чувства испытывал автор при создании своего произведения?
Автор испытывает гордость за родную землю и любовь к ней. Он показывает себя настоящим патриотом, который переживает за свою страну и народ. Поэт любуется широтой и богатством страны, гордится её историей и славными деяниями. Он открыто признаётся в своей любви в заключительных строках стихотворения.
Прочитайте стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине». Как поэт относится к Родине? Какие слова передают его отношение к ней?
Поэт гордится и любит свою Родину. Он называет её великой и святой, рассказывает о её силе и красоте. При этом поэт ярко описывает чувства, которые его обуревают.
Его грудь наполняется восторгом. Он любуется красотой земли, ему дышится легко и бодро. И бродя по лугам, поэт поёт и мечтает. Ему очень хорошо на родной земле.
Какой автор изображает Родину? Что поэту особенно дорого?
Поэт изображает Родину необъятной, красивой, мирной, милой сердцу. Для него она Великая и Святая.
Поэту особенно дорога природа родной земли, он не упоминает в стихотворении города. Зато любуется Волгой, лесами, деревнями, лугами, необъятными просторами Родины.
Дорог поэту и труд простых людей, и он мечтает, чтобы труд этот всегда был свободным. Это важное условие он особенно подчёркивает в четвёртом четверостишии, говоря, что когда народ трудится свободно, то дышится особенно бодро.
Какие средства художественной выразительности использует автор в стихотворении?
Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, тёмные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, Великой и Святой.
Скрытые сравнения: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.
Олицетворения: как хороша ты, твой голос.
Как вы будете читать это стихотворение? Какое настроение выразите при чтении?
Основное чувство, которое передаёт это стихотворение, — гордость. Поэтому читать его нужно торжественно, громко, эмоционально. Особенно следует выделять слова, подчёркивающие красоту Родины и чувства поэта: гордиться, Родина, Волгою, молитвенно, чарующий, тёмные, хороша, празднике, приветных, родимой, бодро, свободного, мощь, восторгом, сила с красотой, Великой и Святой.
Последние два слова поэт не зря написал с большой буквы. Для него это главная характеристика Родины, а потому выделить их нужно не только громким голосом, интонацией, но и темпом — паузой между этими словами.
Подготовьте выразительное чтение обоих стихотворений. Прочитайте их своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке. Выберите того снеговика, который отражает ваше настроение после урока.