Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. С. Д. Дрожжин «Родине»

Произведения о Родине

И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведениями И. С. Никитина «Русь» и С. Д. Дрожжина «Родине»
  • продолжим учиться анализировать стихотворения
  • изучим термин «риторический вопрос»

Словарь

Нива  - большое поле.

Мурава  - трава.

Зарево - отсветы в небе, красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Курган  - холм.

Ляху - слово в летописи Нестора, первоначально употреблявшееся для обозначения западнославянских племён. 

 


О произведении

 

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Русь» Ивана Саввича Никитина, которое впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете,  а также с патриотическим стихотворением под названием "Родине", которое русский крестьянский поэт Спиридон Дрожжин написал в конце 19 века, а именно в 1871 году. Оба стихотворения пронизаны огромной любовью авторов к своей Родине. Они гордятся и восторгаются своей Родиной, ее бескрайними просторами и красивой русской природой.

 


Это интересно!

 

На стихи Ивана Никитина было написано немало песен, оторвавшихся от имени автора. До сего дня они нередко воспринимаются, как русские народные.

 

А вот в 1892 году С. Д. Дрожжин, работая продавцом в книжной лавке, познакомился с известным писателем Львом Николаевичем Толстым, который по достоинству оценил творчество   поэта – народника и поддерживал его творческие замыслы.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Русь». О чем стихотворение? Какую видит Русь автор?

 

Это стихотворение о Родине, о России, об этом прямо говорит его название и сам текст. Автор видит Русь необъятной: "Широко ты, Русь, развернулася!"

Великой: "На поклон к тебе корабли идут".

Непобедимой: "Улеглися спать гости навеки", "Дала урок ляху гордому", "Положила татар полчища".

Самоотверженной: "Вдруг со всех концов поднялася Русь"

Красивой: "В красе царственной".

Достойной восхищения: "Про тебя идёт слава громкая", "Есть за что полюбить тебя". 


Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

 

Слова, которые выбирает поэт для описания Русской земли, которую невозможно завоевать: на полях своих под курганами положила ты татар полчища; ты на жизнь и смерть вела спор с Литвой; и дала урок ляху гордому; под сугробами улеглися спать гости навеки.


Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении?

 

Эпитеты : нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.

Скрытые сравнения : шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес.

Сравнения : снег что белый пух.

Олицетворения : поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.


Какие по цели высказывания появляются в середине стихотворения? Зачем автор их использует? Как называется такой прием?

 

В середине стихотворения автор использует риторические вопросы : “У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов? …. Перед кем себя ты унизила? Кому в черный день низко кланялась?” и др. Риторический вопрос - это вопрос, ответ на который заранее известен. На такой вопрос ответ не требуется. Его и так все понимают. 

Автор использует такие вопросы, чтобы оживить свое произведение, провести диалог с читателем, заставляя его еще больше проникнуться, больше переживать за Русь, гордиться ею.


Как вы думаете, какие чувства испытывал автор при создании своего произведения?

 

Автором владели гордость за родную землю и любовь к ней. Он показывает себя настоящим патриотом, который переживает за свою страну, за свой народ. Поэт любуется широтой и богатством страны, гордится её историей и славными деяниями. Он открыто признается в своей любви в заключительных строках стихотворения. 


Прочитайте стихотворение С. Д. Дрожжина «Родине». Как поэт относится к Родине? Какие слова передают его отношение к ней?

 

Поэт гордится и любит свою Родину. Он называет её великой и святой, рассказывает о её силе и красоте. При этом поэт ярко описывает чувства, которые его обуревают.

 

Его грудь наполняют восторг и молитвенный экстаз. Он любуется красотой земли, ему дышится легко и бодро. И бродя по лугам, поэт поёт и мечтает. Ему очень хорошо на родной земле.


Какой автор изображает Родину? Что поэту особенно дорого?

 

Поэт изображает Родину необъятной, красивой, мирной, милой сердцу. Для него она Великая и Святая.

 

Поэту, особенно дорога природа родной земли, он не упоминает в стихотворении города. Зато любуется Волгой, лесами, деревнями, лугами, необъятными просторами Родины.

 

Дорог поэту и труд простых людей, и он мечтает, чтобы труд этот всегда был свободным. Это важное условие он особенно подчеркивает в четвёртом четверостишии, говоря, что когда народ трудится свободно, то дышится особенно бодро.


Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении?

 

Средства художественной выразительности в стихотворении «Родине».

Эпитеты: Волгою родной, чарующий простор, темные леса, приветных деревень, родимой стороны, свободного труда, великой и святой.

Скрытые сравнения: взор бросаю, бодро дышится, восторгом наполняешь.

Олицетворения: как хороша ты, твой голос. 


Как вы будете читать это стихотворение? Какое настроение выразите при чтении?

 

Основное чувство, которое передаёт это стихотворение - гордость. Поэтому читать его нужно торжественно, громко, эмоционально. Особенно следует выделять слова, подчеркивающие красоту Родины и чувства поэта: гордиться, Родина, Волгою, молитвенно, чарующий, тёмные, хороша, празднике, приветных, родимой, бодро, свободного, мощь, восторгом, сила с красотой, Великой и Святой.

 

Последние два слова поэт не зря написал с большой буквы. Для него это главная характеристика Родины, а потому выделить их нужно не только громким голосом, интонацией, но и темпом - паузой между этими словами.


Подготовьте выразительное чтение обоих стихотворений. Прочитайте их своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите того снеговика, который отражает ваше настроение после урока.

 

 


Предыдущий урок
А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Брестской крепости
Произведения о Родине
Следующий урок
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Зарубежная литература
  • Модальные глаголы в Past Simple

    Английский язык

  • A lot of lots of, much, many

    Английский язык

  • Новейшее время: история продолжается сегодня

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке