Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Литература периода Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

Великая Отечественная война

03.12.2024
2931
0

Литература периода Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»

План урока

  • Литература периода Великой Отечественной войны
  • Слово о К.М. Симонове
  • Поэзия К.М. Симонова
  • Слово об А.Т. Твардовском
  • Поэзия А.Т. Твардовского

Цели урока

  • Знать произведения, посвященные событиям Великой Отечественной войны, их особенности
  • Уметь анализировать литературные произведения, выявлять их идейные и художественные особенности

Разминка

  • Вспомните произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Какими особенностями обладают эти произведения? Какой герой изображается в них?
  • Какие произведения К.М. Симонова и А.Т. Твардовского вы уже изучали?

Литература периода Великой Отечественной войны

Рис. 1. Г.М. Коржев. Живой заслон. 2005.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства«Кипучая, могучая, никем непобедимая»«И врага мы на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом»; кинофильмы показывал и, как лихо побеждает Красная Армия недалеких и слабых противников («Если завтра война»). Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова «Первый удар» и роман Петра Павленко «На Востоке», вышедшие огромными тиражами. Эти пропагандистские произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели. 

 

Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошел войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом.

 

Перед самой войной была написана пьеса К.М. Симонова «Парень из нашего города», в основу которой лег реальный опыт боев на Халхин-Голе. Позже был поставлен фильм с таким же названием. Название пьесы символично: ее герой — обыкновенный, простой человек, такой же, как многие. Он там, где трудно, где нужны его мужество и поддержка – в Испании и на Халхин-Голе. Пьеса была необходима тем, кто защищал страну от врага: она не забегала вперед, не рассказывала о грядущей победе, но вселяла уверенность в ней. В финале пьесы зритель расстается с героем перед сражением, исход которого ясен — нельзя не победить, ведь защищаешь любимых, родных, свою отчизну.

 

Столь же символичны названия трех выдающихся пьес военных лет: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова. Все они написаны в 1942 году, поставлены во многих театрах, удостоены высоких премий. Им была суждена долгая сценическая жизнь.

 

Ведущей темой прозы была, конечно, защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, то есть прочитать их мог каждый боец, каждый человек. Хорошо известны были очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана и других, видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, может быть, не всю, но ту, которую они сами осознали. Героями их произведений были не полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.

 

Большое место принадлежало и жанру рассказа. Рассказы писали К. Симонов, М. Шолохов, Л. Соболев, Н. Тихонов. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом повествователя. А. Толстым написан цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942). От имени героя-рассказчика проводится та же мысль: «Ничего, мы сдюжим!», «Ничего... Мы люди русские». Это рассказы о человеке на войне, о стойкости и непоказной храбрости, о преемственности и уважении к прошлому: «То, что наши деды и отцы не додумали, приходится додумывать нам в самый короткий срок, иной раз – между двумя фугасками... И делать немедленный вывод при помощи оружия...».

 

Особое место принадлежит роману А. Фадеева «Молодая гвардия» о подвиге юношей и девушек Краснодона. Роман проникнут романтическим пафосом. Автор увидел в своих героях-молодогвардейцах воплощение идеала добра в красоты. Почти все герои романа прототипичны. Олег Кошевой и Ульяна Громова, Сергей Тюленин и Люба Шевцова такие, какими они были в жизни, но в то же время типизация высветила их, заострила то, что наиболее близко идеалу автора. Фадеев широко использует творческий домысел во всем, что относится к сфере их духовной жизни. Благодаря этому, «Молодая гвардия» выросла из романа-документа в роман-обобщение. Писатель воспринимает войну как противостояние добра и красоты злу и безобразию: все герои-подпольщики отличаются и внешней и внутренней красотой, образы же фашистов гротескны, например, вымышленные персонажи – грязный, вонючий палач Фенбонг, генерал, похожий на гуся, извивающийся червем предатель Фомин; это «выродки», «нелюди». Само фашистское государство сравнивается с механизмом – понятием, враждебным романтикам.


  1. Каким предстаёт лирический герой в произведениях военного периода?
  2. Какие жанры стали наиболее востребованы в период Великой Отечественной войны?


Слово о К.М. Симонове

Рис. 2. К.М. Симонов.

Константин Михайлович Симонов (1915-1979)

 

Родился в Петрограде, в семье военного. Воспитан отчимом – преподавателем военного училища. Детские годы будущего поэта прошли в Рязани и Саратове.

 

Окончив в 1930 году семилетку в Саратове, пошёл учиться на токаря. В 1931 году семья переехала в Москву и К.М. Симонов, окончив фабзавуч точной механики, стал работать на заводе.

 

В эти же годы начал писать стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 годы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».

 

Закончив в 1938 году Литературный институт, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию.

 

С началом Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», «Красная звезда», где публиковались его военные корреспонденции. В годы войны написал пьесу «Русские люди», повесть «Дни и ночи».

 

Широкую известность ему принесла лирика военных лет – стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Майор привез мальчишку на лафете…», «Жди меня», а также сборник «С тобой и без тебя».

 

Вёл большую общественную деятельность, с 1954 по 1958 был главным редактором журнала «Новый мир», а в 1950-1953 – главным редактором «Литературной газеты».

Поэзия К.М. Симонова

Одно из произведений, которое быстро стало распространяться среди солдат на фронте – стихвоторение «Жди меня». Оно относится к любовной лирике. Изначально К.М. Симонов только читал его среди тех, кому оно давало надежду, публикация произведения не входила в планы поэта. Стихотворение звучит как заклинание (поэт использует повторы, будто «заклиная» возлюбленную, к которой обращается), молитва, как слияние многих голосов в одном всепобеждающем чувстве веры в торжество справедливости, любви, в непременную встречу «ждавших» друг друга после окончания войны.

 

В этом чувстве соединились чаяния всех, сказалась общая судьба поколения. Поэтому стихотворение расходилось в копиях, заучивалось наизусть. Солдаты вкладывали его в письма любимым, веря, что поэтическое слово окажется сильнее смерти:

 

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

 

Своего рода заклинанием стало и стихотворение «Если дорог тебе твой дом…» (1942), где начала ненависти и любви сталкиваются в непримиримом противостоянии — любви к родному дому и ненависти к поправшему его врагу.

 

Стихотворение К.М. Симонова звучало как «открытое письмо» всем его соотечественникам, как напоминание, что «ты русским выкормлен был». В сущности, он всегда писал об этом в своих поэтических «письмах», лишь изредка называя конкретное лицо. Так, восходящее к некрасовской традиции стихотворение «Письмо другу» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», 1941) непосредственно обращено к поэту А. Суркову, хотя и выражает общие для всех чувства глубочайшей любви к родине, гордости за свой народ и горечи от переживаемого в тот час поражения:

 

 

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём.

 

 

Дружба в лирике К.М. Симонова проходит испытание жизнью и смертью, что отражают заглавия стихотворений («Однополчане», «Час дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Дом друзей», «Дружба настоящая не старится…»).

 

К теме войны К.М. Симонов возвращается уже в послевоенное время в трилогии «Живые и мёртвые». Писатель показывает переживание происходящего своими героями одновременно с видением ситуации с позиции авторского, опережающего знания. Его предчувствие уже есть в Синцове и в осуждённом по клеветническому доносу в 1937 году, несколько лет проведшем в тюрьме Серпилине. Исходя из своего времени, Синцов должен признать, что «вера его души была сильней всех очевидностей». Но, обогащаясь пониманием, приобретённым позднейшими поколениями, Серпилин думает о том, «как могло случиться то, что случилось с армией в тридцать седьмом и тридцать восьмом годах. Кому это было нужно?».

Слово об А.Т. Твардовском

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

 

Родился в 1910 году в деревне Загорье (Смоленская губерния) в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл.

 

Писать стихи начал рано: в 14 лет отважился послать их в смоленскую газету «Рабочий путь», где тогда работал М. Исаковский, который помог юному поэту напечататься. 1935 год – публикация «Сборника стихов. 1930-1935».

 

1936 год – А.Т. Твардовский переезжает в Москву, поступает в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), который оканчивает в 1939 году. В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

 

В 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в завоевании Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании находился на фронте в качестве военного корреспондента. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах.

 

Очень широкую известность получили произведения Твардовского о войне: стихотворения «Рассказ танкиста», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…»  и поэма «Василий Теркин» (1941-1945).

 

В 1946 закончил начатую ещё в войну поэму «Дом у дороги». Наряду со стихами Твардовский писал прозу: в 1947 году опубликовал книгу о минувшей войне «Родина и чужбина». А.Т. Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Поэзия А.Т. Твардовского

В статье «Как был написан "Василий Теркин"» А.Т. Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939–1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя – с намеком на опытность, бывалость, «тертость»; характер – смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Теркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем веселых комиксов и стихотворных подписей к ним.

 

С 1942 года А.Т. Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Теркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца. Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноименными героями, поэт прямо говорит, что новый Теркин – обыкновенный парень:

 

В поэме, в отличие от подписей к комиксам, А.Т. Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает свое уважение красноармейцам, которые пережили все это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой.

 

Солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Все перечисленное – обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземленностью скрыт истинный, непоказной патриотизм – чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» (Л.Н. Толстой).

 

Поэма «Василий Теркин» – «энциклопедия солдатской жизни». Это определение А.Т. Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всем. Были еще стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой (С. Викулов «Теркин и война» // Наш современник, 1995, №7) и т.п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В.П. Некрасов («В окопах Сталинграда»), К.М. Симонов («Живые и мертвые»), В.О. Богомолов («Иван», «В августе сорок четвертого»), В.Л. Кондратьев («Сашка»), В.П. Астафьев («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Но бесспорно одно: А.Т. Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.

 

Герой поэмы — народ, поэтому главное, что удалось автору, — это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.

 

К концу 1930-х годов А.Т. Твардовский открыл для себя одну из главных тем поэтического творчества: тему войны как народной и общечеловеческой трагедии, неотделимую от темы памяти, представляющей пережитое на новом, бытийном уровне. В 1940 г. поэт писал в дневнике: «Я чувствую, что армия будет для меня такой же дорогой темой, как и тема переустройства жизни в деревне…» Обе эти стороны современной Твардовскому действительности совместились в поэме «Дом у дороги» (1942—1946), проникнутой горечью и болью от сознания необратимости произошедшего, от переживаемого вновь острого ощущения несовместимости народного уклада жизни, с его внутренним ладом, гармонией быта, труда, существования, и немецкого вторжения, поругания родного дома, уничтожения жизни в её природных и человеческих, веками освящённых установлениях.

 

На фоне общей хроники войны («Я начал песню в трудный год…» — «И завершаю в год иной…») рассказывается о трагической участи семьи Сивцовых, обычной крестьянской семьи, разлучённой войной, потерявшей свой дом, оказавшейся беззащитной посреди военных катаклизмов:

 

 

Чужой солдат вошёл в ваш дом,
Где свой не мог войти.
Вам не случалось быть при том?
И Бог не приведи!

 

 

Мысль о том, что прежний родной дом не может заменить новая построй-ка, как нельзя утешить вернувшегося с войны солдата, не заставшего в родной деревне ни жены, ни детей, усиливается рефреном в духе народных припевов. Они могут отзываться радостью, когда семья весела и счастлива, а могут порождать печальные, щемящие звуки:

 

 

Не докосил хозяин луг,
В поход запоясался,
А в том саду всё тот же звук
Как будто раздавался:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —И мы домой.

 

 

Твардовский недаром предпослал поэме подзаголовок «Лирическая хроника» — в данном случае мы наблюдаем лирику в эпосе, свободу авторского самовыражения в границах грандиозной панорамы не подлежащих забвению событий народной войны.


Контрольные вопросы

 

  1. Какими чувствами проникнуты стихотворения А.Т. Твардовского и К.М. Симонова?
  2. Как в лирике А.Т. Твардовского и К.М. Симонова раскрывается тема войны?
  3. Какое стихотворение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему?


Следующий урок
М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» и их трагическое столкновение
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования

    География

  • Принципы русской пунктуации

    Русский язык

  • Объём конуса

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке