Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Япония

Зарубежная история 18 века

07.12.2024
5478
0

Япония

Разминка

  • Знаете ли вы, кто такие сёгуны и самураи?
  • С чем у вас ассоциируется Япония?
  • В чём особенность географического положения Японии?

План урока

  • Японское общество периода Эдо
  • Экономическое развитие Японии
  • Японские города

Цели урока

  • уметь анализировать социальное и экономическое положение Японии 
    в XVIII в.
  • знать основные понятия и термины
  • уметь показывать противоречивость развития Японии в XVIII в. и возможные последствия этой линии развития

 

Японское общество периода Эдо

Период правления сёгунов династии Токугава, также называемый периодом Эдо (1603–1867)  по  названию  города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсутствием серьёзных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счёт отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничивается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 г. издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьёзность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 г., когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнён, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX в (рис. 1).

 

Общество Японии состояло из 4 основных групп: купцы, ремесленники, самураи (военные), крестьяне. 

 

Самураи являлись опорой режима Токугавы и занимали высшую ступень в обществе. Отсюда родилась поговорка: «Среди цветов — вишня, среди людей — самурай». Интеллигенция и государственный аппарат формировался из этого сословия. За самураями шли крестьяне. Этот слой общества был самым массовым и составлял 80 % населения. 

Рис. 1. Памятник Минамото Ёритомо в горах г. Камакура, Япония

Чуть ниже, чем крестьяне, были горожане, несмотря на более улучшенное имущественное положение. Купцы и ремесленники объединялись в гильдии и цеха. Были случаи введения богатых купцов в ранг самураев. 

 

Сословное деление позволяло содержать в стабильности всё японское общество, где каждый слой дополнял друг друга.

 

Вне сословий находились «неприкасаемые» — парии. Они занимались уборкой и тюремной службой, утилизацией отходов, выделкой кожи и т. д. 

 

Совет старейшин состоял из пяти приближенных к сёгуну князей во глав с регентом. Так формировалось правительство сёгуна. При совете существовала группа «молодых старшин», которые руководили отдельными отраслями управления и выполняли министерские функции (рис. 2).

Экономическое развитие Японии

Рис. 2. Замок Кумамото

В Японии хорошо были развиты в условиях господства натурального хозяйства ремёсла и земледелия, а также сложилась сеть внутренних торговых путей. Стали появляться мануфактуры к концу XVIII века — солеварение, текстильные, винокуренные, бумажные и т. д. Излишки продукции, которые производились на этих мануфактурах вывозились в Китай (в том числе контрабандой).

 

Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». Появлялись «пустующие деревни», т. к. крестьяне массово бежали оттуда. Они втягивались всё больше и больше в торговлю, которая приносила более твёрдый доход , чем земледелие. Стали расширяться площади под техническую культуру, такую как чай, хлопок, конопля, рапс. Это привело к тому, что крестьяне стали покупать себе продовольствие , а не выращивать его. 

Предприимчивые крестьяне в деревне стали изготавливать удобрения, применяя для этого рапсовые и кунжутные семена, рыбу и др. Удобрения пользовались большим спросом, поскольку позволяли повышать урожайность даже в засушливые годы. Очень выгодным занятием стало огородничество, на развитие которого оказало влияние соседство крупных городов.

 

Но внешний рынок у Японии фактически отсутствовал. И тем не менее в стране развивались отдельные элементы капитализма. Купечество скупало земли у собственников для перепродажи. Появились банки, а также разные конторы, которые распределяли инвентарь и сырьё, необходимые для работы крестьянам и ремесленникам.

 

Увеличивалось и расслоение крестьянства. В Японии становилось всё больше преуспевавших крестьян-собственников, но вместе с тем — и бедняков. Это нередко приводило к восстаниям, в которых порой принимали участие даже самураи. Как же такое могло случиться? Дело в том, что во время междоусобных войн сила и богатство самураев обычно возрастали, но в мирные годы самураи беднели, а иногда и совсем разорялись.


Вопросы 

 

1. Какие новые явления существовали в японской деревне? 

2. Каковы причины народных восстаний? 


Японские города

Экономическое и социальное положение городов постепенно укреплялось. К большим центральным городам относились Эдо, Осака и Киото. Эдо (современный город Токио) являлся резиденцией сёгунов и городом самураев. В нём имелась правительственная академия для подготовки чиновников. В 1762 г. открылось специальное учебное заведение для изучения «европейских знаний». Осака была городом торговцев, куда прибывали разнообразные товары со всей Японии. Благодаря этому её часто называли «кухней Поднебесной». Киото представлял собой резиденцию императора и придворной знати, творческого люда и искусных ремесленников, являлся столицей и культурным центром страны.

 

С развитием культуры в городах стало продаваться всё больше печатных изданий, значительным спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства, изделия из лака, фарфора, крашеные ткани.

 

Подъём жизненного уровня городского населения способствовал расцвету такой отрасли экономики, как строительство. В городах возводились двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам. В целях предотвращения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

 

Также деклассированные самураи, не имевшие своего господина, — ронины — всё в большем количестве устремлялись в города. Там некоторые из них закладывали своё вооружение ростовщикам и женились (если повезёт) на дочерях богатых купцов. Другие пополняли ряды немногочисленной интеллигенции (лекарей, учителей, писцов), становились мелкими торговцами или ремесленниками. Далеко не все самураи были достаточно грамотны или способны к быстрому овладению той или иной профессией, чтобы посвятить себя производительному труду. Поэтому значительная часть оставалась на положении людей, живущих без определённых занятий, зависящих от случайного заработка. Ронины легко становились на путь вымогательства и грабежа.

 

В первой половине XVIII в. осуществлялись важнейшие преобразования, направленные на улучшение финансового положения страны. Началась борьба против разных излишеств, роскоши в одежде, пище, жилищах князей, самураев, чиновничества. Был издан указ о принятии чрезвычайных мер жёсткой экономии. Для княжеств установили дополнительный налог на рис в пользу центрального правительства. Городским торговцам, участвовавшим в освоении целины, предоставлялись значительные налоговые льготы. «Новые помещики» получили право на владение землёй. Всё это отвечало политике увеличения налоговых поступлений в казну.

 

Сёгун также издал «Положение о судопроизводстве», в котором устанавливался порядок рассмотрения судебных дел, а простолюдинам дозволялось жаловаться на администрацию.

[/img]

Несмотря на существовавшую самоизоляцию страны, с 1720 г. разрешалось ввозить в Японию европейские книги по прикладным наукам. По распоряжению сёгуна несколько японцев отправились в Нагасаки, чтобы изучать там голландский язык. С этого времени знание голландского языка стало постепенно распространяться среди образованной части японского общества. В 60–80-е гг. XVIII в. реформы были продолжены. «Обогащение через торговлю» — сущность нового курса преобразований. Правительство начало проводить политику меркантилизма. Одновременно были приняты меры по увеличению налогов, введён контроль за расходами.

 

Государство поощряло создание объединений купцов. Ведь давая разрешение на их организацию, правительство получало промысловый налог.

 

В конце XVIII в. хозяйственные преобразования продолжились. Ведущей идеей нового курса стало «Обогащение через сбережение». Осуществлялась политика экономии и сокращения государственных расходов. Чиновников, виновных во взяточничестве, и тех, кто эти взятки давал, строго наказывали. Князей обложили специальным налогом в пользу правительства, и они должны были создавать запасы риса на случай неурожаев. Торговцев заставили снизить ссудный процент, под который они давали рис взаймы.

 

Несмотря на реформы, кризис в Японии продолжался.


Вопросы 

 

1. Как изменилось социальное положение самураев в XVIII в.? 

2. Что вы можете сказать о жизни в японских городах в XVIII в.? 

3. Можно ли назвать социально-экономические реформы XVIII в. успешными? Почему?


Итоги

 

В Японии в XVIII в. правила династия Токугава. Страна, так же как и Китай, закрылась от внешнего мира. Однако это способствовало нарастанию кризиса во многих отраслях хозяйства и военного дела. В столь сложном положении Япония вступала в XIX в.


Предыдущий урок
Османская империя. Персия
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Международные отношения в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Строение и функция скелета. Строение костей и их соединение

    Биология

  • Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп

    Физика

  • Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке