Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: «Европейское чудо»

Зарубежная история 18 века

«Европейское чудо»

 

Разминка

1. Что может объединять эти изображения?

2. Как развивались страны Востока, Африки и Америки в XVI–XVII вв.?

3. Что такое «экономическое чудо»? 

 

План урока

  • «Европа — лидер мира»
  • Рост населения
  • Наступления капитализма
  • Транспортная революция и значение торговли

Цели урока

  • знать новые понятия: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство
  • углубить знания уже известных понятий и терминов: аграрная революция, предпринимательство
  • уметь работать с текстом учебника, систематизировать материал, делать выводы, сравнительный анализ


Вступление

 

XVIII век стал для Европы веком открытий и передовых изменений. Рост населения, транспортная революция, совершенствование торговых отношений — всё это привело Европу к новому уровню жизни. Каким же образом это происходило, узнаем в этой теме.

 

«Европа — лидер мира»

 

Экономическое развитие Европы вплоть до XVI было не столь успешным. Страны востока, особенно Китай, во многом опережали европейские по темпам развития. Накопить тот самый потенциал, который обеспечил Европе начало экономического роста, получилось лишь к XVIII веку. Начинается процесс модернизации , т. е. переход от традиционного аграрного общества к индустриальному.

 

В изучении истории ведущую роль играют причинно-следственные связи. Поэтому историки выделяют так называемые факторы (лат. factor «делающий, производящий») причины, движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер или отдельные черты). Для понимания любого исторического явления, события или процесса, нам важно выделять эти причины.

 

Давайте мы с вами обозначим, какие основные факторы повлияли на развитие европейских государств, часть из которых даже от европейцев не зависела (см. табл. 1).


Таблица  1. Факторы лидерства Европы в XVIII в.

 

Рост населения

 

При высокой рождаемости присутствует и высокая смертность: такая ситуация была характерна для Средневековья. Но с развитием медицины и науки в Новое время сокращается смертность и постепенно начинает расти общая численность населения. Например, у императрицы Марии-Терезии было 16 детей. Чтобы наглядно в этом убедиться, проанализируйте статистическую таблицу 2, которая дана вам, и сделайте вывод.


Упражнение

 

1. В какой стране наиболее возросло количество населения?

2. Подумайте, какие положительные и отрицательные стороны роста населения могут быть?

 

Таблица  2. Численность населения в Европе

 


Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно со 110–120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.

Рис. 1. Томас Мальтус Рис. 1. Томас Мальтус

На снижение смертности повлияли некоторые факторы: улучшение климата (он стал теплее и комфортнее); изобретались новые технологии и методы в ведении хозяйства; новые культуры, такие как кукуруза и картофель, привезённые из Нового Света, пользовались популярностью (они позволяли с меньшей посевной площадью прокормить большее количество людей); улучшилась эпидемиологическая обстановка (Европа научилась устанавливать и соблюдать карантин, кладбища стали выносить за пределы города, люди начали привыкать следить за чистотой тела).

 

Снижение смертности не у всех европейцев положительно оценивалось. Так, например, появляется теория мальтузианства (от имени англичанина Томаса Мальтуса (см. рис.1)). Томас Мальтус пропагандировал идею, что из-за постоянно увеличивающегося населения Европе скоро будет нечего есть. Как показало будущее, его прогноз не сбылся.

Рис. 2. Капиталистический метод ведения хозяйства Рис. 2. Капиталистический метод ведения хозяйства

Наступление капитализма

 

Процессы, которые начались ещё в период раннего Нового времени, в XVIII веке набирают обороты: у покупателей и производителей увеличивается количество денег; растёт качество жизни как в городах, так и в деревнях; большой популярностью у предпринимателей пользуется капиталистический метод ведения хозяйства использование наёмного труда и вкладывание прибыли обратно в производство (рис. 2).

Быстрыми темпами к обогащению шла Англия. В XVIII веке она завершила аграрную революцию перестройку сельского хозяйства для повышения его производительности и доходности. Успехи Англии в этом направлении были высоки: вместо средневековой нормы один кормит троих   английский крестьянин теперь мог кормить 12 человек.

 

Транспортная революция и значение торговли

Рис. 3. Гужевой транспорт Рис. 3. Гужевой транспорт

Ситуация с транспортом на начало XVIII века остается практически без изменений. По-прежнему самым распространённым видом был гужевой; если позволяла география страны, то по рекам и каналам развивался речной транспорт (рис. 3). Например, расстояние в 100 км всадник мог преодолеть за день, и это было его пределом. На сегодняшний день такое же расстояние мы можем преодолеть и за 1 час.

 

Транспортная революция, так же как и аграрная, началась в Англии. Именно эта страна стала строить платные дороги. Путник, проезжающий по такому пути, оплачивал проезд, который шёл на поддержание их в хорошем состоянии. Помимо дорог, улучшились и строились водные каналы (рис. 4).

Рис. 4. Платные дороги и водные каналы Рис. 4. Платные дороги и водные каналы

Карта 1. Треугольная торговля Карта 1. Треугольная торговля

Развитие транспорта привело к развитию экономики, а конкретнее, торговли. Растёт экспорт и импорт между государствами и между континентами. Торговля стала выражаться как в товарах, так и в ценных бумагах, которые продавались на бирже. В XVIII веке возникает такое понятие как «треугольная торговля» (карта 1). Да, эта абсолютно позорная страница английской истории, связанная с работорговлей, в XVIII продолжает набирать обороты.

 

Такой подъём был бы едва возможен силами одних только купцов, без участия государства. Ещё с XVII века появляется такое явление между государствами как торговые войны. Процветает политика меркантилизма убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.

Итоги

 

В XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.


Контрольные вопросы

 

1. Почему произошло так называемое «европейское чудо»? Что на это повлияло?

2. Какая страна была самой передовой в Европе? Как вы думаете почему?

3. Дайте определение понятиям: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.


Предыдущий урок
Англия на пути к индустриальной эре
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
  • Охрана природы и охраняемые территории

    География

  • Предпринимательская деятельность

    Обществознание

  • Поэзия о родной природе

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке