- Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности? Как называлось движение за переустройство католической церкви?
- Всесилен ли человеческий разум? Почему необходимо критически относиться ко всем теориям прошлого и настоящего, сверять теории c жизнью? Могут ли идеи изменить мир?
- Республика философов
- Идеи просветителей
- Развитие науки в XVIII в.
- знать: просветителей, их идеи и ценности эпохи Просвещения
- уметь определять значение понятий и терминов и применять термины при выполнении познавательных заданий, характеризовать идеологию Просвещения, различать идеи отдельных просветителей; раскрывать сущность теории «общественного договора», идеи разделения властей, представлений o свободе, равенстве и собственности, сложившихся в эпоху Просвещения во Франции; оценивать историческое значение эпохи Просвещения и деятельности просветителей
Вступление
Одной из ключевых эпох в истории европейской культуры — это эпоха Просвещения. Она характеризуется распространением идеалов научных знаний, политических свобод и прогресса, разоблачением суеверий и предрассудков. Каким образом происходили подобные процессы и какими событиями они сопровождались, узнаем на этом уроке.
Республика философов
Эпоха Возрождения во многом превозносила человека, ставила его как творчески одарённое, высшее существо. Подобный взгляд на человеческую сущность характерен для гуманистического мировоззрения. Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам (рис.1):
...Подумайте o том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
B стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. Мишель Монтень, живший во Франции и бывший современником чудовищных войн между католиками и протестантами, писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принёс, но не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
Искусство, литература, наука, общественная мысль — в основе всего этого лежат идеи гуманизма. Именно они дали толчок к развитию культуры. На их основе развивалось Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования индустриального общества.
В рядах просветителей были люди разных сословий: от дворян-аристократов до простых служащих. Казалось бы, что могло объединить людей таких разных кругов? Свобода, мир, веротерпимость, счастье людей — всё это было целями и идеалами просветителей. Мыслители эпохи Просвещения были вольнодумцами, пользовались популярностью, они были известными личностями, как например, политики или учёные, писатели. Несмотря на общность их взглядов, были и различия, которые диктовались условиями, в которых они проживали. Подобные различия приводили к жарким спорам, но именно в таких спорах рождались учения, которыми мы сейчас активно пользуемся: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Также одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
Идеи Просветителей
Основные идеи просветителей мы можем увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Деятели эпохи Просвещения и их идеи
Изображение
|
Просветитель
|
Страна
|
Основные идеи учения
|
|
Джон Локк (1632–1704)
|
Англия
|
В естественном состоянии общества господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства, меняет естественную свободу на свободу в обществе, подчиняется законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.
Создал учение о естественных, прирождённых правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Считал, что от природы все люди равны.
Говорил о необходимости отделения исполнительной власти от законодательной. Идеал — конституционная монархия.
|
|
Томас Гоббс (1578–1679)
|
Англия
|
В естественном состоянии общества люди подчинялись законам природы и шла «война всех против всех». Ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Власть в государстве должна быть сильной и способной себе подчинять, но изначально эта власть дана не от бога, а от населяющего страну народа.
|
|
Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755)
|
Франция
|
Для разных обществ хороши разные законы с учётом размеров страны, количества населения, климата, традиций. Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Свобода — право делать то, что дозволено законом. Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена её монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан.
|
|
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694–1778)
|
Франция
|
Идеал общественного устройства — просвещённая монархия во главе с королём-философом. Реформы, которые проводит королевская власть, — путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.
Необходимо уничтожить религиозный фанатизм и несправедливость («Раздавите гадину»!). Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье.
|
|
Жан-Жак Руссо (1712–1778)
|
Франция
|
Право принимать законы должно принадлежать народу. Люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Власть возникает из общего согласия и имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, и контролировать мысли и поступки людей, воспитывать их. Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимо уравнять крайности богатства и бедности.
|
Главные лозунги эпохи Просвещение: понятия «свобода», «равенство», «собственность» также представляют общую мысль идей просветителей (см. табл. 2).
Таблица 2. Разбор лозунга «Свобода. Равенство. Собственность»
|
Свобода
|
Равенство
|
Собственность
|
Традиционное общество (Средневековье)
|
Отношения в обществе всегда подразумевают господство и подчинение. Идею свободы заменяют идеи верности и служения
|
Равенство возможно только внутри сословия или корпорации
|
В первую очередь воспринималась как богатство
|
Идеи эпохи Просвещения
|
Подчиняться единым для всех законам
|
Нет сословий и привилегий, перед законом все равны
|
Право распоряжаться жизнью и плодами своего труда, основа других видов свободы
|
Развитие науки в XVIII в.
Научная революция в начале XVIII в. заканчивается и до XIX в. впечатляющей череды открытий не будет. Теряет своё значение астрономия, на которую ранее возлагалась задача решить глобальные вопросы познания и сотворения мира. Появляются новые науки: палеонтология, акустика, теплофизика и др. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур и древнейших артефактов: Британский музей (Лондон), королевское собрание в Лувре (Париж) и др.
Всё это создавало предпосылки для дальнейшего взлёта науки в следующем столетии.
Итоги
Просветители — наследники гуманистов. Мы можем увидеть общность их взглядов на мир, человека, природу. Просветители, также как и гуманисты, верили в безграничные возможности человека, силу его ума, мужество, способность к преобразованию существующей действительности; свою задачу видели в просвещении умов, в том, чтобы нести современникам, по образному выражению А. Н. Радищева, «истину, вольность и свет».
Контрольные вопросы
1. Во время французской революции было решено торжественно перенести прах Вольтера из аббатства Сельер в Пантеон. На катафалке, перевозившем урну, была надпись: «Он подготовил нас к революции». Какой смысл вкладывали в эти слова французские революционеры? К чему готовили умы современников просветители?
2. Подумайте, что такое Просвещение? Вспомните, какие идеи объединяют просветителей эпохи Просвещения?
3. На какие проблемы просветители обращали внимание больше всего? Как они предлагали их решать?
4. Почему просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?