Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Османская империя. Персия

Зарубежная история 18 века

20.04.2024
12669
0

Османская империя. Персия

Разминка

  • Почему, на ваш взгляд, в Османской империи и Персии в XVIII в. начинается упадок?
  • Кто такие янычары?
  • Знаете ли вы, какой цветок является символом Турции?

План урока

  • Эпоха тюльпанов (1718–1730)
  • Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.
  • Восточный вопрос
  • Социально-экономическое развитие Османской империи
  • Реформы Селима III
  • Персия в XVIII в.

Цели урока

  • уметь характеризовать эпоху тюльпанов в Османской империи.
  • уметь раскрывать сущность Восточного вопроса; определять реформы Селима III; характеризовать политику Надир-шаха.
  • знать итоги русско-турецких войн, о социально-экономическом развитии Османской империи, особенности внутриполитического развития Персии.

Эпоха тюльпанов (1718–1730)

Османская империя находилась в состоянии культурного расцвета в первой трети XVIII века. Этот расцвет был обусловлен тягой к Европе. Османы стали всё больше переводить труды европейских мыслителей, географов, историков, астрономов.

Рис. 1. Султан Сулейман и цветок тюльпана

Тяга к «европейскому» коснулась и столицы Османской империи Стамбула, а также ряда других городов. В них появилась роскошь, присущая западу, современные тенденции. В самом Стамбуле появились многочисленные дворцы султана, визирей, министров, которые были насыщены европейскими тенденциями. Открылась первая типография, в окрестностях городов возводились парки с фонтанами и бассейнами.

 

Многие современники того времени писали о праздностях, которые устраивались по европейскому образцу с прогулками за городом, катаниями на лодках, пирами и т. д. Особое место в таких мероприятиях отводилось тюльпанам. Поэтому данный период в истории Османской империи называется эпохой тюльпанов приобщение империи к Европейской экономике, культуре, науке (рис. 1).

Рис. 2. Султан Ахмед III

В огромном количестве клубни тюльпанов ввозились в страну из Голландии. В арабском написании слова «тюльпан» присутствуют те же буквы, что и в слове «Аллах». Считается, что тюльпан цветок Всевышнего, а его изображение на военном шлеме либо на щите хранит воина от ранений и гибели. Цветок тюльпана воспевался в поэзии, был источником вдохновения для художников. По сей день тюльпан считается воплощением совершенства  в Турции.

 

Однако эпоха тюльпанов требовала больших вложений и затрат, в результате чего повышались налоги, пошлины. Ситуация зашла так далеко, что в 1730 году среди ремесленников и торговцев Стамбула вспыхнуло недовольство, перешедшее в бунт, который поддержали янычары. Бунт вылился и восстание. Султан Ахмед III (1703–1730) был низложен, а введенные им налоги и пошлины отменялись. Наступил конец эпохи тюльпанов (рис. 2).


Вопросы 

 

1. Опишите эпоху тюльпанов в Турции. Что стало причиной такого названия? 

2. Как вы считаете, можно ли назвать данный период в истории Турции успешным?


Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Статус и влияние Османской империи в Европе было подорвано в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В 1774 году стороны подписали Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Крым стал независимым от Турции, а позже был присоединен к России (1783 г.), территории между Днепром и Бугом возвращались к России. Чёрное море и проливы стали открыты для русских кораблей. Россия приобрела статус покровительницы славянских народов (Молдавия и Валахия), а также православной церкви в Турции. Османская империя выплачивала России контрибуцию впервые в своей истории. Таким образом, Турция перестала быть хозяйкой в черноморских проливах и на Балканах. 

Рис. 3. Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами, 1772. Стефано Торелли

В 1787–1791 гг. Турция развязала очередную войну с Российской империей, но потерпела поражение. Согласно Ясскому договору граница была отодвинута к Днестру, а также Турция подтвердила покровительство России над Валахией и Молдавией.

 

Русско-турецкие войны XVIII века показывают нам слабость Османской империи. Подобные события только подстегнули рост национально-освободительного движения угнетенных турками народов (рис. 3).


Вопросы 

 

1. Какой общий итог русско-турецких войн можно подвести? 

2. Как вы считаете, могла ли Османская империя одержать победу в данных войнах, т. е. носили ли причины поражения объективный характер?


Восточный вопрос

В конце XVIII века под Восточным вопросом понимали международное противоречие, связанное с началом распада Османской империи, её ослаблением и борьбой Англии, России, Пруссии, Франции и Австрии за раздел влияний в данном регионе. Причины возникновения восточного вопроса: кризис Османской империи как могущественной восточной державы и национально-освободительные движения угнетённых Османией народов (рис. 3).

Рис. 4. «Восточный вопрос». Карикатура XIX в.

Восточный вопрос состоял из трёх основных частей:

 

  • отношения России и европейских держав с Турцией по поводу османского господства на Балканах и в Черноморских проливах;
  • политика России и других великих держав в отношении турецких владений (Греции, Сербии, Дунайских княжеств), которые соприкасались с территориальными или колониальными владениями великих держав;
  • национально-освободительное движение нетурецких народов Османской империи, находивших в различные периоды поддержку России и других европейских государств.


Вопросы 

 

1. В чём состояла сущность Восточного вопроса?

2. Как вы считаете, возможно ли было решение Восточного вопроса ненасильственным путем?


Социально-экономическое развитие Османской империи

Расширение торговых связей Османской империи с европейскими странами содействовало развитию товарно-денежных отношений и в сельском хозяйстве. Продавцами сельскохозяйственного сырья являлись главным образом крупные турецкие феодалы. Получив большие возможности сбыта продуктов сельского хозяйства, они методами насилия старались изъять их у крестьян.

 

Ложившееся на крестьян налоговое бремя усугубила введённая в Турции с XVIII в. наряду с прежними откупами на сбор налогов система сдачи государственных земель в пожизненную аренду. Это создавало условия для ничем не сдерживаемого произвола местных феодалов. Крестьяне бросали землю и бежали из города. «И повсюду я видел только тиранию и нищету, — писал французский современник, посетивший в 1785 г. Египет и Сирию, которые входили в состав Османской империи. — Каждый день на моём пути встречаю заброшенные поля, покинутые деревни». В это время стихийно возникали крестьянские волнения не только в нетурецких областях, но и в районах с преобладанием турецкого населения.

 

Чуть лучше положение было в городе. Там скапливалось население, не имеющее средств к существованию. Огромный урон городам приносили пожары и чума, которая была частой гостьей столицы и провинций.

 

Внутренние таможни, разные системы мер, длины и веса, неупорядоченная денежная система, угроза безопасности имущества и жизни ремесленников и торговцев сильно препятствовали развития мелкотоварного производства.

Карта 1. Османская империя

Во второй половине XVIII в. турецкая промышленность терпела значительный ущерб от конкуренции иностранных товаров. Однако основной причиной её отставания и упадка была узость внутреннего рынка, вызванная господством натурального хозяйства в деревне и нищетой крестьян.

 

Государственный аппарат сильно разложился. Многие должности были продажными. Процветало взяточничество, поэтому в казну поступало совсем немного средств, остальное оседало в карманах.

 

Отставание армии и флота было налицо. Состояние военного дела сохранялось на прежнем уровне. Янычары стали вести себя более развязно и безнаказанно.  Из опоры султана они сделались очагом смут и мятежей. «Турецкая армия многочисленна, но не в состоянии внушить страх обстрелянным войскам, — отмечал французский современник. — В шестидесяти тысячах французов или немцев больше солдат, нежели в двухстах тысячах турок».

Местные феодалы стремились к обособлению. В некоторых частях империи — Аравии, Ираке, Египте, странах Северной Африки — сформировались местные династии правителей, у которых свои армии и самостоятельная внешняя политика. Но и в Анталии, и Румелии многие районы не подчинялись султану. Они выполняли лишь те распоряжения центрального правительства, которые считали для себя выгодными, а нередко выступали открыто и против султана.

 

Всё это свидетельствовало об общем кризисе Османской империи (см. карта 1).


Вопросы 

 

1. Каково было социально-экономическое развитие Османской империи в XVIII в.?

2. Как вы считаете, каким образом было возможно решить данные проблемы?


Реформы Селима III

Рис. 5. Селим III

Тенденция к распаду Османской империи побудили её начать искать пути по восстановлению былой мощи. Ряд реформ по укреплению государства предпринял султан Селим III (1789–1807) (рис. 5). Он получил европейское образование, вёл переписку с Людовиком XVI, был большим любителем музыки: его авторству принадлежит ряд композиций, три из которых исполняются и в настоящее время (рис. 6).

 

В 1792–1796 гг. Селим III издал указы об изъятии земельных владений у лиц, уклоняющихся от военной службы, и обеспечении армии султана солдатами и о создании нового корпуса регулярных войск по европейскому образцу. Одновременно было открыто военно-инженерное училище и начались преобразования во флоте. Мероприятия, проведённые Селимом III, получили название «новой системы» (Низам и Джедид). Корпус войск новой системы выгодно отличался от янычар. На офицерские должности приглашались инструкторы-иностранцы из Франции, Англии и Швеции. Артиллерийские части стали получать орудия современного образца. При помощи иностранных инженеров-кораблестроителей был построен новый военный флот, насчитывавший 23 линейных корабля.

Рис. 6. Селим III во дворце высокопоставленных чиновников во время приёма

Селим III пытался перестроить и гражданское управление. Подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального «совета двенадцати», состоявшего из приближённых к султану, учредил постоянные посольства Турции за границей.

 

Преобразованиям султана препятствовали неблагоприятные внешние условия: в 1798 г. произошло вторжение войск Наполеона в Египет.

 

Реформы вызвали противодействие большинства крупных феодалов, мусульманского духовенства и особенно янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям. Преобразовательная политика Селима III не могла встретить поддержки крестьянства и ремесленников, поскольку сопровождалась введением новых тяжёлых налогов.

 

В результате янычары подняли восстание, взяли Стамбул и возвели на трон нового правителя, Селим III был задушен, проведённые им реформы отменялись.


Вопросы 

 

1. Какие цели преследовал Селим III своими реформами?

2. Какие преобразования он провел?

3. Можно ли назвать его реформы успешными?


Персия в XVIII в.

В начале XVIII в. внутренние неурядицы и поражения от внешних врагов поставили Персию в сложное положение. Страна потеряла значительные владения в пользу Турции и России, афганские кочевые племена в 1722 г. даже захватили столицу Персии.

 

Однако талантливый полководец Надир-хан сумел нанести поражение афганцам и восстановил Персию в прежних границах.

 

Надир родился в бедной семье в Хорасане, в юношеском возрасте его вместе с матерью узбеки угнали в рабство в Хорезм, откуда он бежал, занимался некоторое время разбоем, возглавив шайку бандитов, наводившую ужас на персидских торговцев и купцов, служил. Персия, освобождённая Надиром от афганских племён, с восторгом благословила на царство своего спасителя.

 

Став шахом Персии, Надир-шах присоединил большую часть Закавказья. Самым удачным оказался поход против империи Великих Моголов в Индии (1739 г.) (рис. 7).

Рис. 7. Надир-шах

За присоединение к Персии земель Индии, Средней Азии и Закавказья, Надира-шаха прозвали Завоеватель мира. 

 

Военные походы дали свой результат. Награбленное в них позволило сократить налоги, восстановить торговлю и построить военные предприятия. Надир-шах стремился укрепить центральную власть. Так он ограничил привилегии духовенства и крупных феодалов. В результате настроил их против себя. В попытках примирить суннитов и шиитов, Надир-шах объединяет два этих направления в исламе, что вызвало недовольство обеих сторон.

 

С годами у Надир-шаха развилась болезненная подозрительность. После серии поражений он снова увеличил налоги, чтобы содержать огромное войско — главный оплот своей политики. Любое выступление жестоко подавлялось. Он подозревал всех в заговоре и даже планировал уничтожить своих родственников. Массовые казни шли одна за другой. Как следствие, зрело недовольство, приведшее к заговору, в результате которого Надир-шах был убит.

 

После его смерти обширное государство распалось на отдельные владения, а мощная армия — на шайки, умевшие только грабить.

Рис. 8. Карим-хан

В середине XVIII века Карим-хан (1758-1779) восстановил единство государства (рис. 8). Он не стал провозглашать себя шахом, а принял пост «Уполномоченный государства», т. е. регента. «Я не король, я просто люблю людей», — говорил он. Карим-хан, ведя скромную жизнь и пытаясь бороться с лихоимством местных правителей, добился определённого подъёма сельского хозяйства и ремесла. Карим-шах сумел снизить налоги, установить твёрдые цены на продукты, обезопасить жителей введением ночных патрулей, покровительствовал учёным и поэтам. После его смерти в 1779 г. начались междоусобицы, которые завершились установлением в 1796 г. новой династии Каджаров.


Вопросы 

 

1. В чём особенности внутриполитического положения Персии в начале XVIII в.?

2. В чём заключалась деятельность Надир-шаха?

3. Охарактеризуйте политику Карим-хана.


Итоги

 

И Османская империя, и Персия в XVIII в. переживали тяжелейший политический и социально-экономический кризис. Нарастало отставание от ведущих европейских стран во многих областях. Однако нельзя отрицать попытки некоторых правителей изменить положение в стране. Но каких-либо ощутимых результатов это не дало.


Предыдущий урок
Французская революция XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Типы химических реакций

    Химия

  • Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

    Геометрия

  • Формула Герона

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке