Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Гипотезы происхождения человека

Эволюция

Гипотезы происхождения человека

План урока

  • Вступление
  • История развития антропогенеза
  • Место человека в системе органического мира
  • Доказательства единства человека и органического мира
  • Уникальность вида Homo sapiens

Цели урока

  • Знать систематическое положение человека
  • Знать признаки, которые определяют место человека в системе органического мира
  • Уметь пользоваться таблицами
  • Уметь использовать факты для составления целостной картины органического мира

Разминка

Какое место занимает человек в природе?

 

Вступление

 

Вопрос появления человека в природе и развитие вида Homo sapiens остается сложным для понимания. Этот вопрос рассматривают как естественные отрасли науки, так и философия, и гуманитарные дисциплины. С точки зрения биологической картины: человек – часть органического мира, часть живой природы в высшей степени развития. Но уникальность работы высшей нервной деятельности, способность к абстрактному мышлению, логическому анализу окружающего мира и речи обособляют человека от природы. Внутри вида действуют скорее социальные механизмы, чем биологические.

Историю происхождения и развития человечества изучает антропология. Она стоит на стыке естественных и гуманитарных наук.

 

Антропология: 

  • Определяет место человека в системе органического мира;
  • Реконструирует исторический путь эволюции человека;
  • Анализирует причины происхождения человека;
  • Прогнозирует дальнейшие пути развития вида с учетом социальных факторов.

Рис. 1. Антропометрия Рис. 1. Антропометрия

  • Антропометрия 

Производит анализ и сравнение измерений морфологических показателей человеческого тела и ископаемых остатков.

 

Например, средний рост неандертальца мужского пола составлял около 164 см, рост древнего египтянина 170 см, а среднестатистический европеец ростом около 180 см. 

Рис. 2. Антропологическая реконструкция неандертальца Герасимова Рис. 2. Антропологическая реконструкция неандертальца Герасимова

  • Реконструкции

По костным остаткам воссоздают внешний облик древних людей. 

 

М. М. Герасимов разработал способы моделирования человеческого лица древних людей по ископаемым формам. 

Рис. 3. Первые орудия труда Рис. 3. Первые орудия труда

  • Археологические методы

Изучение прошлого человечества по вещественным источникам позволяет проанализировать условия существования людей и следы их деятельности. Ж. Тисье исследовал основные типы каменных орудий древних людей.

  • Этнографические методы

Определяют исторические корни народов мира, проблемы расселения.

 

  • Этологические методы

Собирают данные о становлении и развитии речи.


Антропогенез  – история развития человечества.

Антропология  – наука, изучающая возникновение и развития человечества.


История развития антропогенеза

 

История представлений о происхождении человека уходит своими корнями в глубокую древность. В древности существовали ненаучные взгляды на проблему происхождения человека.

Рис. 4. Древнегреческий бог Зевс лепит из глины первых людей, Афина вдыхает в них жизнь Рис. 4. Древнегреческий бог Зевс лепит из глины первых людей, Афина вдыхает в них жизнь

Антропогонические мифы объясняли происхождение людей деятельностью богов. Египтяне и греки считали, что первые люди были слеплены богами из глины.

 

Религиозные воззрения так же трактуют появление человека как акт божественного сотворения мира. 

Параллельно развиваются зачатки научного представления, которые мы рассмотрим.

Антропогенез возник еще недрах античной философии. Философ Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) выдвигал теорию о постепенном превращении животного в человека. Афинский учитель Исократ говорил, что человек занимает высокое положение в органическом мире благодаря речи.  Врач Гален во II веке считал, что человек един с природой. Он видел большое сходство анатомического строения человека и животных. 

Именно Карл Линней в XVIII в. выдел вид человек разумный Homo sapiens, поместив его в один отряд с приматами. 

Ж. Б. Ламарк сформулировал антропогенную теорию, в своих трудах описывал становление человека от животного предка. По его мнению, этим предком был «ангольский оранг» или шимпанзе. В связи с социальным образом жизни древние предки человека упражнялись в коммуникационных навыках, при этом развивался головной мозг и речь.

Рис. 5. Фридрих Энгельс Рис. 5. Фридрих Энгельс

Отцом теории о происхождении человека стал Ч. Дарвин. Ученый выдвинул симиальную теорию появления человека от некого общего с обезьянами древнего предка. Свои взгляды Дарвин изложил в книге «Происхождение человека и половой отбор» в 1871 г.

 

Теорию влияния социальных факторов на развитие человечества изложил немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Место человека в системе органического мира

 

По современным научным данным человек занимает определенное место в органическом мире. Составим систематический «паспорт» вида человек разумный и укажем признаки, по которым определяют принадлежность человека к каждому таксону.

 

Таксон

Положение человека

Признаки

Домен 

Эукариоты 

Сходное строение клеток, в составе которых есть ядро.

Царство 

Животные

Клетки не имеют клеточной стенки, крупных вакуолей и хлоропластов. 

Подцарство

Многоклеточные 

При развитии зародыш проходит стадии бластулы и гаструлы.

Тип

Хордовые

На ранних этапах эмбриогенеза у зародыша формируется хорда. Нервная и пищеварительная системы закладываются в виде трубок.

Класс

Млекопитающие

  • Вскармливание детенышей молоком;
  • Живорождение;
  • Наличие диафрагмы;
  • 7 шейных позвонков;
  • 2 поколения дифференцированных зубов;
  • Оформленные губы;
  • Волосяной покров кожи;
  • Наружное ухо.

Подкласс

Плацентарные

В строении женских особей есть специальный орган вынашивания потомства – плацента.

Отряд

Приматы 

  • Пятипалая конечность с противопоставленным большим пальцем;
  • Пропорции тела;
  • Сходное строение лица, мимика;
  • Биохимический состав крови.

Семейство 

Гоминиды

Двуногость, редукция челюстного аппарата (уменьшение клыков, укороченные челюсти).

Род

Человек

Входит только вид человек разумный и вымершие предки людей.

Вид 

Человек разумный Homo sapiens

 

Доказательства единства человека и органического мира

 

Человек имеет много общих признаков человекообразными обезьянами: 

  1. Схожие пропорции тела;
  2. Пятипалая конечность с противопоставленным большим пальцем;
  3. Сходное строение лица, одинаковое проявление эмоций с помощью мимики;
  4. Отсутствие хвоста;
  5. Отсутствие защечных мешков;
  6. Похожий биохимический состав крови: резус-фактор и одинаковые группы крови;
  7. Большое сходство нуклеотидной последовательности ДНК (наибольшее генетическое родство с карликовой шимпанзе – 99%)

Внешние морфологические сходства являются косвенными доказательства в пользу когда-то существовавшего общего предка людей и человекообразных обезьян. Рассмотрим весомые подтверждения эволюционной концепции.

 

  • Рудименты

В строении организмов у всех людей имеются недоразвитые органы, которые утратили свои функции.

Рис. 6. Рудименты человека Рис. 6. Рудименты человека

  • Атавизмы

Бывает, когда у какого-либо человека появляются признаки, которые существовали у наших предков, но давно были утрачены. Они формируются на стадии эмбрионального развития по причине включения генов, доставшихся от животных предков.

Рис. 7. Атавизмы человека Рис. 7. Атавизмы человека

Рис. 8. Сравнение эмбриогенеза рептилии, птицы, млекопитающих и человека (слева направо) Рис. 8. Сравнение эмбриогенеза рептилии, птицы, млекопитающих и человека (слева направо)

  • Данные сравнительной эмбриологии

Онтогенез человека повторяет стадии развития эмбрионов животных, что является весомым доказательством эволюционного происхождения. По мере развития человеческого эмбриона у него происходят изменения, в результате которых он приобретает признаки рыбы, амфибии, рептилии, затем млекопитающего. У двухнедельного эмбриона двухкамерное сердце, жаберные щели и хвостовая артерия. Позже появляется третье веко и плавательные перепонки между пальцами. В шесть недель зародыш имеет несколько пар млечных желез.

Уникальность вида Homo sapiens

 

Рассматривая доказательства эволюционного происхождения человека всегда надо помнить о существовании весомых различий, которые могут поставить под сомнение происхождение от животного предка. В природе не встречаются похожие уникальные признаки.

 

Антропоморфозы:

  • Прямохождение как образ жизни сводчатая стопа, S-образный изгиб позвоночника;
  • Верхние конечности выполняют точные движения, но не функцию опоры;
  • Сложно устроенный головной мозг большого объема (средний объем 1200-1600 куб.см.);
  • Речь;
  • Абстрактное мышление;
  • Общественный труд, социальная жизнь.


Контрольные вопросы:

 

  1. Какими признаками Хордовых обладает человек?
  2. Какие доказательства свидетельствуют об эволюционном происхождении человека?
  3. Приведите примеры действий, которые человек выполняет лучше, чем животные.
  4. Какие животные находятся в наибольшем родстве с человеком?


 

Ответы

  1. Единый план строения: хорда, пищеварительная и нервная трубки. Они имеются на раннем этапе эмбрионального развития. Затем преобразовываются в позвоночник, нервную и пищеварительную системы.
  2. Рудименты, атавизмы, сходства эмбрионального развития.
  3. Коммуникация с помощью речи, анализ, творческое мышление и абстрактное. Все виды творческого проявления.
  4. Человекообразные обезьяны: шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон.

Предыдущий урок
Факторы эволюции, вызывающие изменения в генофонде
Эволюция
Следующий урок
Микроэволюция
Эволюция
  • Уравнение плоскости

    Геометрия

  • Динамика колебательного движения

    Физика

  • Магнитные свойства вещества

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке