Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Эволюция

25.04.2024
2752
0

История развития эволюционного учения. Чарлз Дарвин

План урока

  • Предпосылки зарождения эволюционной теории Ч. Дарвина
  • Участие Ч. Дарвина в экспедиции
  • Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
  • Сущность эволюционной теории Дарвина
  • Значение теории Ч. Дарвина

Цели урока

  • знать общие закономерности и движущие силы эволюции
  • знать определения понятий: естественный отбор, искусственный отбор
  • знать факторы эволюции
  • уметь сравнивать разные формы отбора
  • уметь критически оценивать научные концепции

Разминка

  • Слышали ли вы когда-нибудь имя учёного Чарлз Дарвин?
  • Откуда появилось такое большое количество пород домашних животных?

Предпосылки зарождения эволюционной теории Дарвина

 

К середине XIX в. накопилось достаточное количество данных для того, чтобы разрушить утверждение о неизменности видов живых существ. Работы Бэра в эмбриологии окончательно разбивают теорию креационизма. В 1839 г. Т. Шванн и М. Шлейден создают клеточную теорию, которая гласит, что все живые организмы состоят из клеток, тем самым доказывая единство происхождения живого мира. Геолог Ч. Лайель делает вывод, что земная поверхность постепенно изменяется под действием природных сил. А Ж. Кювье, сравнивая анатомическое строение животных, обнаруживает, что строение каждого органа отвечает принципу строения всего организма (принцип корреляции). 

 

В 1778 г. священник Томас Мальтус опубликовал свой труд «Трактат о народонаселении», в котором описывает конкуренцию между людьми в условиях репродуктивного потенциала человечества. Этот труд в последствии повлиял на Чарлза Дарвина, он перенёс рассуждения Мальтуса на другие организмы и оказалось, что численность популяций остаётся относительно постоянной при условии безграничного размножения.


Упражнение

Рис. 1. Маковое поле

Давайте проанализируем закономерности размножения различных организмов. 

  • За один сезон устрица откладывает 1 млн яиц
  • Гриб-дождевик производит 700 млрд спор за летне-осенний период
  • В начале лета у мака созревает около 6 000 семян

Но земной шар не покрывается устрицами и грибами. Количество взрослых особей остаётся приблизительно постоянным.


Кроме научных открытий в разных областях, существовали социально-экономические предпосылки для создания новой концепции о развитии видов. Резкий рост городского населения в эпоху капитализма требует развития сельского хозяйства. Встаёт острый вопрос, как повысить урожайность и улучшить животноводство. Для этого разработаны методы селекции, которые помогают в короткий срок изменять виды растений и животных, отсеивать только нужные признаки. Таким образом, человек меняет виды, создавая новые сорта и породы. 

 

Расширяется и торговля. Начинается эпоха путешествий и мореходства, что позволяет собрать огромные коллекции разнообразных видов организмов.

Таким образом, общество готово к новой концепции в биологии. Более того, оно нуждается в новых открытиях.

 

Участие Ч. Дарвина в экспедиции

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Чарлз Дарвин родился в 1809 г. в семье состоятельного врача. Закончил Эдинбургский университет по специальности медицина и университет богословия. Придерживаясь теории неизменности вида, Дарвин в 1831 г. отправляется в путешествие на военном корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Корабль уходил на 5 лет для проведения топографических съёмок у берегов Южной Америки. На Галапагосских островах его внимание привлекло сходство между флорой и фауной этих островов и континента. Особенно его заинтересовало распространение черепах и вьюрков. 

Рис. 3. Маршрут путешествия корабля «Бигль»

Каким-то образом вьюрок попал на остров и постепенно в результате приспособления к островным условиям и конкуренции, дал начало десяти новым видам. Каждый вид вьюрков занимал свою экологическую нишу, отличаясь формой клюва, оперением, способом питания. Таким образом, за какой-то промежуток времени вьюрки на острове и на материке стали сильно различаться, приспосабливаясь к окружающей среде. Несомненно, предок у этих птиц был общий.

Слоновые черепахи отличались формой и рисунком панциря.

Рис. 4. Разнообразные виды вьюрков. Форма клюва изменилась в зависимости от пищи, которую добывает птица

На этих островах Дарвин обнаружил ископаемые формы ленивцев и броненосцев. Их останки скелета, его размеры отличались от ныне живущих форм. 

Учёный понял, что живые существа в прошлом имели другие признаки, которые постепенно менялись.

Рис. 5. Государственный Дарвиновский музея (г. Москва)

Австралия удивила Чарлза Дарвина древней фауной. Там обитали сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые вымерли в других местах земного шара.

 

В 1836 г. корабль возвращается в Англию и только в 1859 г. выходит основной труд Дарвина. Все эти годы учёный собирает и систематизирует материал об изменчивости домашних животных и культурных растений, а также анализирует результаты работ английских селекционеров.


В 1859 г. Чарлз Дарвин опубликовал «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сокращение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»

Все 1 250 экземпляров книги были распроданы в первый же день.


Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

 

Дарвин чётко понимал механизмы появления новых пород домашних животных или культурных растений. Человек контролировал этот процесс. Выбирал нужные ему признаки и скрещивал животных, которые обладали этими признаками. Среди полученного потомства опять выбирались лучшие животные, которые давали потомство. Так продолжалось, пока не появлялась новая порода. От исходной формы можно было получить множество разных сортов или пород. Следовательно, человек использовал искусственный отбор. Оставался вопрос, что является движущей силой отбора в природе, где нет вмешательства человека. Оказалось, что непрерывная конкуренция между организмами за факторы среды приводит к борьбе за существование. А как итог этой борьбы — наиболее приспособленные к окружающей среде выживают и оставляют после себя потомство.


Пример 1

 

Дарвин изучал приёмы и результаты селекции на примере голубей.

Рис. 6. Различные породы голубей и их общий предок

Пример 2

 

Дикая банкиевская курица несёт не более 25 яиц в год, а куры лучших пород более 300. Прошло несколько десятков лет, чтобы человек с помощью искусственного отбора получил желаемые признаки.

Рис. 7. Различные породы куриц и их общий предок


Сущность эволюционной теории Дарвина

 

Механизмом, с помощью которого появляются новые виды в природе, служит естественный отбор. Он проявляются в следующем.

 

Причина

Следствие

Итог

Особи в популяции производят больше потомков, чем требуется для поддержания численности.

Происходит конкуренция за место обитания, еду.

Выживают и скрещиваются наиболее приспособленные особи. Именно они продолжают род.

 

Дополнительным преимуществом в борьбе за существование, является появление новых признаков у организма, которые дают преимущество. Изменения наследуются последующими поколениями. Эти новые признаки становятся причиной появления нового вида со временем.


Факторы эволюции (движущие силы эволюции)

  • наследственная изменчивость
  • борьба за существование
  • естественный отбор

Естественный отбор — процесс выживания и размножения наиболее приспособленных особей к определённым условиям среды.  

 

Искусственный отбор  — процесс создания новых пород животных и сортов растений путём систематического сохранения и размножения особей с определёнными ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.


Значение теории Ч. Дарвина

 

Заслуга Дарвина состоит в том, что он впервые научно объяснил механизмы эволюции. Эволюционное учение проясняет появление и многообразие видов. Стали развиваться такие науки, как эмбриология и палеонтология. Теперь систематика учитывала родственные связи и происхождение систематических групп. 

Спустя столетие с развитием хромосомной теории наследственности, молекулярной биологии и генетики учение нашло научное подтверждение.


Упражнение 

 

Сравните искусственный и естественный отбор.

Признаки сравнения

Искусственный отбор

Естественный отбор

Движущая сила отбора

Человек

Борьба за существование

Какие признаки отбираются

Необходимые человеку

Признаки полезные для особи и для вида в целом

Результат

Новые сорта растений и породы животных

Появляются организмы наиболее приспособленные к определённым условиям среды


Контрольные вопросы

  1. Как с точки зрения эволюционной теории Дарвина объяснить появление длинной шеи у жирафа? Найдите отличия от суждений Ж. Б. Ламарка.
  2. Верны ли следующие суждения о естественном отборе: 
    А. Естественному отбору подвергаются все живые организмы на уровне популяций. Б. Естественному отбору не подвергаются бактерии и микроскопические грибы.
  3. Какова роль естественного отбора в природе и эволюции органического мира?
  4. Установите соответствие между признаком и формой отбора.


Ответы

Признак

Форма отбора

А. В результате отбора происходит создание организмов с нужными человеку признаками

Б. Появляются новые породы животных и сорта растений

В. Действует в природе миллионы лет

Г. Особи с полезными признаками в данных условиях сохраняются

1) естественный

2) искусственный 

  1. В периоды нехватки корма животные были вынуждены вступать в конкуренцию за листву на деревьях. Животные, которые были более высокие, чем сородичи, могли дотянуться до еды. Жирафы низкого роста погибали, а вместе сними из популяции исчезали такие признаки, как короткие ноги и шея.
  2. Верно только А.
  3. Естественный отбор препятствует увеличению численности организмов в геометрическое прогрессии, а также сохраняет наиболее приспособленных к определённым условиям среды особей.
  4. А — 2, Б — 2, В — 1, Г — 1

Предыдущий урок
Факторы эволюции, вызывающие изменения в генофонде
Эволюция
Следующий урок
Направления и пути эволюции
Эволюция
Поделиться:
  • М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2.

    Литература

  • Понятие о второстепенных членах предложения. Распространенное и нераспространенное предложение

    Русский язык

  • Центральная Азия и Закавказье

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке