Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: История развития эволюционного учения. Чарльз Дарвин

Эволюция

02.03.2024
1919
0

История развития эволюционного учения. Чарльз Дарвин

План урока

  • Античная философия создания жизни
  • Креационизм
  • Классификация органической природы Карла Линнея
  • Трансформизм. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
  • Выводы

Цели урока

  • знать, как происходило развитие биологии в додарвинский период
  • знать определения понятий: эволюция, вид, систематика
  • знать имена философов и естествоиспытателей, а также их вклад в развитие науки
  • уметь находить предпосылки, которые предшествовали возникновению того или иного учения

Разминка

  • Можете ли вы ответить, что такое жизнь?
  • Задумывались ли вы, откуда появилась жизнь?

Античная философия создания жизни

 

Слово «эволюция» означает изменение во времени чего-либо или кого-либо. Каким образом возникла жизнь? Какие законы регулируют развитие жизни на Земле? Эти вопросы всегда стояли перед человечеством. Ответ служит отправной точкой для исследования природы самой жизни. Многие религии и философские теории возникали как попытки решения этой загадки.

 

Первыми пытались объяснить происхождение жизни и человека античные философы. Все они являлись материалистами, то есть считали, что всё живое возникло из неодушевленной материи и являлось материальным началом и источником всей жизни. Демокрит (греческий философ) объяснял происхождение жизни из ила. Диоген считал, что существовало некое исходное первородное существо, от которого впоследствии появилось всё разнообразие жизни. Мыслители тех времён искали ответ на вопрос «как развивалась жизнь». Давайте познакомимся с некоторыми представлениями.

 

Греческий философ Гераклит, живший в V веке до н. э., рассматривал весь мир в непрерывном течении. Он считал, что всё живое и неживое представлено четырьмя стихиями. Самая главная — огонь. 

 

Лукреций Кар (I в. до н. э.) написал поэму о природе вещей, где развивал идею о том, что неприспособленные организмы гибнут. Так же считал, что от растений произошли животные, а в последствии и человек.

Рис. 1. «Лестница существ» Аристотеля

Аристотель

 

Он заложил идею естественного происхождения живого из неживой материи, попытался объяснить принцип поэтапного развития жизни. Философ считал, что природа усложняется от неживых тел до растений, от растений к животным и далее до человека.

 

В своей работе «История животных» ученый описал 450 форм животных и распределил их на группы. Таким образом, Аристотель разработал первую систематику животных (рис. 2). Он разделил всех на две группы: животные с кровью и бескровные. В современной систематике эти группы называются позвоночные и беспозвоночные. Животных с кровью разделил на яйцекладущих и живородящих.

Рис. 2. Систематика животных по Аристотелю. В скобках отмечены современные систематические названия


Эволюция — процесс исторического развития живой природы. 

 

Систематика — наука о классификации живых организмов на основании сходства или родства.

 

Классификация — распределение по группам.


Креационизм

 

С установлением господства христианской церкви в Европе распространяется точка зрения, основанная на библейских текстах: всё живое было создано Богом и остаётся неизменным. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio — создание, творение).

 

Ключевые взгляды:

  • жизнь была создана Богом в той форме, в которой существует сейчас;
  • отрицалось изменение живых существ, природа неизменна;
  • все живые организмы появились одновременно.

В период великих географических открытий, путешествий, мореходства резко возрос интерес к биологии. Учёные описывали большое количество новых животных и растений. Вся информация стекалась в Европу. Создавались ботанические коллекции разнообразных растений, открывались зоологические музеи и ботанические сады. Благодаря накопленному фактическому материалу возникает необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

 

Классификация органической природы Карла Линнея

 

Рис. 3. Карл Линней (1707–1778)

Шведский учёный Карл Линней внёс огромный вклад в создание единой систематики живого мира. Он описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. Каждый вид он описывал по двум критериям:

  1. Морфологический критерий (изучение внешнего и внутреннего строения организма).
  2. Физиологический критерий (изучение жизнедеятельность организма в целом, а также работу его органов, частей).

Это позволило ему создать первую научную систематику растений. В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Вид — наименьший таксон. Схожие виды объединяются в группу — род. Похожие роды — в семейства, семейства в отряды, отряды в классы. Кроме того, название вида состоит из двух слов (бинарная номенклатура), одно из них отражает название рода.

Таким образом, учёный «разложил по полочкам» весь накопленный объём описанных растений и животных. Чтобы такая классификация стала единой для всего мира, Линней использовал латынь как универсальный язык. Разработанная учёным классификация универсальна и сегодня. С развитием биологии в систему таксонов были введены дополнительные категории, но принципы остались неизменны.


Пример 1

 

Рассмотрим, какое таксономическое место в системе занимает ромашка аптечная.

 

Ромашка аптечная, или ромашка лекарственная (лат. Matricaria chamomilla) — название вида. Название на латыни универсально для любой страны. 

Рис. 4. Фото и ботаническая иллюстрация ромашки аптечной


Вид — группа особей, сходных по строению, обитающих на определённой территории, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

 

Создал концепцию вида Джон Рэй в 1682 году.


Трансформизм. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка 

 

Серьёзные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы. Во Франции в 1789 году начинается революция, которая продолжается до 1794 года. В мире всё менялось, старые устои рушились. Такие крупные перемены в жизни потрясали общество. Всё наводило на мысль, что и в природе не может быть постоянства.

Рис. 5. Жан Батист Ламарк 

(1744–1829)

Учёные того времени считали, что пространство, материя и время созданы Богом, а всё остальное производное самой природы. Живые организмы способны изменяться под воздействием окружающей среды. Такое направление в биологии носит название трансформизм (от лат. transform — превращаю). Знаменитыми трансформистами были Роберт Гук, дед Чарльза Дарвина, а также Ж. Б. Ламарк. Именно он смог доказать эволюционные преобразования организмов.

 

В 1809 году Ламарк выдвинул гипотезу о механизме эволюции, основанную на двух условиях: упражнении и неупражнении органов и наследовании приобретённых признаков. Изменения среды могут привести к изменениям форм поведения, что вызовет необходимость более интенсивно использовать некоторый орган или использовать по-новому. Тогда этот орган будет преобразовываться. А эти признаки передаются потомкам.


Рис. 6. Пример эволюции по Ламарку

Пример 2

 

Длинная шея и ноги жирафа, с точки зрения ламаркизма, — результат того, что животные многих поколений в условиях нехватки еды тянулись за листьями деревьев. Шея и ноги «упражнялись», вытягивались. 

Рис. 7. Аспид стройный ошейниковый

Пример 3

 

С другой стороны, если живой организм не применяет какую-то часть тела, то она утрачивает способность, а затем и вовсе исчезает. Ламарк приводил в пример конечности змеи. 


Выводы

 

Как показывает история развития эволюционной теории, мысль о непрерывном или постепенном развитии более сложных видов из предшествующих более простых организмов возникала у многих философов и естествоиспытателей ещё до провозглашения эволюционных гипотез в XIX в. Мы рассмотрели взгляды учёных разных времён. Все они легли в основу создания эволюционного учения.


Упражнение 

 

Попробуйте составить рассказ «Развитие биологии в додарвиновский период», используя таблицу.

Признаки сравнения

К. Линней

Ж. Б. Ламарк

Какому направлению в развитии биологии принадлежит учёный

креационизм

трансформизм

Основной труд

«Философия растений»

«Философия животных»

Взгляд на происхождение жизни

Бог создал всё живое

Считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путём самозарождения

Взгляд на развитие жизни

Живые организмы неизменны

Развитие идёт от простого к сложному. Развитие организмов зависит от окружающей среды.

Вклад в науку

  • создал первую классификацию
  • закрепил бинарную номенклатуру
  • ввёл латынь как единый язык названия видов

  • создал первую эволюционную концепцию

Недостатки

  • учитывал ограниченное число признаков в своей классификации
  • классификация была искусственной

  • не мог доказать гипотезы, так как не знал механизмов наследования и изменчивости признаков


Контрольные вопросы:

  1. Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых допущены ошибки. Исправьте их.

(1) Карл Линей считал, что вся жизнь возникла многократно из неживой материи в процессе самопроизвольного зарождения. (2) Он также первым предложил систему классификации организмов на основе иерархии таксонов. (3) Наименьшей единицей в системе был «подвид». (4) Кроме того, учёный предложил использовать бинарную номенклатуру. (5) Линей, распределяя организмы на группы, учитывал ограниченное число признаков.

    2. Могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма, согласно эволюционной концепции Ламарка?

     3. Что было известно о живой природе в Древнем мире?


Ответы

  1. 1) Линней считал, что всё живое возникло в результате божественного сотворения мира. (3) Наименьшая таксономическая единица — вид.
  2. Ламарк считал, что «нужные» признаки, приобретённые в течение жизни живым организмом, наследуются.


Предыдущий урок
Вид, его критерии и структура
Эволюция
Следующий урок
Формы естественного отбора
Эволюция
Поделиться:
  • Междометия

    Русский язык

  • Объём шара

    Геометрия

  • Региональное деление Азии. Юго-Западная Азия. Турция

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке