Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Движущие силы антропогенеза

Эволюция

02.03.2024
1636
0

Движущие силы антропогенеза

План урока

  • Вступление
  • Биологические факторы антропогенеза
  • Социальные факторы антропогенеза
  • Обобщение

Цели урока

  • знать факторы эволюции
  • знать факторы антропогенеза
  • уметь находить причины отличий факторов
  • уметь вести хронологическую последовательность событий, которые стали причиной изменения факторов по отношению к человеку

Разминка

  • Вспомните, какие движущие силы направляют эволюцию?

 

Вступление

 

Рис. 1. Коллективная охота первобытных людей

Несомненно, человек является частью природы. С момента появления вид развивался, приспосабливался к условиям среды. Это был вопрос выживания. Начало антропогенеза было подвержено теми же движущими силами, которые формировали состав органического мира. Не имея способов агрессивной защиты, древние предки людей формировали группы, тем самым повышая шансы выжить. Эволюция человека пошла по пути приспособления к коллективному образу жизни. Развивалось групповое сотрудничество, которое требовало коммуникативных умений. Человек, используя орудия труда, эффективнее использовал пищевые ресурсы. Люди находили новые способы получения пищи, защиты. А это требовало высокого развития нервной системы, а именно головного мозга. 

 

Таким образом, рассматривая вопрос о движущих силах антропогенеза, нужно понимать специфичность этих процессов. Для эволюции человека характерны биосоциальные факторы.

Биологические факторы антропогенеза

 

Развитие человечества всегда было подвержено эволюционным факторам: мутации, наследственной изменчивости, изоляции, борьбе за существование, естественному отбору. Они определяли развитие генофонда вида. Эволюция человека стала возможной только вследствие очень высокой скорости появления мутаций. Считается, что такое большое количество мутаций было вызвано под действием факторов-мутагенов. По одной из гипотез считается, что далёкие предки человека жили в ареале с большим радиационным фоном из-за мощных геологических перестроек. По другой версии высокое развитие нервной системы требовало перестройки эндокринной системы, что приводило к сбоям постройки хромосом. Если отбросить гипотезы, остаётся факт: в геноме первых людей было большое количество мутаций, которые привели к появлению совокупности новых признаков (большого объёма мозга, перестройки опорно-двигательного аппарата и др.). 

 

На ранних этапах действовал групповой отбор. Имели преимущество особи, которые изготавливали примитивные орудия труда. Такой отбор способствовал освобождению передних конечностей от роли опоры, что привело к прямохождению, как следствие увеличилась широта обзора окружающего мира. На более поздних этапах естественный отбор преобразовался в групповой отбор, направленный на совершенствование социальной организации первобытных людей.

 

Социальные факторы антропогенеза

 

Чтобы выжить, первобытные люди должны были жить группами, в которых шло распределение ролей. Общественный образ жизни сыграл решающую роль в антропогенезе. Коллективный образ жизни привёл к появлению речи, что привело к перестройке работы нервной системы. Все живые организмы, включая человека, воспринимают информацию об окружающем мире через рецепторы. Это принцип действия I сигнальной системы, которая в ответ на сигнал раздражителя даёт ответную реакцию. С появлением речи у человеческих предков формируется II сигнальная система. Человеку не обязательно видеть какой-либо предмет, чтобы представить его. Послушав рассказ, возникает образ этого предмета. Так возникло абстрактное мышление. У людей II сигнальная система преобладает над I из-за общественного образа жизни. Большую значимость имело приспособление именно к коллективному образу жизни, чем к окружающей среде.

 

Обобщение 

 

Таким образом, рассматривая движущие силы эволюционного развития человека, необходимо говорить о специфических биосоциальных факторах. Это сплав биологических факторов эволюции, которые распространяются на все живые организмы, и социальных факторов. Коллективный образ жизни повысил шансы первобытных людей в борьбе за существование. Биологическая эволюция человека как вида уступила место эволюции социальной. Последняя привела к процветанию вида в настоящем времени. История антропогенеза описывает не просто биологический путь формирования вида, скорее речь идёт об истории общества. Биологическая эволюция дополняет фактами изменения признаков человека в связи с коллективным образом жизни. Внешний облик менялся из-за биосоциальных факторов.


Контрольные вопросы

 

  1. Почему сейчас решающую роль в адаптации человека играют социальные факторы?
  2. Перечислите социальные факторы антропогенеза.
  3. В истории известны случаи, когда дети росли среди дикой природы. В этом случае ребёнок-маугли оказывался не приспособлен к жизни в обществе. Почему? Какие факторы антропогенеза на них действовали?


 

Ответы

  1. Потому что человек в настоящее время живёт в обществе, вдали от природы. И приспосабливаться необходимо именно к социальному образу жизни.
  2. Трудовая деятельность, речь, абстрактное мышление, общественный образ жизни.
  3. Адаптация к общественному образу жизни не заложена в генах. С рождения человеку приходится учиться говорить, ходить на ногах, общаться и т. д. Научиться этому возможно только в обществе. Если человек живёт оторвано от коллектива, то на него действуют только биологические факторы.

Предыдущий урок
Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора
Эволюция
Следующий урок
Основные этапы эволюции (мезозой и кайнозой)
Эволюция
Поделиться:
  • История развития эволюционного учения. Чарльз Дарвин

    Биология

  • Случайные величины. Центральные тенденции. Меры разброса

    Алгебра

  • Комбинации тел: многогранники, цилиндр, конус, шар

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке