Конспект урока: Гипотезы происхождения жизни на Земле

• Гипотеза самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни
  • Гипотеза стационарного состояния
  • Панспермия
  • Обобщение

• Знать, какие существуют гипотезы происхождения жизни
  • Знать основную мысль каждой гипотезы происхождения жизни
  • Уметь подвергать сомнению информацию, владеть навыками критического мышления
  • Уметь делать выводы

Какие признаки жизни вы знаете?

Вступление

Биологическая история Земли насчитывает около 4 млрд лет. За этот огромный промежуток времени облик планеты менялся не раз. Сменялись геологические эпохи, климатические условия. Но ни смотря ни на что жизнь существует и по сей день во всем многообразии. Но как она появилась? Существует несколько гипотез происхождения жизни. У каждой есть доказательная база и опровергающие факты или пробелы. Достоверность этих гипотез ограничена уровнем наших знаний о процессах мироздания. Некоторые не выдерживают критики в данный момент, но у каждой гипотезы есть свои сторонники.

Гипотеза – предположение, которое не доказано, но и не опровергнуто.

Креационизм: божественный акт сотворения жизни

Рис. 1. Тинторетто «Сотворение мира» Рис. 1. Тинторетто «Сотворение мира»

Согласно этой теории, жизнь возникла в результате какого-то божественного явления. Такого взгляда придерживаются последователи почти всех религиозных учений. Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший быть единожды и поэтому недоступный наблюдению. Живые организмы не могут изменяться.

Гипотеза самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни

Эта гипотеза самая древняя. В древнем Китае, Вавилоне или Египте считали, что жизнь зародилась самопроизвольно. Аристотель писал: «Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа …». Считалось, что существует некая «сила», которая при подходящих условиях может создать живой организм.

Существует две стороны этой гипотезы. Самая ранняя гипотеза гласит: живое возникает из неживой материи благодаря некой «силе» - теория абиогенеза.

Рис. 2. Ван Гельмонт Рис. 2. Ван Гельмонт

Ван Гельмонт (1579-1644) описал эксперимент, в котором он за три недели якобы создал мышей. Для этого он использовал грязную рубашку и горсть пшеницы. Всё это он положил в темный шкаф, закрыв на три недели. Активным началом в процессе зарождения мыши он считал человеческий пот. Этот эксперимент трактовался как доказательство самозарождения жизни из неживого.

Рис. 3. Франческо Реди Рис. 3. Франческо Реди

В 1688 г. Итальянский биолог и врач Франческо Реди подошел к проблеме возникновения жизни более строго и подверг сомнению теорию спонтанного зарождения.

«В середине июля я взял четыре сосуда, поместил в один из них змею, в другой несколько рыб, в третий – угрей из Арно, в четвертый – кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я разложил все то же самое по четырем сосудам, но оставил их открытыми».

Рис. 4. Модель опыта Реди Рис. 4. Модель опыта Реди

В результате опыта он изложил в своем труде «Опыты по происхождению насекомых». В закрытых банках он не обнаружил никаких следов жизни. Зато в открытых он увидел опарышей – червеобразных личинок мух. Этот эксперимент разбил теорию абиогенеза, доказав происхождение «живого от живого» - теория биогенеза.

Рис. 5. Модель опыта Пастера (слева – контрольный образец) Рис. 5. Модель опыта Пастера (слева – контрольный образец)

Сам Левенгук не вступал в споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза, но его наблюдения микроорганизмов под микроскопом, давали пищу обоим теориям.

В 1765 г. Ладзаро Спалланцани разбил гипотезу абиогенеза. В течение нескольких часов прокипятил мясные и овощные бульоны, затем запечатал. Через несколько часов с помощью микроскопа исследовал материал и не обнаружил никаких признаков жизни.

В 1860 г. Луи Пастер показал, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не простерилизовать правильно.

Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Если для того, чтобы появился новый живой организм, требуется наличие другого живого организма, то откуда он возьмётся?

Абиогенез  – спонтанное самозарождение жизни из неживой материи.

Биогенез  – развитие жизни от другого живого существа.

Гипотеза стационарного состояния: жизнь существовала всегда

Согласно этой теории, Земля и вся жизнь на планете никогда не возникала, а существовала вечно. Виды живых организмов существовали вечно и практически не менялись. Возраст Земли, который постоянно увеличивается благодаря всё новым фактам, в качестве основы этой гипотезы. У каждого вида, согласно этой теории, есть лишь две возможности – либо изменение численности, либо вымирание.

Панспермия: жизнь попала из космоса на Землю

Эта гипотеза не предполагает никакого механизма возникновения жизни на нашей планете, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Единственный большой минус, эта гипотеза не раскрывает тайну откуда жизнь появилась в других уголках Вселенной.

Гипотеза панспермии утверждает, что жизнь попала на Землю вместе с метеоритами или космической пылью. Это были бактерии или другие микроорганизмы. Появились сообщения о нахождении в метеоритах объектов, напоминающие примитивные формы жизни на Земле.

В 1996 г. американские ученые обнаружили организмы, похожие на бактерий, в камне с Марса.

Рис. 6. Образец с Марса Рис. 6. Образец с Марса

Обобщение

Гипотезы возникновения жизни разнообразны, не все достоверны. Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении Вселенной. В свою очередь сторонники креационизма принимают концепцию развития жизни на планете на основе эволюционных законов. Существует еще одна гипотеза, которая имеет экспериментальное доказательство. В настоящий момент наиболее четко отвечает на вопрос происхождения жизни. С теорией биохимического происхождения познакомимся в следующей теме.

Контрольные вопросы:

1. Почему нет единой гипотезы происхождения жизни?
  2. Почему эксперимент Гельмонта привел к неверным выводам?
  3. В чем сущность креационизма?
  4. Какой ученый креационист вам знаком?
  5. Какая единственная гипотеза была опровергнута?
  6. В чем отличия биогенеза от абиогенеза?

Ответы

1. Ни одна гипотеза полностью ни подтверждена, ни опровергнута.
  2. Условия эксперимента не были продуманы и никак не контролировались. Скорее всего мыши просто прогрызли ход к пшенице.
  3. Божественное сотворение мира, единожды, без изменений видов.
  4. Карл Линней
  5. Абиогенеза
  6. Биогенез: живое – от живого, абиогенез: живое – от неживого.

Приспособленность организмов к среде как результат действия отбора