Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Синтетическая теория эволюции

Эволюция

29.03.2024
4623
0

Синтетическая теория эволюции

План урока

  • Развитие эволюционной теории
  • Вклад учёных в развитие эволюционной теории
  • Синтетическая теория эволюции, или неодарвинизм

Цели урока

  • знать предпосылки развития эволюционной теории
  • знать имена учёных, которые внесли вклад в развитие СТЭ
  • уметь находить отличия СТЭ от эволюционной теории Дарвина

Разминка

  • Что такое мутации?
  • Как мутации влияют на организм и на вид в целом?

 

Развитие эволюционной теории

 

Теория эволюции, предложенная Дарвином, была разработана в свете современных данных генетики, молекулярной биологии, экологии и получила название Синтетическая теория эволюции (СТЭ), или неодарвинизм. Многие учёные начала XX в. критиковали некоторые аспекты существующей эволюционной теории. Под сомнение попадал факт, что естественный отбор является главной движущей силой эволюции. 

 

Всё встаёт на свои места в 1901 г., когда голландский учёный Г. де Фриз открывает явление мутаций. Вся информация о признаках организма заложена в генах в виде кода. Если какой-то участок кода меняется, появляется новый признак. 


Мутации — изменения в хромосомах или отдельных генах.


В результате мутаций появляются рецессивные гены. Они могут долго существовать в генофонде популяции и никак себя не проявлять. Но наступает момент, когда условия окружающей среды изменились, а рецессивный ген несёт полезный для данных условий признак. Теперь организмы, которые обладают этим признаком, имеют преимущество перед другими особями популяции. Репродуктивное превосходство позволяет передавать этот ген потомкам, изменяя при этом генофонд популяции. 

Рис. 1. С. С. Четвериков

Вклад ученых в развитие эволюционной теории

 

Сергей Сергеевич Четвериков (1880–1959) — выдающийся русский биолог (рис. 1). Написал труд «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики».

 

Учёный доказал, что мутации в природных популяциях животных могут накапливаться в скрытом состоянии, а в последствии давать материал для изменчивости и естественного отбора.

Рис. 2. И. И. Шмальгаузен

Иван Иванович Шмальгаузен (1884–1963) разработал теорию стабилизирующего отбора. Рассматривал эволюционный процесс, его механизмы и способы регуляции.

 

В постоянных условиях среды действует стабилизирующий отбор, который сохраняет сложившееся среднее значение признака. Особи, у которых возникли новые мутации, отбраковываются. Как результат — появление большого количества сходных особей в популяции.


Рис. 3. Н. В. Тимофеев-Ресовский

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900–1981) является автором учения о микроэволюции. Основоположник радиационного направления в генетике.


Микроэволюция — эволюционные изменения на внутривидовом уровне.  


Синтетическая теория эволюции или неодарвинизм

 

Основа эволюционного процесса — мутации, в результате которых появляются новые гены. Затем происходит накопление мутированных генов в популяции. Особи свободно скрещиваются, как результат — появляются новые комбинации генов, которые несут новые признаки. Если эти признаки полезны, то носители будут более приспособлены к данным условиям среды. Если нет, то особи с этими признаками не смогут оставить потомство или даже выжить.

 

Основные положения СТЭ:

  1. Единица эволюции — популяция.
  2. Материал эволюционного процесса — наследственная изменчивость.
  3. Результат эволюции — изменение генофонда популяции, что приведёт к появлению нового вида.
  4. Движущая сила эволюции — естественный отбор, возможный на основе борьбы за существование.
  5. Вид представляет собой систему популяций.


Факторы эволюции (движущие силы эволюции) по СТЭ: 

  • наследственная изменчивость;
  • изоляция;
  • популяционные волны;
  • миграция;
  • дрейф генов.


Упражнение 

 

Сравним СТЭ и теорию эволюции Дарвина:


Контрольные вопросы     

  1. Почему теория эволюции Дарвина претерпела изменения?
  2. Приведите два доказательства правильности теории Дарвина и СТЭ.


 

Ответы

 

  1. Во времена Дарвина не знали о процессах передачи наследственной информации. Это стало возможно с открытием хромосом, ДНК. А также повлияло накопление знаний в смежных научных областях.
  2. Палеонтологические, эмбриологические, работы селекционеров.

Предыдущий урок
Популяция – структурная единица вида
Эволюция
Следующий урок
Основные этапы эволюции (архей, протерозой, палеозой)
Эволюция
Поделиться:
  • Рыночные отношения в экономике

    Обществознание

  • Возрастание и убывание функции

    Алгебра

  • Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг. «Общество потребления»

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке