Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Эволюция человека - антропогенез

Эволюция

Эволюция человека - антропогенез

План урока

  • Появление предшественника человека - протоантропа
  • Появление древнейшего человека – архантропа
  • Появление древнего человека - палеоантропа
  • Появление человека современного типа – неоантропа
  • Обобщение

Цели урока

  • Знать этапы антропогенеза
  • Знать названия древних предков человека
  • Уметь логически выстраивать цепь событий
  • Уметь работать со схемами

Разминка

Рис. 1. Первобытные предки человека разумного Рис. 1. Первобытные предки человека разумного

На рисунке представлены предки человека. Чем они отличаются?

 

Появление предшественника человека – протоантропа

Рис. 2. Дриопитек Рис. 2. Дриопитек

Изучение антропогенеза основано главным образом на палеонтологических находках, которые позволили воссоздать филогению приматов. 

 

Человек принадлежит к отряду приматов, к которому так же относятся долгопяты, шимпанзе, лори и др. Считается, что общим для всех приматов предком был дриопитек (рис. 2). 

Это существо вело древесный образ жизни, питалось растительной пищей, имело густой волосяной покров и крупный лицевой отдел. Характерной особенностью была опора на подвернутые пальцы. Обитали на территории Западной, Восточной Африки и Южной Азии. Полагают, что древесный образ жизни сыграл важную роль в дальнейшем эволюционном развитии наших предков. 

 

Род дриопитеков включал в себя разные виды: рамапитек, сивапитек, кениапитек.

С изменением климата на более засушливый, территория лесов сильно сократилась. Это привело к разделению дриопитеков на 2 группы:

  1. Остались вести древесный образ жизни – семейство Понгиды.
  2. Перешли в другие условия обитания – семейство Гоминиды.

Рис. 3. Австралопитек Рис. 3. Австралопитек

Современные представители семейства Понгиды – обезьяны Старого света: орангутанг, павиан, носачи и др. Эта эволюционная ветвь отделилась от истории развития человека. 

 

Из семейства Гоминид выделилась эволюционная ветвь, давшая начало группе австралопитеков – предшественников человека. Австралопитек (рис. 3) был травоядным, положение тела было выпрямленное. Свободные от опоры руки выполняли разные функции, увеличился обзор благодаря вертикальному положению тела. Рост был 120-140 см, масса 30-60 кг. 

Австралопитеки вели стадный образ жизни и считаются переходной формой между приматами и предшественниками человека.

Род австралопитеков включал несколько видов, обитающих в разных местах континента. Самые многочисленные палеонтологические находки описывают Австралопитека африканского (Australopithecus africanus). Полагают, то именно они продолжают филогенетическую нить антропогенеза. Смена питания привела к увеличению массы головного мозга. Представители этого вида были плотоядными и коллективно охотились.

Рис. 4. Человек умелый Рис. 4. Человек умелый

Предполагается, что представители этого вида стали применять примитивные орудия для охоты и защиты, что привело к появлению новой более развитой группы Homo habilis или Человек умелый (рис. 4). 

 

Именно они изготавливали первые каменные орудия и использовали их в охоте. Значительно увеличился размер головного мозга, появились зачатки коммуникативных навыков. Имеется большое количество найденных останков в отложениях Олдовайского ущелья, которые помогли воссоздать образ человека умелого. 

Появление древнейшего человека – архантропа

 

Рис. 5. Орудия олдовайской культуры Рис. 5. Орудия олдовайской культуры

Благодаря прогрессивным признакам Человек умелый расселился на большие территории. Они вели стадный образ жизни, что на больших расстояниях привело к образованию новых видов-архантропов: 

  • Питекантроп (останки найдены в 1892 г. голландским врачом Эженом Дюбуа на о. Ява)
  • Гейдельбергский человек (палеонтологические находки 1907 г. на недалеко от г. Гейдельберг (Германия) под руководством Отто Шетензак)
  • Синантроп (открытие принадлежит канадскому ученому Дэвидсону Блэк около Пекина)

Рис. 6. Реконструкция внешнего вида человека прямоходящего Рис. 6. Реконструкция внешнего вида человека прямоходящего

До сих пор ученые спорят какой из этих видов был переходной формой между человеком умелым и древнейшим человеком – человеком прямоходящим (рис. 6).

 

Человек прямоходящий (Homo erectus) умел добывать огонь, были хорошими охотниками, по предпочтениям к еде – всеядны. Объем головного мозга достигал 800-1200 см3. Изготавливали улучшенные орудия труда. Предположительно впервые возникла речь.

Появление древнего человека – палеоантропа

 

Рис. 7. Реконструкция стоянки неандертальцев Рис. 7. Реконструкция стоянки неандертальцев

Архантропы расселились на территории Европы, Азии и Африки. Произошло расщепление филогенетической нити на несколько направлений. Среди них наиболее изучены появление двух видов древних людей: Неандертальцев (рис. 7) и Кроманьонцев (рис. 8). Они отличались морфологически и генетически. По генетическому анализу, ученые выяснили, что геном современного человека более близок к геному Кроманьонца. 

Неандерталец

Кроманьонец 

Первые стоянки нашли на территории Германии, в ущелье Неандерталь

-на территории Франции, вблизи горы Кроманьон

Мощное физическое развитие, рост 155-165 см

Рост 150-180 см

Низкий скошенный лоб, толстые кости черепа, развитые челюсти, выступающие надбровные валики, увеличенная полость носа.

Более утонченные черты лица, высокий лоб, тонкие челюсти.

Объем головного мозга 1500 см3

1400 см3

Изготавливали одежду из шкур, хоронили мертвых сородичей, заботились о соплеменниках, изготавливали орудия из осколков кремния, прекрасные охотники.

Наскальная живопись, одомашнили собаку, изготавливали иглы из костей, хорошо развита речь.

Рис. 8. Кроманьонец Рис. 8. Кроманьонец

Появление человека современного типа - неоантропа

 

Неандертальцы исчезли как вид примерно 40 тыс. лет назад по невыясненным причинам.

 

С появлением кроманьонца – предположительно прямого предка человека разумного, эволюция нашего вида вышла из-под контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Рис. 9. Стоянка Рис. 9. Стоянка

Обобщение

 

Каждый этап антропогенеза сопровождался увеличением объема головного мозга, развитием речи и социального взаимодействия. Изменялись морфологические признаки. Главный ароморфоз: прямохождение, что привело к формированию свода стопы и появления S-образного изгиба позвоночника, освобождению рук и расширению обзора окружающего мира. 

Рис. 10. Схема антропогенеза Рис. 10. Схема антропогенеза


Контрольные вопросы:

 

  1. Какое значение имеют палеонтологические находки в изучении антропогенеза?
  2. Какие этапы антропогенеза выделяют?
  3. Какие причины привели к разделению дриопитеков на 2 группы – понгиды и гоминиды?
  4. На каком этапе антропогенеза биологические факторы развития вида уступили социальным?


 

Ответы

  1. На основе палеонтологических данных строиться филогенетическое древо развития вида человек разумный. Находки датируются возрастом геологических отложений. Место находок говорит об ареале обитания предков человека разумного.
  2. Появление предшественника человека – протоантропа; Появление древнейшего человека – архантропа; Появление древнего человека – палеоантропа; Появление человека современного типа – неоантропа.
  3. Изменение климата привело к сокращению ареала обитания и жесткой конкуренции за оставшиеся ресурсы. Гоминиды изменили условия обитания на саванны.
  4. Появления неоантропа.

Предыдущий урок
Многообразие организмов как результат эволюции
Эволюция
Следующий урок
История развития эволюционного учения. Чарльз Дарвин
Эволюция
  • Обращение

    Русский язык

  • Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

    Физика

  • Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке