Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Эволюция человека - антропогенез

Эволюция

07.09.2024
3259
0

[header]Эволюция человека — антропогенез[/header]

[flex column='true'][row title='План урока']

  • Появление предшественника человека — протоантропа
  • Появление древнейшего человека — архантропа
  • Появление древнего человека — палеоантропа
  • Появление человека современного типа — неоантропа
  • Обобщение

[/row][row title='Цели урока']

  • знать этапы антропогенеза
  • знать названия древних предков человека
  • уметь логически выстраивать цепь событий
  • уметь работать со схемами

[/row][row title='Разминка' final]

[img url='/upload/kI5XBqsWwkZN_25%25D0%25A3%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%252021.%2520%25D0%25AD%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258E%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25E2%2580%2594%2520%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B7%2520%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581.1.png' name='Рис. 1. Первобытные предки человека разумного' float='right' width='50']

На рисунке представлены предки человека. Чем они отличаются?

[/img]

[/row][/flex]

 

Появление предшественника человека — протоантропа

[img url='/upload/oblBwjHriSgq_17%25D0%25A3%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%252021.%2520%25D0%25AD%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258E%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25E2%2580%2594%2520%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B7%2520%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581.2.png' name='Рис. 2. Дриопитек' float='right' width='40']

Изучение антропогенеза основано прежде всего на палеонтологических находках, которые позволили воссоздать филогению приматов.

 

Человек принадлежит к отряду приматов, к которому относятся и долгопяты, шимпанзе, лори и др. Считается, что общим для всех приматов предком был дриопитек (рис. 2).

[/img]

Это существо вело древесный образ жизни, питалось растительной пищей, имело густой волосяной покров и крупный лицевой отдел. Характерной особенностью была опора на подвёрнутые пальцы. Обитали на территории Западной, Восточной Африки и Южной Азии. Полагают, что древесный образ жизни сыграл важную роль в дальнейшем эволюционном развитии наших предков.

 

Род дриопитеков включал в себя разные виды: рамапитек, сивапитек, кениапитек.

С изменением климата на более засушливый территория лесов сильно сократилась. Это привело к разделению дриопитеков на 2 группы:

  1. Остались вести древесный образ жизни — семейство Понгиды.
  2. Перешли в другие условия обитания — семейство Гоминиды.

[img url='/upload/Vc6jEABlzhFl_%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580735%2520%25D0%25BA%25D0%25BB11-01.jpg' name='Рис. 3. Австралопитек' float='right' width='25']

Современные представители семейства Понгиды — обезьяны Старого света: орангутанг, павиан, носачи и др. Эта эволюционная ветвь отделилась от истории развития человека. 

 

Из семейства Гоминид выделилась эволюционная ветвь, давшая начало группе австралопитеков — предшественников человека. Австралопитек (рис. 3) был травоядным с выпрямленным положением тела. Свободные от опоры руки выполняли разные функции, увеличился обзор благодаря вертикальному положению тела. Рост был 120–140 см, масса 30–60 кг. 

[/img]

Австралопитеки вели стадный образ жизни, они считаются переходной формой между приматами и предшественниками человека.

Род австралопитеков включал несколько видов, обитающих в разных местах континента. Самые многочисленные палеонтологические находки описывают Австралопитека африканского (Australopithecus africanus). Полагают, что именно они продолжают филогенетическую нить антропогенеза. Смена питания привела к увеличению массы головного мозга. Представители этого вида были плотоядными и коллективно охотились.

[img url='/upload/vzsB2Dqj0GRK_lori-0023349474-a7.jpg' name='Рис. 4. Человек умелый' float='right' width='25']

Предполагается, что представители этого вида стали применять примитивные орудия для охоты и защиты, что привело к появлению новой более развитой группы Homo habilis или Человек умелый (рис. 4).

 

Именно они изготавливали первые каменные орудия и использовали их в охоте. Значительно увеличился размер головного мозга, появились зачатки коммуникативных навыков. Имеется большое количество найденных останков в отложениях Олдувайского ущелья, которые помогли воссоздать образ человека умелого. 

[/img]

Появление древнейшего человека — архантропа

[img url='/upload/1A4Gzor38ujH_lori-0041999377-a7.jpg' name='Рис. 5. Каменная заготовка: в процессе откола от нее отщепов делали орудия труда' float='right' width='30']

Благодаря прогрессивным признакам Человек умелый расселился на большие территории. Они вели стадный образ жизни, что на больших расстояниях привело к образованию новых видов-архантропов:

  • питекантроп (останки найдены в 1892 г. голландским врачом Эженом Дюбуа на о. Ява);
  • гейдельбергский человек (палеонтологические находки 1907 г. недалеко от г. Гейдельберг (Германия) под руководством Отто Шетензак);
  • синантроп (открытие принадлежит канадскому учёному Дэвидсону Блэк около Пекина).

[/img]

До сих пор учёные спорят о том, какой из этих видов был переходной формой между человеком умелым и древнейшим человеком — человеком прямоходящим.

 

Человек прямоходящий (Homo erectus) умел добывать огонь, был хорошим охотником, а в предпочтениях к еде — всеядным. Объём головного мозга достигал 800–1200 см3. Изготавливали улучшенные орудия труда. Предположительно впервые возникла речь.

 

Появление древнего человека — палеоантропа

 

[img url='/upload/2dSVfxUtQOVI_26%25D0%25A3%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BA%252021.%2520%25D0%25AD%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258E%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BA%25D0%25B0%2520%25E2%2580%2594%2520%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B7%2520%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581.6.png' name='Рис. 6. Реконструкция стоянки неандертальцев' float='right' width='50']

Архантропы расселились на территории Европы, Азии и Африки. Произошло расщепление филогенетической нити на несколько направлений. Среди них наиболее изучено появление двух видов древних людей: неандертальцев (рис. 6) и кроманьонцев (рис. 7). Они отличались морфологически и генетически. По генетическому анализу учёные выяснили, что геном современного человека более близок к геному кроманьонца.

[/img]

[table][tr][td]

Неандерталец

[/td][td]

Кроманьонец 

[/td][/tr][tr][td]

Первые стоянки нашли на территории Германии, в ущелье Неандерталь

[/td][td]

на территории Франции, вблизи горы Кроманьон

[/td][/tr][tr][td]

Мощное физическое развитие, рост 155–165 см

[/td][td]

Рост 150–180 см

[/td][/tr][tr][td]

Низкий скошенный лоб, толстые кости черепа, развитые челюсти, выступающие надбровные валики, увеличенная полость носа.

[/td][td]

Более утончённые черты лица, высокий лоб, тонкие челюсти.

[/td][/tr][tr][td]

Объём головного мозга 1 500 см3

[/td][td]

1 400 см3

[/td][/tr][tr][td]

Изготавливали одежду из шкур, хоронили мёртвых сородичей, заботились о соплеменниках, изготавливали орудия из осколков кремния, прекрасные охотники.

[/td][td]

Наскальная живопись, одомашнили собаку, изготавливали иглы из костей, хорошо развита речь.

[/td][/tr][/table]

 

Появление человека современного типа — неоантропа

[img url='/upload/hDu3tBKy54Q3_lori-0042355435-a7.jpg' name='Рис. 7. Воссоздание образа кроманьонца с помощью искусственного интеллекта' float='right' width='40']

Неандертальцы исчезли как вид примерно 40 тыс. лет назад по невыясненным причинам.

 

С появлением кроманьонца — предположительно прямого предка человека разумного, эволюция нашего вида вышла из-под контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

[/img]

Обобщение

[img url='/upload/K2STqkHu2Coc_lori-0041999378-a7.jpg' name='Рис. 8. Реконструкция древнего поселения, археологический музей Костёнки Воронежской области' float='right' width='40']

Каждый этап антропогенеза сопровождался увеличением объёма головного мозга, развитием речи и социального взаимодействия. Изменялись морфологические признаки. Главный ароморфоз — прямохождение, что привело к формированию свода стопы и появления S-образного изгиба позвоночника, освобождению рук и расширению обзора окружающего мира.

 

[section icon='question']

Контрольные вопросы

 

  1. Какое значение имеют палеонтологические находки в изучении антропогенеза?
  2. Какие этапы антропогенеза выделяют?
  3. Какие причины привели к разделению дриопитеков на 2 группы — понгидов и гоминидов?
  4. На каком этапе антропогенеза биологические факторы развития вида уступили социальным?

[/section]

[line][/line]

 

[flex column='true'][row title='Ответы' final]

  1. На основе палеонтологических данных строится филогенетическое древо развития вида человек разумный. Находки датируются возрастом геологических отложений. Место находок говорит об ареале обитания предков человека разумного.
  2. Появление предшественника человека — протоантропа; появление древнейшего человека — архантропа; появление древнего человека — палеоантропа; появление человека современного типа — неоантропа.
  3. Изменение климата привело к сокращению ареала обитания и жёсткой конкуренции за оставшиеся ресурсы. Гоминиды изменили условия обитания на саванны.
  4. На этапе появления неоантропа.

[/row][/flex]

Предыдущий урок
Формы естественного отбора
Эволюция
Следующий урок
Факторы эволюции, вызывающие изменения в генофонде
Эволюция
Поделиться:
  • М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2.

    Литература

  • Финансовая политика государства

    Обществознание

  • Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке