Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Индия. Китай

Зарубежная история 18 века

23.04.2024
5961
0

Индия. Китай

Разминка

  • Почему в Индии вторым языком является английский?
  • Что вы знаете об империи Великих Моголов?
  • Как выдумаете, почему Китай, будучи великой державой в Средневековье, стал колонией в Новое время?

План урока

  • Индия в XVIII в.
  • Китай в XVIII в.

Цели урока

  • уметь характеризовать особенности развития Индии и Китая в XVIII в.
  • знать основные определения и термины
  • уметь определять причины активизации процесса колонизации в XVIII в.

Индия в XVIII в.

Империя Великих Моголов в начале XVIII в. рухнула под ударами народных движений. У наследников Аурангзеба была только номинальная власть, им подчинялась лишь область между двумя столицами — Дели и Агрой. Спад экономической активности стал важнейшим фактором крушения Могольской империи. Постоянно происходили крестьянские восстания, численность участников которых нередко насчитывала несколько тысяч человек, и длились они много лет: начиная с 1669 г., крестьяне — джаты, населявшие окрестности столицы, регулярно поднимали восстания против делийского правительства. Ярким примером внутреннего распада империи стал бунт сатнами, поднятый ремесленниками, названными правительством «шайкой гнусных кровожадных мятежников». 

 

В 1739 г. завершающий удар по Моголам нанёс иранский правитель Надир-шах, разбивший могольскую армию и подвергший Дели разграблению. Провинции объявили о независимости. В конце 50-х — начале 60-х гг. XVIII в. на Индию устраивал походы афганский правитель Ахмад-шах Дуррани, также разграбивший Дели и окрестности. Возникшие на месте империи государства находились на разных уровнях политического, социально-экономического и культурного развития. В Индии сложился зрелый феодализм, пока не исчерпавший возможностей развития. Некоторые княжества по населению и территории были сравнимы с европейскими государствами. В целом ситуация в Индии XVIII в. современниками оценивалась как тяжёлая и кризисная, торговля и экономика переживали не лучшие времена, войны суверенных государств разоряли города и сёла. Но при этом упадок центра сопровождался подъёмом регионов и их столиц. Пока делийские поэты оплакивали гибель империи, в бывших провинциальных центрах развивались торговля и ремесла, бурлила культурная жизнь, возводились архитектурные сооружения. Правители в новых государствах наслаждались абсолютной властью, воевали между собой, не сознавая, что главная угроза исходит не от соседей, а от англичан, перешедших в Индии от торговой деятельности к территориальной экспансии. 

Рис. 1. Сипаи

Индийская торговля была сложным и важным делом для европейских купцов. Купцы объединялись в компании, которые получали поддержку со стороны правительства. Таким образом, соперничество между купцами перетекало в борьбу государств.

 

В середине XVIII в. французские, а затем и британские колонизаторы начали использовать внутренние индийские распри для территориальных захватов.

На первоначальном этапе инициатива принадлежала французам. Они создавали отряды сипаев (от тюрк. сипахи — воин), — наёмных солдат-индийцев, обученных на европейский лад, и под командованием офицеров-европейцев (рис. 1).

 

Великобритания не желала мириться с угрозой французского преобладания в Индии. Англичане стали формировать сипайские части, которые выполняли роль ударных отрядов, и активно вмешиваться в борьбу индийских правителей, подкупая своих ставленников и помогая им захватывать власть.

 

Французы не смогли им противостоять. Ведь Франция во второй половине XVIII в. была в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса и находилась накануне революции, что отражалось на её возможностях в области колониальной политики.

 

Во время войн между Великобританией и Францией в Европе в 1740–1760-е гг. Британия, господствующая на море, смогла оказывать большую поддержку своей Ост-Индской компании.

Рис. 2. Битва при Плесси

Летом 1757 г. при Плесси произошло решающее сражение между британскими десантными войсками, состоявшими из 800 европейцев и 2200 сипаев, и 60-тысячной армией Бенгалии, на стороне которой выступала французская Ост-Индская компания. Это событие положило начало завоеванию всей Индии англичанами (рис. 2).

 

Таким образом, в течение XVIII в. Индия прошла путь от могучей империи Великих Моголов до раздробленной страны, которую завоёвывали и грабили европейские колонизаторы.


Вопросы

 

1. Почему Индия в середине XVIII в. стала объектом соперничества между Англией и Францией?

2. Считаете ли вы, что английское завоевание, превращая Индию в бесправную колонию, закрепляло господство отживших пережитков в её экономике, экономическую и культурную отсталость её народов? Своё мнение обоснуйте.


Китай в XVIII в.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем.

 

В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

 

Утверждение маньчжурского режима и его расцвет приходится на правление трёх императоров: Канси, Юнчжэна и Цяньлуна.

 

Канси, став императором, стал проводить курс на вывод страны из вызванного несколькими десятилетиями войн социально-экономического упадка. Началось восстановление пострадавших или пришедших в негодность дамб, плотин, каналов, ирригационных систем и дорог. Богдыхан явился инициатором одного из величайших гидротехнических проектов в истории — строительства дамбы и углубления русла реки Хуанхэ, что прекратило регулярные наводнения на Северокитайской равнине (рис. 3).

Рис. 3. Император Канси

В 1684 г. цинское правительство сняло запрет на торговлю с иностранцами, открыв четыре порта, в том числе Кантон. Результатом стал приток в казну серебра, поскольку в страну хлынули иностранные купцы, желавшие купить китайские товары.

 

В 1712 г. Канси осуществил налоговую реформу, улучшившую положение населения, занятого в сфере промыслов, отходничества, разносной и мелкой торговли. Всё это способствовало дальнейшему восстановлению экономики государства.

 

Утверждение маньчжурского режима и его расцвет приходится на время правления Юнчжэна. При нём произошло усиление центральной власти и установилось прочное сотрудничество маньчжурских властей с представителями китайской элиты.

 

Политическое устройство Китая можно было охарактеризовать как деспотизм. Во главе государства стоял неограниченный монарх — богдыхан. Функции кабинета министров осуществляли «шесть приказов»: чинов, налогов, церемоний, военных, уголовных, общественных работ. Собственно Китай состоял из провинций, которые, в свою очередь, разделялись на области, округа и уезды. Во главе провинций находились назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части занимали представители маньчжурской знати.

 

Значительную роль в цинском государстве играли восьмизнамённые войска — восемь основных маньчжурских воинских соединений, отличительным знаком которых служили знамёна определённого цвета. В дальнейшем к службе в восьмизнамённой армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в восьмизнамённых войсках, независимо от своего национального происхождения, являлись представителями привилегированного сословия.

Рис. 4. Император Цяньлун

В китайской истории особое место занимает Цяньлун. Просвещённый монарх, покровитель наук и искусств, Цяньлун сам являлся живописцем и стихотворцем, увлекался обустройством садов и дворцов, а также был страстным коллекционером. Собранные 1,7 млн произведений искусства в наши дни экспонируются в дворцовых музеях Пекина и Тайваня (рис. 4, 5).

 

Эйфория могущества привела к усилению «литературной инквизиции» с её кострами и казнями. В книгах нельзя было упоминать личные имена маньчжурских правителей, критиковать цинский режим. Бытовая художественная проза, романы, новеллы и повести реалистического направления объявлялись «непристойными». С 1774 по 1784 гг. полному запрещению подверглись более 2,3 тыс. изданий, сожжение их в 1774–1782 гг. происходило 24 раза: в костёр были брошены почти 14 тыс. книг. Ужесточились судебные процессы, в особенности над литераторами. Поэтов казнили за строки, содержащие антицинские намёки, за написание грустных стихотворений, что связывалось с падением династии Мин.

 

В то же время при Цяньлуне ещё больший размах получили общественные работы, в которых участвовало несколько тысяч китайских учёных. В 1773 г. богдыхан поручил 361 учёному перебрать 10 000 книг на китайском языке, с тем чтобы выявить и уничтожить тексты антиманьчжурского характера, а оставшиеся включить в состав своей личной библиотеки. Работа длилась десять лет. В результате на свет появился сборник текстов «Сыкуцюянь шу» («Полное собрание книг по четырём разделам»), насчитывающий 36 381 том, что составляло приблизительно 2300 тыс. страниц и 800 млн иероглифов. Копии этого свода текстов были разосланы в ряд публичных библиотек, созданных императором для учёных и литераторов.

 

Маньчжурская империя образовалась в результате непрерывных захватнических действий её феодальных правителей против соседних народов Восточной и Центральной Азии. Ещё до вторжения в Китай маньчжурам удалось подчинить ослабленную феодальной усобицей Южную Монголию. В 1637 г. они принудили стать своим вассалом Корею. Кровопролитная война за покорение Китая на несколько десятилетий сковала военные силы цинских властителей.

Рис. 5. Храм Неба в Китае

Параллельно осуществлялась маньчжуро-китайская агрессия против Тибета. В 1720 г. его восточная часть оказалась оккупированной цинскими войсками. Это вызвало восстание тибетцев, которое было подавлено наследником Юнчжэна.

 

Также в эпоху правления императора Цяньлуна Китай перешёл к политике самоизоляции. Ещё Минский двор запретил европейцам въезд в страну, видя колонизаторскую политику в соседних странах. В 1724 г. новый богдыхан, Юнчжэн, приказал закрыть христианские церкви и выслать большинство миссионеров. В 1757 г. при императоре Цяньлуне был издан указ, запрещавший торговлю с европейцами во всех китайских портах, кроме Гуанчжоу. С этого времени цинское правительство стало проводить политику изоляции Китая от Запада.

Китайская политика по самоизоляции была направлена на пресечение ввоза иностранных товаров в страну. Официально это объяснялось необходимостью борьбы с пиратством. Также правители династии Цин запретили строить большие суда. Политика «закрытых дверей» представлялась им способом самосохранения.


Вопросы 

 

1. Как вы оцениваете политику «закрытых дверей» Китая, положительно или отрицательно? Свой ответ обоснуйте.

2. Каковы особенности развития Китая в XVIII в.?


Итоги

 

1. В течение XVIII в. Индия прошла путь от могучей империи Великих Моголов до раздробленной страны, которую завоёвывали и грабили европейские колонизаторы. 

 

2. Китай переживал расцвет Цинской империи, однако политика «закрытых дверей» в дальнейшем негативно скажется на развитии страны.


Предыдущий урок
Япония
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Площадь многоугольника, квадрата и прямоугольника

    Геометрия

  • Химические реакции. Химические уравнения

    Химия

  • Россия на карте мира. Границы России

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке