- Существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов ХV–XVI вв. и просветителей XVIII в.?
- Вспомните определения понятий «культура», «искусство».
- В чем просветители видели цель и главное назначение искусства?
- Удивительные приключения Робинзона и Гулливера
- «Человек ценней, чем мнили вы»
- Живописцы знати
- «Певцы третьего сословия»
- Свидетель эпохи
- Музыкальные перекрёстки Европы
- знать основные понятия и термины: эпоха Просвещения, культура, искусство, роман, комедия, пьеса, драма, живопись, гравюра, опера, симфония
- уметь соотносить и систематизировать информацию из различных источников, выделять художественные особенности в творчестве представителей культуры эпохи Просвещения, описывать памятники культуры эпохи Просвещения. Овладеть целостными представлениями о взаимосвязи и преемственности идеалов Возрождения, философии и культуры Просвещения и утверждении гуманистических ценностей Нового времени
Мир художественной культуры — это отражение внутреннего состояния души человека. Сегодня мы говорим о состоянии души европейцев в эпоху Просвещения. Чем жили люди того времени, что их интересовало, вдохновляло, о чём мечтали и как через художественное воплощение поднимали социальные и политические проблемы? Обо всём этом узнаем из данной темы.
Удивительные приключения Робинзона и Гулливера
Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.
Любимый вами с детства герой Робинзон Крузо появился на свет в век Просвещения.
Удивительные приключения моряка из Йорка придумал англичанин Даниель Дефо (1660–1731). Дефо, как и его персонаж, был человеком авантюрным и бурным, то богател, то разорялся. Путь к писательству лежал через профессии торговца, моряка, журналиста, политического деятеля и даже шпиона. В возрасте 59 лет Даниэль Дефо становится писателем и пишет свой бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо. Это произведение было настолько уникально и популярно, что за 4 месяца переиздавалось 4 раза (рис. 1).
Прообразом Робинзона Крузо 6ыл моряк Александр Ceлькиpк. B 1704–1709 гг. он жил на необитаемом острове Mac-a-Tьeppa в Тихом океане, в 640 км от 6epeгoв Южной Америки. Впоследствии этот гористый островок переименовали, и сейчас он называется Остров Робинзона Крузо. По находкам старинных навигационных приборов археологи определили место стоянки Ceлкиpкa. На Острове Робинзона Крузо сейчас живут люди (менее тысячи человек). Неподалеку от него находится островок, названный в честь Александра Ceлкиpкa.
Роман о Робинзоне был написан для взрослых. Дефо наделил своего героя деловитостью, трудолюбием, верой в собственные силы. Вспомним, с каким упорством и мужеством он строит на необитаемом острове жилище, изготавливает посуду, мастерит мебель, приручает и разводит скот. Преодолевая немыслимые трудности, герой выходит победителем из самых тяжёлых испытаний. Нежелание мириться с судьбой, забросившей Робинзона на дикий остров, где он, казалось, неминуемо должен был погибнуть, заставляет читателя поверить в безграничные возможности человека, его право переделывать мир вопреки устоявшимся традициям и правилам.
В облике Робинзона легко угадать черты человека Нового времени: практичность, деловую смётку и здравый смысл представителя третьего сословия. Ни самого Дефо, ни его современников нисколько не смущало и не удивляло, что для достижения личной выгоды Робинзону частенько приходится пользоваться неджентльменскими способами, даже такими, как работорговля или откровенный обман.
По меркам своего времени Робинзон вполне порядочный человек. Но стоит задуматься над некоторыми эпизодами романа. Вместе с мальчиком Ксури он спасается бегством из плена. Они переживают множество опасных приключений, маленький отважный товарищ Робинзона всегда полон желания помочь и защитить его, хотя бы ценой собственной жизни. Но когда беглецов подбирает английский корабль, Робинзон... продаёт Ксури капитану.
На острове Робинзон спасает от смерти дикаря Пятницу, делает его своим слугой. Первое слово, которому он учит Пятницу, — «господин» (рис. 1 и 2).
И всё-таки не это самое главное в романе. И читателей XVIII столетия, и наших современников прежде всего привлекает мужество главного героя, которого не сломили тяжкие испытания. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» стал гимном труду, настойчивости и смелости человека в борьбе с любыми невзгодами и превратностями судьбы.
Публикация романа Д. Дефо произошла в 1719 году, он тут же стал бестселлером. У романа, как и у автора, было огромное количество поклонников по всему миру. Однако, один скромный священник, а затем настоятель Дублинского собора в Ирландии Джонатан Свифт (1667–1745) отнёсся к роману Дефо не столь восторженно (рис. 3).
Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки, а общество также далеко от совершенства, как и в предшествующее время. И Свифт решил написать пародию.
В 1726 г. свет увидел роман «без автора» «Путешествия Гулливера». Герой Свифта и Робинзон — современники, люди эпохи Просвещения, но взгляд Гулливера проницательнее.
Страной лилипутов правит крошечное, ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной». Читатель мог угадать в Лилипутии карикатуру на современную писателю Англию, которую многие считали едва ли не идеальным государством. Другой вариант просвещённой монархии, точно «скроенный» по мерке философов XVIII в., — страна великанов. Её правитель, мудрый и добрый король-учёный, осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок. Но и ему не одолеть глупость, жадность, порочность многих своих подданных.
Но, пожалуй, самое печальное путешествие, которое совершает Гулливер, — путешествие в страну разумных лошадей. Именно здесь он неожиданно встречает отвратительных йеху. Эти существа «сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми, низкими и жестокими». С ужасом узнаёт герой: йеху — потомки людей, когда-то кораблекрушением заброшенных на остров. Их потомство не стало, подобно Робинзону, сильнее, преодолевая трудности, а превратилось в уродливых и безнравственных йеху.
На этой мрачной ноте автор обрывает повествование. Искреннее сострадание к людям, желание помочь им сохранить человеческое, предостеречь от скотства побуждали Свифта говорить горькие истины.
«Человек ценней, чем мнили вы»
Сияние ума и сила таланта Свифта озаряют век Просвещения немеркнущим блеском. Но в их лучах не теряются и фигуры менее величественные. Среди них Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732–1799) (рис. 4).
Сын парижского часовщика, сумевший купить дворянское звание и пробить дорогу в королевский дворец, хорошо знал цену «сильным мира сего». Герой его комедии «Женитьба Фигаро» — ловкий, обаятельный слуга. Фигаро, как и его создатель, «вышучивал глупцов, не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не продавал человеческого достоинства. По замыслу автора, Фигаро — «самый смышлёный человек нации». Острые словечки героя Бомарше парижская театральная публика разносила на цитаты.
Они вошли в разговорную речь, с их помощью высмеивали аристократов. И хотя король Людовик XVI гневно воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!», комедия всё-таки была поставлена. А через несколько лет рухнули стены ненавистной королевской темницы.
В одно время с «Женитьбой Фигаро» увидели свет пьесы Фридриха Шиллера (1759–1805) (рис. 5).
По ним разделённая пограничными столбами на три сотни карликовых княжеств феодальная Германия училась азбуке Просвещения. Театр был для немцев зеркалом их собственных судеб и судьбы всей нации.
Вместе с полюбившимися героями публика, заполнявшая театральную галёрку, мечтала освободиться от тирании, возмущалась коварством влиятельных негодяев, горько оплакивала гибель юных влюблённых.
Эстафету великих произведений перехватывает другой великий немец Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Он перепишет старинную легенду о докторе Фаусте, враче и алхимике, жившем в XVI в. Доктор Фауст олицетворяет свой век, век Света и Разума. В основе сюжета история жизни человека, отошедшего от Бога, устремившегося к свободному познанию мира. В «Фаусте» автор подчёркивает такие свойства человеческой натуры, как неудовлетворённость достигнутым и устремлённость к идеалу. Философская драма, которая создавалась 60 лет, завершает век Просвещения (рис. 6).
Живописцы знати
В первой половине XVIII в. в европейской живописи ещё процветает изысканное придворное искусство. Это время Франсуа Буше (1703–1770), «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XV.
Беззаботно беседуют, веселятся и танцуют кавалеры и дамы, изображённые художником в роли простодушных пастухов и пастушек. Воздушна и прекрасна природа, запечатлённая живописцем. Берег маленькой речушки, дощатый мостик, постройка с островерхой крышей и несколько человеческих фигур («Пейзаж в окрестностях Бове») — всё пленяет хрупкостью и гармонией. Лёгкая голубоватая дымка окутывает изображения, придаёт сельским видам сходство с декорациями к опере или балету (рис. 7).
Бесконечно далёкие от реальной жизни весёлые пастушеские сцены были великолепным украшением интерьеров, составляя единое целое с шёлковой обивкой стен и золочёной резной мебелью.
Совсем иным кажется искусство Антуана Ватто (1684–1721) (рис. 8). Ватто предпочитает переносить на свои полотна пикники, светские прогулки на природе, которые так полюбились аристократии. Его сюжеты наполнены смыслом, значительностью и искренностью. Кажется, что герои его полотен погружены в свои переживания.
Известность Ватто была огромна и достигла России. Для Екатерины II были приобретены несколько полотен прославленного художника.
«Певцы третьего сословия»
В середине 50-х гг. XVIII в. был очень популярен автор гравюр Уильям Хогарт (1697–1764) (рис. 9).Его работы можно было купить повсюду. Очень интересен его автопортрет: это «картина в картине». Зритель видит овальный холст, на котором Хогарт изобразил себя безо всяких прикрас: без парика, в домашнем халате вместо нарядного костюма.
Серьёзно и с достоинством смотрит он на нас, проницателен взгляд умных глаз. Основанием холста служит стопка книг, одна из них — сочинения Свифта. Рядом лежат резец и палитра.
На своих картинах Хогарт изображает сюжеты из жизни современного ему общества. В серии гравюр, которая называется «Модный брак» («Брак по моде своего времени»), художник рассказал зрителям поучительную историю о нравах современного ему общества (рис. 10). В XVII в. в Англии получили распространение браки по расчёту между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества.
Свидетелем подобной сделки оказывается зритель, рассматривающий первую гравюру серии — «Заключение брачного контракта». На переднем плане автор расположил главных героев. Справа — глава родовитой аристократической семьи. О знатном происхождении и титуле свидетельствуют портреты предков на стенах и родословное древо, на которое он указывает выразительным жестом. Однако в наследство сыну аристократ оставляет лишь долги.
По другую сторону круглого стола — разбогатевший простолюдин. Он рассматривает замужество своей дочери как выгодное вложение капитала: не случайно здесь присутствует стряпчий, который следит за оформлением брачного контракта. Эти двое ведут откровенный и циничный торг, каждый стремится не продешевить, повыгодней использовать свои преимущества. Юноша и девушка, судьбы которых решают отцы, просто статисты в драме.
Разумеется, симпатии зрителей и автора не на стороне безнравственных торгашей. Сердцу Хогарта милей простые люди, сумевшие сохранить свои понятия о чести в тяжёлых жизненных ситуациях. К ним обращается художник в лучших и самых искренних произведениях: «Девушка с креветками», «Портреты слуг».
Свидетелем расцвета Просвещения был французский художник Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779), прозванный «певцом третьего сословия». Он писал небольшие картины, героями которых были горожане, торговцы, ремесленники, служанки — труженики, добывающие хлеб насущный тяжким трудом. Шардену интересны их простые, искренние переживания, близок бесхитростный мир, непритязательный быт, простые заботы, им отданы его глубокая привязанность и уважение.
Пристально всматриваясь в обыденную жизнь, предметы и вещи, Шарден извлекает из повседневности высокую поэзию.
Свидетель эпохи
Жизнь и творчество французского живописца Жака Луи Давида (1748–1825) тесно переплелись с историей его страны. В юности художник путешествовал по Италии, изучал и копировал работы старых мастеров. Вернувшись на родину Жак Луи пытался выразить назревшее недовольство в стране на своих полотнах. Для этого он с головой ушёл в изучение античных историй, отыскивая сюжеты, близкие к его современности. Так рождаются его произведения «Женитьба Фигаро», герои «Коварства и любви», огромное полотно «Клятва Горациев» (рис. 11)
Сюжет картины заимствован автором из истории Древнего Рима и повествует о последнем царе Тарквинии Гордом, который был изгнан, но стал собирать войска, чтобы силой вернуть власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник изобразил момент, когда в едином порыве братья Горации клянутся отцу победить или умереть за республику. Автор проповедует забвение личных интересов ради долга, утверждает красоту подвига во имя родины.
Музыкальные перекрёстки Европы
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) при жизни не был знаменит. Светскому обществу его произведения казались слишком серьёзными, а церковь отвергала их из-за недостаточно богобоязненного характера (рис. 12).
В юности композитор много путешествовал по Германии, служил скрипачом, органистом, руководил придворным оркестром. С 1723 г. и до самой смерти он живёт в Лейпциге. Здесь Бах создаёт свои лучшие произведения. Во многие из них композитор не побоялся ввести мелодии народных песен и танцев, это делало сложную музыку более доступной для простых прихожан.
Одним из самых известных произведений Баха является грандиозное сочинение для хора, солистов и оркестра «Страсти по Матфею». Основой для него послужил текст Евангелия, по преданию, написанный учеником Христа апостолом Матфеем. Он повествует о последних днях Иисуса, его страданиях (страстях) и смерти. Этот текст Бах наполняет новым смыслом и превращает евангельскую легенду в народную драму, в которой Герой жертвует собой ради спасения людей, собственными страданиями искупая людские грехи и открывая им путь к спасению.
Музыкальное искусство XVIII века не может обойтись без великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) (рис. 13). Моцарт поистине был уникальным одаренным человеком, гением музыки. Он начал музицировать в возрасте трёх лет, в 4 года он сочинил своё первое музыкальное произведение, в 12 лет — оперу, а в 14 стал членом академии в Италии. Одним из долгожданных произведений автора была опера «Женитьба Фигаро» Бомарше, премьера которой состоялась в 1786 г.
Последнее произведение композитора — «Реквием» (от лат. requiem — покой). Реквием исполняли в церкви в память умершего. Моцарту он был заказан анонимно богатым любителем музыки в честь недавно умершей жены. Но композитору казалось, что он пишет музыку для себя. Это произведение о жизни и смерти, о судьбе человека в мире. К сожалению, Моцарт так и не дождался первого исполнения этого произведения. Композитор умер, когда ему было 35 лет.
Духовным наследником великого композитора считал себя Людвиг ван Бетховен (1770–1828), о котором сам Моцарт сказал: «Придёт время, и о нём заговорит весь мир». Пророчество сбылось (рис. 14).
С 22 лет Бетховен живёт в Вене. Он молод, полон сил, известен, издатели охотно печатают его произведения. Только одно огорчает — всё чаще повторяются приступы страшной болезни: «Мой слух всё более слабеет, ужасный шум в ушах не прекращается ни днём, ни ночью. Я веду жалкую жизнь». И всё же композитор не сдаётся. В годы напряжённой борьбы с самим собой Бетховен создаёт удивительные по силе и красоте произведения: «Соната в духе фантазии» («Лунная») — трогательное повествование о несчастной любви композитора, «Аппассионата», «Крейцерова соната», «Героическая симфония».
Третья («Героическая») симфония навеяна революционными событиями конца XVIII столетия. В ней звучит поступь миллионов, шум улиц и площадей, волнение битв. В центре её — образ неукротимого мятежника, смелого, мужественного человека, которого не сломят никакие удары судьбы.
До конца своих дней Бетховен вынашивал замысел произведения, посвящённого прославлению разума, торжеству и победе светлых сил.
Итог
Художественная культура эпохи Просвещения воспринимала идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждала, гуманистические ценности Нового времени.
Контрольные вопросы
1. Найдите схожие обстоятельства в жизненном пути и творчестве авторов Робинзона и Гулливера. В чём проявляется сходство судеб их героев?
2. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?
3. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы — Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?
4. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику?
5. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки — ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?