Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание США

Зарубежная история 18 века

07.12.2024
11984
0

Английские колонии в Северной Америке

Разминка

  • Вспомните, что такое колония?
  • Что вы знаете об индейцах?
  • Разгадайте анаграмму «ЕКАРАМИ»? Что вы знаете об этой стране?

План урока

  • Первые поселения и их жители
  • Колониальное общество и хозяйственная жизнь
  • Управление колониями
  • Формирование североамериканской нации
  • Идеология американского общества
  • Причины конфликта с метрополией

Цели урока

  • уметь анализировать и выделять главное
  • знать основные понятия и термины: отцы-пилигримы, метрополия, колония, национальное самосознание
  • уметь определять причины возникновения единой североамериканской нации

Введение

Великие географические открытия принесли миру много возможностей, начиная от новых изобретений и заканчивая новыми территориями. Англия стала одной из самых крупных колониальных держав, обладая большими колониями в Америке. Как развивалась эта отдаленная территория под контролем Англии, узнаем в этой теме. 

Первые колонии и их жители

Рис. 1. Британские колонии в Америке

Новый Свет представлялся для Западной Европы источником ресурсов и богатств. Из-за своего географического положения Англия начала претендовать на эти земли ещё в XVI веке. А в следующем столетии Англия образует первые колонии в Северной Америке.

 

История английской колонизации начинается с 1607 года, когда король Яков I выдал хартии на освоение побережья Америки Плимутской и Лондонской торговым компаниям.

 

Первыми переселенцами-колонистами были пуритане, которые бежали от гонений Якова I и Карла I. Вслед за ними в Новый Свет уезжали протестанты из Голландии и Франции. Но наибольшее количество колонистов было английских. Их поселение получило название Новая Англия (рис. 1).

Рис. 2. Пилигримы, причалившие к Плимутской скале 11 декабря 1620 г. 
Гравюра издательства Sarony & Major. 1846 г.

Пуританские общины в Европе всё чаще обращали свои взоры к Америке, надеясь найти там убежище и возможность свободно проповедовать свои взгляды.

 

В колонии уезжали многие крестьяне, которые потеряли свои наделы в результате огораживания. Бедняки, трудоспособная молодёжь, не получившая никакого ремесла, преступники, высланные за пределы региона, — вот те, кто составлял основной контингент переселенцев.

 

В 1607 году было основано первое английское поселение в Северной Америке на территории будущей Виргинии.

Рис. 3. Американский индеец на фоне вигвама

У мыса Код в 1620 году корабль под названием «Мэйфлауэр» высадил на берег 102 человека. Это были пуритане, бежавшие от религиозных преследователей. Они договорились проживать на новых землях по обычаям пуританской веры и морали (отцы-пилигримы) (рис. 2). Позже там был построен город Новый Плимут.

 

Со временем на побережье Северной Америки образовалось 13 колоний с населением 2,5 млн чел. Её коренными жителями были две группы индейских племён — ирокезы и алгонкины — общей численностью в 200 тыс. человек (рис. 3 и 4).

Рис. 4. Ирокезы

Из-за наплыва колонистов индейцы были вынуждены уйти со своих территорий. Те, кто не пожелал сделать это добровольно, были истреблены или захвачены. Свои действия колонисты пытались оправдать религиозными убеждениями. Они говорили: «Земля... это поместье, дарованное Богом человеку. Но большая часть её заселена и беззаконно узурпирована дикими животными и неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонства хуже самых диких зверей и свирепых животных».


Вопросы 

 

1. Каковы особенности жизни первых колонистов?

2. Знаете ли вы, в честь кого были названы Виргиния и Джеймстаун?

3. Почему именно основатели Плимута считаются в США отцами-основателями, хотя это была не первая английская колония в Америке? В память о каком событии празднуется в США День отцов-пилигримов?


Колониальное общество и хозяйственная жизнь

На карте Америки североамериканские колонии Англии располагались на восточном побережье от современного штата Массачусетс на севере до современного штата Джорджия на юге. Жители колоний занимались в основном сельским хозяйством, торговлей, мелкой промышленностью, со временем в северных штатах стала развиваться мануфактурная промышленность (прядильные, ткацкие, железоделательные мануфактуры).

 

В южных колониях сложился иной тип хозяйства. Здесь землевладельцы основывали обширные плантации хлопка, табака и риса. Недостаток рабочей силы привел к массовому ввозу чернокожих рабов.

 

Короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Эти собственники земли пытались ввести сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Но наличие «свободных» земель обрекло эту политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на Запад, становились свободными фермерами.

 

Широкое распространение в колониях Новой Англии получило мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появились первые мануфактуры (прядильная, ткацкая, железоделательная и др.).

 

Колониальное общество делилось на различные группы населения: фермеры, предприниматели, наёмные работники, плантаторы-землевладельцы, «законтрактованные слуги», чернокожие рабы (рис. 5).

Рис. 5. Состав общества колонистов

Многие лично свободные поселенцы уходили на Запад и становились фермерами. Свободной рабочей силы недоставало, и поэтому в Северную Америку её ввозили. Некоторые иммигранты-бедняки, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем перепродавали их в Америке. Этих людей называли законтрактованными слугами или белыми рабами, и им надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет. Но приток кабальных слуг из Европы не решал проблемы рабочей силы на плантациях, и постепенно там укоренился труд чернокожих рабов (их ввоз в колонии начался ещё в 1619 г.). Условия труда чернокожих были невыносимы, а за побег их жестоко наказывали и могли лишить жизни.


Вопросы 

 

1. Каковы были основные занятия колониста?

2. В чём проявлялась особенность хозяйственного развития североамериканских колоний Англии?

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются различия в хозяйственной жизни северных и южных английских колоний?


Управление колониями

Главой колонии являлся губернатор, который назначался королем (в 8 из 11 колоний). Губернатор обладал всей полнотой власти: законодательной, исполнительной и судебной. Помимо губернатора существовал орган местного самоуправления — ассамблея, — состоящий из двух палат — верхней палаты (совета) и нижней палаты. Члены совета назначались губернатором, а члены нижней палаты избирались мужским населением колонии. Для избирателей  существовал высокий имущественный ценз, выборы проводились открытым голосованием. Ассамблеи предоставляли жителям колонии намного более широкие права, чем английский парламент. Жалование губернатору назначали также ассамблеи, что заставляло губернаторов считаться с ними.


Вопросы 

 

Расскажите о системе управления колониями в Новой Англии.


Начало формирования североамериканской нации

К середине XVIII в. в колониях начал формироваться единый внутренний рынок, развивались торговые связи. Из северных колоний на юг вывозили зерно, рыбу, промышленные изделия. Торговые пути шли преимущественно по рекам.

 

Так как колонисты являлись выходцами из разных стран, в результате общей жизни на протяжении почти двух веков сложились предпосылки к формированию единого языка и народности. Речь колонистов представляла собой смесь английского, индейского, французского и немецкого языков. Так формировался американский язык. В середине XVIII века многие колонисты стали называть себя американцами. 

 

Складывался и своеобразный быт населения. Поселенцы жили в бревенчатых хижинах, обычно состоявших из одной комнаты, а для освещения жгли лучину. Бельё и одежду делали из домотканого льняного полотна.

 

В больших городах купцы возводили каменные двух- или трёхэтажные особняки, а экипажи, мебель, ткани выписывались из Англии. Плантаторы строили себе роскошные усадьбы.

 

Общность территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии заложила основы образования новой нации.

 

Идеология американского общества

Рис. 6. «Томпкинс Маттесон. Допрос ведьмы. 1853 г. Музей Пибоди Эссекс”

Так как первыми переселенцами-колонистами являлись пуритане, они диктовали всем жителям колонии свои правила: молитва, отрицание праздности, обязательный труд. Суть их идеологии сводилась к тому, что в семье царит жёсткая дисциплина под властью отца. Примером такой семьи является религиозная община, где в роли отца проповедник. Подобный порядок жизни необходимо было распространить на всё общество. Только так можно спастись от страшного суда. Американские пуритане искренне считали себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения насилия.

Такая идеология рождала фанатизм. Распространялся он в XVII веке. Воскресенье для пуритан особый день, который нужно было посвящать молитвам. Если человек проводил это время за светской беседой, его могли наказать. Одним из любимых наказаний для таких «провинившихся» было выставление в колодках у позорного столба. Церковь правила везде. Светское искусство осуждалось, практиковалась охота на ведьм и чародейство (рис. 6).

 

Колдовство в Новом Свете считалось преступлением более тяжким, чем убийство. Почти все учебные заведения находились в руках церкви.

 

Но с середины XVIII в. в культуре и общественной мысли происходят серьёзные перемены. Развивается светское образование, наука, литература и искусство. Увеличивается число колледжей — к середине века их уже восемь. К Гарвардскому университету, основанному ещё в 1636 г., прибавились Йельский и Принстонский. Широкое распространение получают идеи Просвещения. В 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты, были открыты публичные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.

Конфликт с метрополией

Король, земельная аристократия, купцы и предприниматели Англии стремились приумножить прибыль, которую давало владение колониями. Ещё в XVII в. в Англии издали закон, лишавший колонии права свободной торговли. Им разрешалось торговать только с Англией, собиравшей там налоги и пошлины, вывозившей оттуда ценное сырьё — пушнину, хлопок — и ввозившей готовые товары. Английский парламент ввёл в колониях множество запретов: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, на выделку тканей, запрещалось ввозить в североамериканские колонии не только машины, но и их чертежи. Ужесточались меры против контрабандной торговли, которой занимались все колонии.

 

Под предлогом защиты от индейцев английский король послал в колонии десятитысячное войско, причём содержать его должны были колонисты на свои средства. В 1763 г. последовал королевский указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы. Это лишало возможности мелких арендаторов уйти на Запад и стать там свободными фермерами. Все эти меры подрывали принцип свободы предпринимательства.

 

В 1765 г. английский парламент принял закон о гербовом сборе: при покупке любого товара, вплоть до газет, нужно было платить налог (доказательством уплаты служила специальная марка, наклеенная на лист гербовой бумаги). Закон этот касался почти всех колонистов и вызвал массовое движение протеста.

Рис. 7. Натаниэль Карриер. Уничтожение чая в Бостонской гавани. 1846 год

По североамериканским городам проходили собрания жителей под лозунгом «Нет налогов без представительства!». Колонисты справедливо заявляли, что налоги они будут платить в том случае, если их представители будут иметь голос в английском парламенте. Возникли первые патриотические организации колонистов, такие как «Сыны свободы» и «Дочери свободы». Эти организации издавали прокламации, проводили митинги протеста, призывали к бойкоту английских товаров. Американцы жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов. В 1773 г. жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту, и выбросили за борт тюки необлагаемого налогом чая. Это событие получило название Бостонское чаепитие. В ответ британские власти закрыли и блокировали Бостонский порт (рис. 7).

 

Взрыв недовольства вызывался не только вмешательством Англии в экономику колоний: ведь уровень жизни колонистов в целом был значительно выше, чем у жителей метрополии (даже бедняки в колониях жили лучше, чем бедняки в Англии, да и было их значительно меньше). Главная причина конфликта заключалась в том, что политика английского короля оскорбляла человеческое достоинство жителей колоний. Англичане не заметили, что на другом берегу Атлантического океана сформировался новый народ — американцы, — девизом которого стали слова: «Или дайте нам свободу, или отнимите жизнь!» Народ колоний был готов к войне.


Вопросы 

 

1. Объясните лозунг колонистов «Нет налогов без представительства!»

2. Каковы причины конфликта между жителями колоний и английской короной? Какие причины вы считаете главными?


Итоги

 

Английские колонии в Новом Свете были созданы протестантами, уезжавшими от религиозных преследований и стремившимися получить религиозную свободу. К середине XVIII в. в колониях сформировалась североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами. Национальное самосознание было оскорблено зависимостью от английского короля и парламента.


Предыдущий урок
Международные отношения в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Колониальная политика европейских держав в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Миграции населения в России. География рынка труда

    География

  • Предмет химии. Роль химии в жизни человека

    Химия

  • Северная война: от Нарвы до Полтавы. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке