- Какие самостоятельные нации сложились ещё во времена Средних веков?
- Какие сословия складывались на протяжении истории?
- Какое название носит безграничная власть монарха, в частности в XVIII в.?
- Развитие национальных идей и национальные государства
- Деформация средневековых сословий
- Просвещенный абсолютизм
- знать основные понятия и термины: нация, национальные идеи, национальное государство, сословие, буржуазия, просвещённый абсолютизм, реформа
- уметь определять значение понятий и терминов и применять их при выполнении познавательных заданий; объяснять причины формирования национальных государств; раскрывать сущность просвещённого абсолютизма.
Новый век это всегда новые надежды, надежды на благополучные перемены. Того же ждали от нового XVIII века. Эпоха Просвещения гарантировала появление нового идеологического веяния в сознаниях людей и в политике. Так появился просвещённый абсолютизм. Как складывались процессы и явления модернизации Европы, узнаем на этом уроке.
Развитие национальных идей и национальные государства
Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.
Становлению английской нации, одной из самых старых в Европе, способствовали определенные факторы: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII веке произошло объединение Англии, Уэльса и Шотландии. Так появилась Великобритания. В связи с этими событиями англичанам пришлось привыкать к тому, что они часть только что созданного королевства. Англичане известны любовью к традициям и гордости за свою страну. Ещё в 1740 г. на свет появилась одна из патриотических песен, которая отражала мироощущение того времени: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» (рис. 1).
Такие понятия как «родина» и «государство» являлись ключевым в формировании французской нации. В период Столетней войны сложилось представление о том, что все французы обязаны любить свою страну и подчинятся своему государю (рис. 2).
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
Таким образом, XVIII век ознаменован появлением таких наций как английская, итальянская, французская и немецкая. Путь их складывания и возникновения разный: для кого-то в приоритете стояла единая вера, для кого-то — единый правитель, а кто-то опирался на особый национальный характер. В итоге они могли иметь одного правителя, но быть носителями разных наций, или иметь разную веру, но быть одной нацией (см. карта 1).
Деформация средневековых сословий
В XVIII в. европейское общество оставалось сословным. Однако запущенные ранее процессы разложения сословной структуры шли полным ходом, что в дальнейшем приведет к её полному исчезновению в начале XIX в.
Как и в большинстве стран, дворянство занимало самое привилегированное положение, несмотря на то что составляло несколько процентов всего населения. Дворяне видели своё предназначение в служении государю и государству, и прежде всего на военной службе. Именно дворяне занимали ключевые посты в государстве и формировали офицерский корпус (рис. 3).
Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно стало разрешать дворянам заниматься предпринимательством.
Оставив почти без изменений в положении духовенство, XVIII век принёс значительные изменения в жизнь верхов третьего сословия — буржуазию — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом. Буржуазия пошла в рост благодаря торговле, развитию мануфактур, фабрик и т. д. В большинстве стран буржуазия стремилась к приобретению земли, что позволило бы ей повысить статус.
Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников в селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.
[/img]
Просвещенный абсолютизм
Просвещенный абсолютизм — это политика абсолютизма, проводимая в XVIII веке в ряде европейских стран, направленная на устранение или преобразование устаревших феодальных институтов.
Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из-под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации. Во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию (рис. 4).
Основные реформы просвещённого абсолютизма, которые были общими для европейских стран:
- реформа управления. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по-разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;
- была проведена военная реформа. Появление новых видов оружия привело к созданию новых родов войск. Были изменены сроки службы в армии и сами принципы призыва на военную службу;
- важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.
Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.
Итоги
В XVIII в. в Европе продолжается складывание наций и национальных государств. В ходе проведения модернизации и реформ, их правители соединяют идеи Просвещения и абсолютизма, стремясь избавиться от традиций, которые их ограничивают.
Контрольные вопросы
1. Что общего и различного в формировании европейских наций?
2. Как изменилось положение сословий в XVIII в.?
3. Выделите положительные и отрицательные стороны «просвещённого абсолютизма».