Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

Зарубежная история 18 века

14.02.2025
43197
0

Европа меняющаяся

Разминка

  • Как выдумаете, когда и где была придумана зубная щетка?
  • Верите ли вы, что в XVIII в. частое купание считалось вредным?
  • Чем повседневная жизнь людей XVIII в. вам интересна?

План урока

  • В деревне и в городе. Архитектура
  • Семья и дети
  • Еда и напитки
  • Человек воспитанный

Цели урока

  • знать значение понятий и терминов: урбанизация, интерьер, цивилизованность
  • уметь раскрывать причины и проявления изменений в социальной и повседневной жизни европейцев в XVIII в.,  сравнивать средневековый город  и город XVIII в., рассказывать о семейных отношениях и воспитании детей в XVIII в.

Вступление

В предыдущей теме мы разобрали, как же изменилось политическое мировоззрение в новом веке, в новом времени, и с чем это было связано. Конечно, перемены затронули не только власть, но и все общество. Как такая подобная модернизация отразилась на простом человеке, его укладе жизни и облике городов, узнаем в этой теме.

 

На протяжении XVI — первой половины XVII вв. численность населения Европы постоянно росла. Рост этот был особенно заметным после ужасных времён эпидемии чумы («чёрной смерти»), которая опустошила Европу в XIV в. Причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев.

 

Средняя продолжительность жизни человека составляла 30–35 лет, что не исключало наличия людей, которые достигали преклонного возраста. Большинство мужчин умирали в возрасте 40–60 лет, женщин — 20–40 лет. По-прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Связано это было с отсутствием медицинской помощи во время родов, пренебрежением элементарными правилами гигиены. Больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых.

 

Ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. В XVI — первой половине XVII вв. отдельные районы Европы неоднократно поражала эпидемия чумы. Во время её вспышки в 1629–1631 гг., охватившей почти всё Средиземноморье, умерло более половины городского населения. Немецкие земли чума опустошала в 1624–1630 гг., 1634–1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны. Потери населения в этих странах составляли 60–75 %. Значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа.

Схема 1. Численность населения некоторых европейских стран в XVII–XVIII вв.

Население Европы погибало не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, пожаров, военных опустошений. Особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством мирного населения. Это стало обычной практикой ведения военных действий. Огромными были потери во время гражданских войн во Франции и первой общеевропейской Тридцатилетней войны. По приблизительным подсчётам, только в XVII в. Европа потеряла в войнах 3 млн человек (схема 1).

 

Эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневную жизнь человека в XVI — первой половине XVII в.

В деревне и в городе. Архитектура


 

Рис. 1. «Крестьянское подворье» Удри Жан-Батист

В XVIII в. основное население по-прежнему проживало в деревне. Новые веяния (архитектура, костюм, обычаи) проникали медленно. Изменения происходили в регионах, затронутых аграрной революцией. Появились кирпичные и каменные дома, в окна стали вставлять стекла. Жители начинают приобретать городские товары. Усадьбы сеньоров перестраиваются по новой архитектурной моде, в них появляется современная мебель (рис. 1).

Изменений в городской жизни было много. Активно шла урбанизация — так принято называть рост городов и повышение их роли в обществе. Крупных городов в то время в Европе было немного. В подавляющем большинстве в них жило не более 20–30 тыс. человек, нередко всего несколько тысяч, но городская сеть становилась всё более плотной, население увеличивалось. На этом фоне сильно выделялись три города, опережавшие по численности все остальные. Самым крупным в Европе считался Лондон, население которого к концу века приближалось к миллиону человек, т. е. в столице жил каждый десятый англичанин. На втором месте был Париж. Население Неаполя за век выросло более чем вдвое и составило 500 тыс. человек. Большинство других европейских столиц оставалось далеко позади. Число жителей Берлина увеличилось с 20–30 до 170 тыс. Немногим больше было к концу века в Мадриде, немногим меньше — в Риме.

 

Также начала появляться нумерация домов, обустраивались парки, кое-где сносились дома бедняков и на их месте разбивались просторные площади, возводились новые общественные здания и театры, прокладывались и застраивались красивые широкие улицы за пределами исторического центра. Менялись и интерьеры городских домов. Комнаты становились меньше, более уединёнными, столовая отделялась от гостиной, помещения для слуг — от кухни. Стены всё чаще начинают оклеивать бумажными обоями.

 

Теперь одежду хранят в шкафах. Появляются комоды, в которых держали бельё и другие вещи. В моду входят секретеры — столы со шкафчиками, ящичками и откидными досками для написания писем. Нередко у секретеров были и потайные отделения — это позволяло хранить не только рабочие бумаги, но и важные письма, драгоценности.

 

Вообще, мебель становится очень разнообразной: зеркала, ширмы, тумбочки со множеством ящиков. Одних только столов было множество разновидностей: кофейные, ночные и туалетные столики, складывающиеся столики для игр, женские столы для рукоделия, столы на колёсиках. Тяжёлые и не всегда удобные стулья с прямой спинкой, распространённые в XVII в., сменяются более лёгкими и изящными.

 

Для лучшего понимания, давайте воспользуемся методом «Было…, стало…». Было — средневековый город, стало — город XVIII в. (см. схема 2).

 

Схема 2. Сравнение средневекового города и города XVIII в.

Семья и дети

 

В Европе Нового времени в брак вступали довольно поздно. В XVIII в. мужчине на момент первого брака в среднем было 28–29 лет, женщине — 25–26 лет. В состоятельных буржуазных семьях женились раньше, в дворянских — ещё раньше, там невесте могло быть 18 лет, а жениху — 21 год. Это объясняется европейской традицией вступать в брак тогда, когда глава семьи мог обеспечить финансовую независимость и отдельное жильё. В знатных домах нередко прибегали к подписанию брачных контрактов (рис. 2).

Рис. 2. Брачный контракт. Художник Уильям Хогарт

Роли в семье распределялись следующим образом: муж должен был содержать семью и выступать от её имени. Он платил налоги, участвовал в голосовании, если это предполагала политическая система страны. Жена играла вспомогательную роль: вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. В состоятельных семьях жена занималась прислугой и давала приёмы, в бедных, особенно в сельских, — шила и штопала, работала в огороде и присматривала за скотом, помогала при сборе урожая.

 

Рождаемость в XVIII в. была очень высокой. В среднем у замужней женщины появлялось на свет 5–10 детей. До XIX в. детей было принято оставлять дома одних, что влекло за собой большое количество травм: они падали в колодцы, обжигались об печи. Нередко после рождения ребёнка отдавали кормилице. Так поступали многие состоятельные горожанки, стремившиеся отправить детей подальше от города, женщины, работавшие на мануфактурах и фабриках и не имевшие возможности сидеть дома, аристократки, торопившиеся вернуться к светской жизни.

Рис. 3. «Жан Батист Симеон Шарден. Ребенок с тотоном. 1738 г. Музей Лувр»

И в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали: помогали по хозяйству, пасли скот, овладевали ремеслом.

 

В ХVІІІ в. отношение к детям в образованных слоях общества становится принципиально иным. Увеличивается число книг, посвящённых воспитанию, они становятся очень популярны. Их авторы возлагали на родителей обязанность дать ребёнку необходимое воспитание и образование, сформировать его, развивать те таланты и навыки, которые заложены природой. Вступление во взрослую жизнь происходит всё позже, а образование требует всё больше времени и денег. Расширяется круг детей и подростков, которые ходят в школы и высшие учебные заведения (рис. 3).

Детям начинают выделять специальные помещения, со временем отказываются от привычного тесного пеленания младенцев. Постепенно дети начинают играть не в те игры, в которые играли взрослые, питаться не так, как они, читать специальные детские книги, которых ранее практически не было. Растёт и число детских игрушек — кукол, барабанов, качалок.

Еда и напитки

Традиционно для бедных слоёв общества основой питания оставались зерновые. Из них пекли хлеб, варили каши, делали макароны. Хлеб этот был очень разного качества, в плохие годы приходилось чаще печь или покупать дешёвые сорта с изрядным количеством примесей. Белый пшеничный хлеб считался роскошью. Ситуация стала меняться только в середине века, когда посевы пшеницы начали увеличиваться.

 

Другой обычной пищей бедняков были овощи и каши — из овса, гречихи, проса. Мясо в то время было довольно дорого, в небогатых семьях его могли позволить себе не очень часто, особенно свежее. Чаще ели мясо солёное (солонину) или копчёное. Исключением здесь была Англия: благодаря аграрной революции жители острова употребляли в пищу мясо гораздо активнее.

 

В более состоятельных семьях не редкостью на столе были молоко, различные сыры и масло — сливочное в северной Европе, оливковое в южной. В приморских странах потребляли немало рыбы. Из так называемых колониальных товаров популярным, хотя и не по всей Европе, становится сахар (а в самой Европе его начинают получать из сахарной свёклы), в десятки раз увеличивается потребление кофе и чая, в пять раз — шоколада.

 

Благодаря завезённым из Америки новым культурам питание европейцев сделалось разнообразнее. Всё больше распространялись помидоры и фасоль. Перестал быть роскошью чёрный перец, а индейка постепенно вытесняла со стола традиционного гуся.

 

В ряде регионов (Италия, юг Франции, Пиренейский полуостров) завоевала прочные позиции кукуруза, к концу века почти повсеместно пищей крестьян становится картофель.

Человек воспитанный

В разное время люди вкладывали различный смысл в понятие воспитанного человека, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по-разному. Даже в настоящее время существует множество понятий, определяющих воспитанность того или иного человека.

 

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя (рис. 4).

Рис. 4. «Т. Гейнсборо. «Утренняя прогулка» .1785 г. Лондонская национальная галерея»

Для многих людей того времени было очевидно, что поведение за столом должно подчиняться определённым нормам, выделяющим культурных людей из основной массы населения. Воспитанный человек знаком с этикетом, он владеет арсеналом навыков и манер, позволяющих ему всегда быть на высоте. «Цивилизованность», «воспитанный ребёнок» — широко распространенные словосочетания XVIII в. Предполагалось, что цивилизованные люди ведут себя иначе, следят за собой и своим телом, отгораживают его и то, что с ним связано, от других людей. Не случайно носовой платок и ночная рубашка появились практически одновременно и начали медленно распространяться в конце      XVII — начале XVIII вв.

 

В богатых домах становится нормой менять столовые приборы после каждой перемены блюд. Поведение за столом должно подчиняться определённым нормам. 

 

Итоги 

 

Жизнь людей в Европе XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали современными города и интерьеры городских домов, питание разнообразилось, начали уделять немало внимания воспитанию детей.


Контрольные вопросы

 

1. Как и почему менялась жизнь людей в XVIII в.? Что не изменилось? В чём вы видите причины этого?

2. Как вы думаете почему?

       а) в XVIII в. незамужними оставались примерно 10–20 % женщин, а в семьях аристократии этот процент был выше.

             б) продолжительность 30 % браков не дольше 15 лет.

3. Какие изменения вы бы предложили в качестве архитектора городов XVIII в.?


Предыдущий урок
Колониальная политика европейских держав в XVIII в.
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
Индия. Китай
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
Олег Николаевич
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке