Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

Зарубежная история 18 века

26.04.2024
35575
0

В поисках путей модернизации

Разминка

  1. Какие самостоятельные нации сложились ещё во времена Средних веков?
  2. Какие сословия складывались на протяжении истории?
  3. Какое название носит безграничная власть монарха, в частности в XVIII в.?

План урока

  • Развитие национальных идей и национальные государства
  • Деформация средневековых сословий
  • Просвещенный абсолютизм

Цели урока

  • знать основные понятия и термины: нация, национальные идеи, национальное государство, сословие, буржуазия, просвещённый абсолютизм, реформа
  • уметь определять значение понятий и терминов и применять их при выполнении познавательных заданий; объяснять причины формирования национальных государств; раскрывать сущность просвещённого абсолютизма.

Вступление

Новый век это всегда новые надежды, надежды на благополучные перемены. Того же ждали от нового XVIII века. Эпоха Просвещения гарантировала появление нового идеологического веяния в сознаниях людей и в политике. Так появился просвещённый абсолютизм. Как складывались процессы и явления модернизации Европы, узнаем на этом уроке.

 

Карта 1.  Европа в  XVIII в.

Развитие национальных идей и национальные государства

 

Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией. 

 

Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.

Рис. 1. Лондон в XVIII в.

Становлению английской нации, одной из самых старых в Европе, способствовали определенные факторы: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII веке произошло объединение Англии, Уэльса и Шотландии. Так появилась Великобритания.  В связи с этими событиями англичанам пришлось привыкать к тому, что они часть только что созданного королевства. Англичане известны любовью к традициям и гордости за свою страну. Ещё в 1740 г. на свет появилась одна из патриотических песен, которая отражала мироощущение того времени: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» (рис. 1).

Рис. 2. Дворец Тюильри. XVIII в.

Такие понятия как «родина» и «государство» являлись ключевым в формировании французской нации. В период Столетней войны сложилось представление о том, что все французы обязаны любить свою страну и подчинятся своему государю (рис. 2).

 

Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.

 

В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.

Таким образом, XVIII век ознаменован появлением таких наций как английская, итальянская, французская и немецкая. Путь их складывания и возникновения разный: для кого-то в приоритете стояла единая вера, для кого-то — единый правитель, а кто-то опирался на особый национальный характер. В итоге они могли иметь одного правителя, но быть носителями разных наций, или иметь разную веру, но быть одной нацией (см. карта 1).

 

Деформация средневековых сословий

Рис. 3. Офицеры-дворяне на службе у короля Франции

В XVIII в. европейское общество оставалось сословным. Однако запущенные ранее процессы разложения сословной структуры шли полным ходом, что в дальнейшем приведет к её полному исчезновению в начале XIX в.

 

Как и в большинстве стран, дворянство занимало самое привилегированное положение, несмотря на то что составляло несколько процентов всего населения. Дворяне видели своё предназначение в служении государю и государству, и прежде всего на военной службе. Именно дворяне занимали ключевые посты в государстве и формировали офицерский корпус (рис. 3).

Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно стало разрешать дворянам заниматься предпринимательством.

Рис. 4. Журден Мольер, «Мещанин во дворянстве», Мольер и Жан-Батист Люлли; «Я из третьего сословия!», рисунок 1790 г.

Оставив почти без изменений в положении духовенство, XVIII век принёс значительные изменения в жизнь верхов третьего сословия — буржуазию городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом. Буржуазия пошла в рост благодаря торговле, развитию мануфактур, фабрик  и т. д. В большинстве стран буржуазия стремилась к приобретению земли, что позволило бы ей повысить статус  (рис. 4).

 

Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников в селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.

Просвещенный абсолютизм


Просвещенный абсолютизм — это политика абсолютизма, проводимая в XVIII веке в ряде европейских стран, направленная на устранение или преобразование устаревших феодальных институтов.


Рис. 5. Представители просвещенного абсолютизма в Западной Европе (консервативные реформаторы)

Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из-под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации. Во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию (рис. 5).

Основные реформы просвещённого абсолютизма, которые были общими для европейских стран:

 

  • реформа управления. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по-разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;
  • была проведена военная реформа. Появление новых видов оружия привело к созданию новых родов войск. Были изменены сроки службы в армии и сами принципы призыва на военную службу;
  • важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.

Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.

 

Итоги 

 

В XVIII в. в Европе продолжается складывание наций и национальных государств. В ходе проведения модернизации и реформ, их правители соединяют идеи Просвещения и абсолютизма, стремясь избавиться от традиций, которые их ограничивают.


Контрольные вопросы

 

1. Что общего и различного в формировании европейских наций?

2. Как изменилось положение сословий в XVIII в.?

3. Выделите положительные и отрицательные стороны «просвещённого абсолютизма».


Предыдущий урок
Англия на пути к индустриальной эре
Зарубежная история 18 века
Следующий урок
«Европейское чудо»
Зарубежная история 18 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Царствование Анны Иоанновны

    История

  • Развитие общества

    Обществознание

  • Кислород

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке