Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Прямая речь. Диалог

Синтаксис и пунктуация

Прямая речь

 

Вступление

Когда мы строим высказывания, нам приходится передавать не только свои мысли и слова, но и чужие высказывания. В русском языке, а также в русской речи и графике созданы несколько способов передачи чужой речи.

План урока

  • Способы передачи чужой речи
  • Прямая речь
  • Знаки препинания при прямой речи

Цели урока

  • Знать о нескольких способах передачи чужой речи
  • Знать особенности передачи прямой речи
  • Уметь расставлять знаки препинания при прямой речи

 

Способы передачи чужой речи 

 


Чужая речь — это высказывания других людей в речи автора. 

Есть 4 способа передачи чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь и несобственно-прямая речь.

Прямая речь — это форма передачи, при которой воспроизводится дословная речь другого. 

Диалог — это форма передачи общения нескольких персонажей.


 

Прямая речь и диалог - это средства письменной художественной речи, когда создаются речевые характеристики персонажей: 

 

Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать.

(А.С. Пушкин, отрывок из повести “Дубровский”)

 

Косвенная речь  — форма передачи, передающая только смысл и не сохраняющая особенности речи другого. Косвенную речь мы используем в бытовом общении: 

 

Учитель рассказала о том, как будут проходить экзамены.

 

Несобственно-прямая речь  — это самая сложная форма передачи, доступная мастерам художественного слова: через косвенную речь автор передаёт особенности речи и мышления своего персонажа: 

 

Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозившей ей опасностью в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, но что об этом поговорим после. 

(Л.Н. Толстой, отрывок из романа “Война и мир”).

 

 

Прямая речь 

 


Прямая речь — это форма передачи чужой речи с воспроизведением индивидуальных особенностей речи другого. 

 

Прямая речь может быть звучащей и внутренней.


 

Прямая речь сопровождается словами автора. 

 

Слова автора обязательно содержат глаголы говорения или слова их заменяющие: сказать, спросить, ответить, пробурчать, воскликнуть, произнести, заметить, объяснить, вздохнуть, услышать в ответ, в ответ... 

Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы.

 

Прямая речь может занимать любое положение: перед или после слов автора, разбивать слова автора или включать слова автора в себя. Для каждого из этих случаев есть особые схемы расстановки знаков препинания.

 

Знаки препинания при прямой речи

 

  • Если слова автора занимают позицию перед прямой речью, то после них ставится двоеточие. Прямая речь - в кавычках. Обратите внимание на знаки препинания в конце прямой речи:

А: «П».         А:  «П!»        А:  «П…»       А:  «П?»

Ромашов насторожился и, глядя не на Петерсона, а на председателя, ответил грубовато:  «Да, бывал, но я не понимаю, какое это отношение имеет к делу» (А. Куприн)

 

  • Если слова автора занимают позицию после прямой речи, то пишутся со строчной буквы и перед ними ставится тире. Обратите внимание на знаки препинания в конце прямой речи:

«П», - а.        «П!» - а.      «П..». - а.        «П?» - а.     

«Противный ты человек, Михаленко», - сказал он равнодушно (А. Куприн)

 

  • Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки в прямой речи ставятся только в начале и в конце предложения перед словами автора и после них ставится тире. Обратите внимание на разные варианты оформления, которые зависят от того, как передаётся прямая речь:

а) если слова автора разрывают одно предложение прямой речи, то:  «П, - а, - п»

 «Ночь уже достаточно темна, - сказал он, - чтобы смотреть античные статуи» (К. Паустовский)

б) если слова автора стоят на границе 2 самостоятельных предложений прямой речи, то «П, - а. - П».

 «Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно?»

в) если слова автора стоят на границе 2 самостоятельных вопросительных или восклицательных предложений прямой речи, то  «П! - а. - П».

 «П? - а. - П».

«Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (К. Паустовский)

 

  • Если слова автора разрывают прямую речь, а в словах автора используется 2 глагола говорения, то первая часть относится к одному глаголу, а вторая ко второму и потребуется новое оформление прямой речи:

 «П! - а: - П?».

 «Удивительно! Возвышенно! - твердил он, изредка прибавляя: - А вот это глубоко» (И. Тургенев).

 

  • Если прямая речь находится внутри слов автора, то кавычки ставятся только при прямой речи, а двоеточие и тире варьируется в зависимости от контекста:

А:  «П» - а.      А:  «П», а.      А:  «П!» - а.     А:  «П?» - а. 

Наконец Соня говорила:  «Ну, спать», и, простясь с ними, я шел к себе...

 


Пример 1

 

 

Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания при прямой речи:

«Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — У меня такие тоже есть, только еще лучше.»


Решение

Слова автора разрывают одно предложение в прямой речи, поэтому вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы. 

Точка в конце прямой речи пишется всегда за кавычками, после кавычек.

 

Ответ: «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше».


Контрольные вопросы:

 

1. Расскажите о способах передачи чужой речи. 

2. Чем отличается прямая речь от косвенной? 

3. Какие закономерности есть в использовании тире и двоеточий при словах автора в прямой речи? 

4. Какие закономерности есть в использовании запятых и строчных букв при словах автора в прямой речи?


Предыдущий урок
Принципы русской пунктуации
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Синтаксис и пунктуация
  • Реляционные базы данных
  • Географическая специфика Африки

    География

  • Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Лоренца. Линии магнитной индукции. Картины магнитных полей. Движение заряженных частиц в магнитном поле

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке