Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Прямая речь. Диалог

Синтаксис и пунктуация

17.01.2025
2399
0

Диалог

 

Вступление

Чужая речь в художественном тексте — важное средство создания образов персонажей. Прямая речь передаёт единичное высказывание, а в повествовании важно показать, как строится общение между людьми. К тому же, прямая речь — это слишком громоздкая конструкция для живого и динамичного разговора, поэтому для передачи общения используется специальная форма передачи чужой речи — диалог. 

План урока

  • Знаки препинания при диалоге

Цели урока

  • Знать особенности создания диалогов
  • Уметь расставлять знаки препинания при диалогах

Знаки препинания при диалоге 


Диалог — это форма передачи чужой речи, обмен высказываниями обычно между 2 персонажами. 

Такие высказывания называются репликами.


 

Диалог опирается на правила постановки знаков препинания при прямой речи, только главными отличиями диалога становятся, во-первых, отдельные реплики с нового абзаца, и, во-вторых, частое отсутствие слова автора:

 

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

—   Откуда же это в лесу взялся хлеб?

—    Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

—   Заячья...

—    А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.

—   Хороший лисичкин хлеб!                                 

(М. Пришвин)

 

Диалог создаётся по следующим правилам:

 

  • Каждая реплика отдельного персонажа начинается с нового абзаца и тире в начале строки. В конце каждого абзаца необходима точка или другой знак окончания предложения.
  • Если в реплике есть слова автора, то они, как и в прямой речи, пишутся через тире и со строчной буквы.
  • Если слова автора занимают положение перед репликой персонажа, то они начинаются с нового абзаца. После них ставится двоеточие, если слова автора содержат глаголы изъяснения (сказал, ответил, спроси, уточнил, закричал...). Если глаголов изъяснения нет, то в конце предложения ставится точка.
  • В одном абзаце (реплике) может быть несколько переходов от слов автора к речи персонажа, все эти переходы отмечаются тире (при этом слова автора начинаются всегда со строчной буквы)
  • Если реплика состоит из повествовательного предложения, то перед словами автора необходимо поставить запятую.
  • Если реплика состоит из вопросительного или восклицательного предложения, то перед словами автора необходимо поставить вопросительный или восклицательный знак и вторая часть предложения пишется с прописной буквы:

 

Она на минутку запнулась и прибавила, как бы в пояснение своему туалету:

—  Я прямо от вас к Лили, а оттуда в оперу.

Тут она заметила меня.

—  А это... это Лиза? — спросила она. — Ну, конечно, Лиза. Я ее сразу узнала. Но как она выросла!

—  Это Надя, — сказала мама.

—  Но где же Лиза?

—  У нас Лизы никогда и не было.   

— Неужели? — равнодушно удивилась дама. — Значит, это Надя. Надя, ты меня помнишь? Я тетя Нелли. Шура! — обернулась она в глубь комнаты. — Шура, будь любезен, если тебе не трудно, снять локти со стола. И вообще, подойти сюда. Вот твоя кузина Надя. Можешь за ней ухаживать. (Тэффи)

 

  • Диалог можно оформить и с помощью правил прямой речи, т. е. кавычек. Каждая отдельная реплика берётся в кавычки, а между репликами ставится тире. Остальные правила — как при прямой речи:

 

Ямщик казался мне прав. «В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». (А. Пушкин).

 


Упражнение 1

 

В тексте повести А. Пушкина “Капитанская дочка” диалоги и прямая речь часто смешиваются. Попробуйте данный текст перестроить в форме диалога: 

 

— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик».


Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение диалогу. 

2. В чём заключается ключевое отличие оформления диалога от прямой речи? 


Ответы

Упражнение 1

 

— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.

— Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху. 

Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. 

— Что, брат, прозяб?

— Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик.


Предыдущий урок
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Вводные слова и конструкции. Часть 1
Синтаксис и пунктуация
  • Окислительно-восстановительные реакции

    Химия

  • Основные сведения о строении атома

    Химия

  • Обособленные обстоятельства

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке