Чужая речь в художественном тексте — важное средство создания образов персонажей. Прямая речь передаёт единичное высказывание, а в повествовании важно показать, как строится общение между людьми. К тому же, прямая речь — это слишком громоздкая конструкция для живого и динамичного разговора, поэтому для передачи общения используется специальная форма передачи чужой речи — диалог.
- Знаки препинания при диалоге
- Знать особенности создания диалогов
- Уметь расставлять знаки препинания при диалогах
Знаки препинания при диалоге
Диалог — это форма передачи чужой речи, обмен высказываниями обычно между 2 персонажами.
Такие высказывания называются репликами.
Диалог опирается на правила постановки знаков препинания при прямой речи, только главными отличиями диалога становятся, во-первых, отдельные реплики с нового абзаца, и, во-вторых, частое отсутствие слова автора:
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья...
— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
— Хороший лисичкин хлеб!
(М. Пришвин)
Диалог создаётся по следующим правилам:
- Каждая реплика отдельного персонажа начинается с нового абзаца и тире в начале строки. В конце каждого абзаца необходима точка или другой знак окончания предложения.
- Если в реплике есть слова автора, то они, как и в прямой речи, пишутся через тире и со строчной буквы.
- Если слова автора занимают положение перед репликой персонажа, то они начинаются с нового абзаца. После них ставится двоеточие, если слова автора содержат глаголы изъяснения (сказал, ответил, спроси, уточнил, закричал...). Если глаголов изъяснения нет, то в конце предложения ставится точка.
- В одном абзаце (реплике) может быть несколько переходов от слов автора к речи персонажа, все эти переходы отмечаются тире (при этом слова автора начинаются всегда со строчной буквы)
- Если реплика состоит из повествовательного предложения, то перед словами автора необходимо поставить запятую.
- Если реплика состоит из вопросительного или восклицательного предложения, то перед словами автора необходимо поставить вопросительный или восклицательный знак и вторая часть предложения пишется с прописной буквы:
Она на минутку запнулась и прибавила, как бы в пояснение своему туалету:
— Я прямо от вас к Лили, а оттуда в оперу.
Тут она заметила меня.
— А это... это Лиза? — спросила она. — Ну, конечно, Лиза. Я ее сразу узнала. Но как она выросла!
— Это Надя, — сказала мама.
— Но где же Лиза?
— У нас Лизы никогда и не было.
— Неужели? — равнодушно удивилась дама. — Значит, это Надя. Надя, ты меня помнишь? Я тетя Нелли. Шура! — обернулась она в глубь комнаты. — Шура, будь любезен, если тебе не трудно, снять локти со стола. И вообще, подойти сюда. Вот твоя кузина Надя. Можешь за ней ухаживать. (Тэффи)
- Диалог можно оформить и с помощью правил прямой речи, т. е. кавычек. Каждая отдельная реплика берётся в кавычки, а между репликами ставится тире. Остальные правила — как при прямой речи:
Ямщик казался мне прав. «В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». (А. Пушкин).
Упражнение 1
В тексте повести А. Пушкина “Капитанская дочка” диалоги и прямая речь часто смешиваются. Попробуйте данный текст перестроить в форме диалога:
— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.
«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик».
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение диалогу.
2. В чём заключается ключевое отличие оформления диалога от прямой речи?
Упражнение 1
— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.
— Здесь, ваше благородие, — отвечал мне голос сверху.
Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза.
— Что, брат, прозяб?
— Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик.