Когда мы строим высказывания, нам приходится передавать не только свои мысли и слова, но и чужие высказывания. В русском языке, а также в русской речи и графике созданы несколько способов передачи чужой речи.
- Способы передачи чужой речи
- Прямая речь
- Знаки препинания при прямой речи
- Знать о нескольких способах передачи чужой речи
- Знать особенности передачи прямой речи
- Уметь расставлять знаки препинания при прямой речи
Способы передачи чужой речи
Чужая речь — это высказывания других людей в речи автора.
Есть 4 способа передачи чужой речи: прямая речь, диалог, косвенная речь и несобственно-прямая речь.
Прямая речь — это форма передачи, при которой воспроизводится дословная речь другого.
Диалог — это форма передачи общения нескольких персонажей.
Прямая речь и диалог - это средства письменной художественной речи, когда создаются речевые характеристики персонажей:
Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать.
(А.С. Пушкин, отрывок из повести “Дубровский”)
Косвенная речь — форма передачи, передающая только смысл и не сохраняющая особенности речи другого. Косвенную речь мы используем в бытовом общении:
Учитель рассказала о том, как будут проходить экзамены.
Несобственно-прямая речь — это самая сложная форма передачи, доступная мастерам художественного слова: через косвенную речь автор передаёт особенности речи и мышления своего персонажа:
Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозившей ей опасностью в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, но что об этом поговорим после.
(Л.Н. Толстой, отрывок из романа “Война и мир”).
Прямая речь
Прямая речь — это форма передачи чужой речи с воспроизведением индивидуальных особенностей речи другого.
Прямая речь может быть звучащей и внутренней.
Прямая речь сопровождается словами автора.
Слова автора обязательно содержат глаголы говорения или слова, их заменяющие: сказать, спросить, ответить, пробурчать, воскликнуть, произнести, заметить, объяснить, вздохнуть, услышать в ответ, в ответ...
Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется с заглавной буквы.
Прямая речь может занимать любое положение: перед или после слов автора, разбивать слова автора или включать слова автора в себя. Для каждого из этих случаев есть особые схемы расстановки знаков препинания.
Знаки препинания при прямой речи
- Если слова автора занимают позицию перед прямой речью, то после них ставится двоеточие. Прямая речь - в кавычках. Обратите внимание на знаки препинания в конце прямой речи:
А: «П». А: «П!» А: «П…» А: «П?»
Ромашов насторожился и, глядя не на Петерсона, а на председателя, ответил грубовато: «Да, бывал, но я не понимаю, какое это отношение имеет к делу». (А. Куприн)
- Если слова автора занимают позицию после прямой речи, то пишутся со строчной буквы и перед ними ставится тире. Обратите внимание на знаки препинания в конце прямой речи:
«П», - а. «П!» - а. «П..». - а. «П?» - а.
«Противный ты человек, Михаленко», - сказал он равнодушно. (А. Куприн)
- Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки в прямой речи ставятся только в начале и в конце предложения, перед словами автора и после них ставится тире. Обратите внимание на разные варианты оформления, которые зависят от того, как передаётся прямая речь:
а) если слова автора разрывают одно предложение прямой речи, то: «П, - а, - п».
«Ночь уже достаточно темна, - сказал он, - чтобы смотреть античные статуи». (К. Паустовский)
б) если слова автора стоят на границе 2 самостоятельных предложений прямой речи, то «П, - а. - П».
«Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно?»
в) если слова автора стоят на границе 2 самостоятельных вопросительных или восклицательных предложений прямой речи, то «П! - а. - П».
«П? - а. - П».
«Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (К. Паустовский)
- Если слова автора разрывают прямую речь, а в словах автора используется 2 глагола говорения, то первая часть относится к одному глаголу, а вторая ко второму и потребуется новое оформление прямой речи:
«П! - а: - П?».
«Удивительно! Возвышенно! - твердил он, изредка прибавляя: - А вот это глубоко» (И. Тургенев).
- Если прямая речь находится внутри слов автора, то кавычки ставятся только при прямой речи, а двоеточие и тире варьируется в зависимости от контекста:
А: «П» - а. А: «П», а. А: «П!» - а. А: «П?» - а.
Наконец Соня говорила: «Ну, спать» - и, простясь с ними, я шел к себе...
Пример 1
Исправьте ошибки в расстановке знаков препинания при прямой речи:
«Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — У меня такие тоже есть, только еще лучше.»
Решение
Слова автора разрывают одно предложение в прямой речи, поэтому вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.
Точка в конце прямой речи пишется всегда за кавычками, после кавычек.
Ответ: «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше».
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о способах передачи чужой речи.
2. Чем отличается прямая речь от косвенной?
3. Какие закономерности есть в использовании тире и двоеточий при словах автора в прямой речи?
4. Какие закономерности есть в использовании запятых и строчных букв при словах автора в прямой речи?