Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Вводные слова и конструкции. Часть 1

Синтаксис и пунктуация

26.02.2024
1206
0

Вводные конструкции

 

Вступление

Заканчиваем изучать осложнение простого предложения и связанную с ним постановку знаков препинания. Последний случай осложнения - это вводные слова, вводные словосочетания и вставные конструкции. Они тоже не являются частью предложения и требуют обязательного обособления. И их снова нельзя путать с другими словами. 

План урока

  • Вводные слова, словосочетания и предложения
  • Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

Цели урока

  • Знать ключевые особенности вводных конструкций
  • Уметь отличать вводные слова от омонимичных им союзов или наречий
  • Уметь расставлять знаки препинания при вводных конструкциях

Вводные слова, словосочетания и предложения


Вводные слова, словосочетания и предложения — это слова, которые не являются членами предложения и привносят дополнительную смысловую нагрузку.


 

Дождь, к сожалению , не прекращался.

По словам соседей , дождь не прекращался всю ночь.

Дождь прекратится завтра, конечно .

 


Вводные слова, словосочетания и предложения можно назвать одним словом — вводные конструкции.

 

В предложении вводные конструкции не выполняют никакой синтаксической функции.

 

Поэтому вводные могут занимать любое положение: в начале, в середине, в конце предложения.

 

Вводные слова всегда требуют обособления запятой. 

 

Важно отличать вводные конструкции от омонимичных им слов и оборотов: вводные слова обособляются, а омонимичные им формы — нет: 

 

В Крым, вероятно , попаду я нескоро, не тянет (Чехов). 

Это вполне вероятно .


Пример 1

 

Сравните 2 предложения и объясните разницу в постановке запятых:

 

Парусное учение на всей эскадре прошло, кажется, хорошо.

Парусное учение кажется интересным делом.


Решение

 

В первом предложении грамматическая основа — учение прошло. Слово кажется используется для внесения эмоции неуверенности, сомнения. Оно может легко переместиться, занять место перед сказуемым или вообще может быть изъято из предложения без потери смысла: Парусное учение на всей эскадре прошло хорошо. Слово кажется — это вводное слово со значением неуверенности, поэтому его нужно выделить запятыми  с двух сторон. 

 

Во втором предложении грамматическая основа — учение кажется делом. Слово кажется — это вспомогательный глагол составного именного сказуемого, его можно заменить другим вспомогательным глаголом, например, глаголом являться: Парусное учение является интересным делом. Запятые между сказуемым и подлежащим невозможны. 


Вводные конструкции могут выражать множество значений и разделяются на тематические группы

 

  • выражающие эмоции и чувства говорящего к высказанной мысли (радость, грусть, недоверие, сожаление, удивление…): к счастью, к сожалению, к несчастью… 
  • выражающие оценку говорящего к высказанной мысли (уверенность, неуверенность, предположение, возможность... ): конечно, возможно, вероятно, действительно, кажется… 
  • указывающие на источник высказанной мысли: по словам (...), по мнению (…), по оценкам (...), по-моему, говорят… 
  • указывающие на последовательность высказывания, на связь мыслей и логику изложения: итак, таким образом, следовательно, значит, во-первых, во-вторых, наконец, главное, между прочим… 
  • указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, как говорится, точнее, так сказать, иначе говоря, наконец… 
  • указывающие на меру, степень и объём высказанной мысли: по крайней мере, самое большее… 
  • выражающие экспрессивность: правда, по правде, честно говоря, смешно сказать, не в обиду будет сказано, однако… 
  • используемые, чтобы привлечь внимание, внушить мысль: простите, видишь ли, видите ли, допустим, предположим… 
  • показывающие степень обычности того, о чём говорится: бывало, как всегда, по обычаю, по обыкновению… 


Обособление вводных слов, словосочетаний и предложений

  • Вводные конструкции выделяются запятыми, какую бы позицию к тексту ни занимали:

 

Покорителем Сибири стал, как известно , Ермак Тимофеевич (Распутин).

Итак , два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой (Н. Гоголь).

 

  • Если в предложении несколько вводных слов, то все они выделяются:

 

Таким образом к нашей радости , тема оказалась не такой и сложной. 

 

  • При сочетании союза и вводной конструкции вводная конструкция сохраняет все свои запятые:

 

Дедушка у него человечек сухонький и прямой, он сделан наскоро, но, видимо , и прочно, и ловко (М. Горький).

Дай мне удостовериться, по крайней мере , что теперь хорошо тебе (Леонов).

 

Исключения — это вводные словосочетания, в которых а или и — компоненты конструкции с присоединительным значением: и кроме того, а значит, и действительно… 

 

А значит , он ни в чём не виноват.

И действительно , он скоро уехал.

 

  • Если вводное слово стоит внутри обособленного оборота, то не требует выделения:

 

Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные заранее.


Самые частые вводные слова, которые следует отличать от союзов и наречий: наконец, однако, значит.

 

  • слово наконец может быть как наречием, так и вводным словом: наречие не требует запятой, вводное слово — требует, при этом вводное слово используется только в функции оформления мыслей (указывает на порядок мыслей или их оценку): Не лучше ли никуда не двигаться, а завалиться обратно в постель и забыться, наконец , хоть ненадолго, потерянным, желанным покоем (В. Распутин). 

 

Все остальные случаи — наречия: Наконец мы оказались дома. Он устал наконец-то  бренчать на гитаре. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и наконец слились в один звонкий гул.

 

  • слово однако является вводным, если используется для выражения экспрессивности (в этом случае оно занимает позицию внутри предложения): Ветер, однако , не утихает. Хорошо, однако , что мы встретились.

 

Если слово однако заменяется противительным союзом но, то оно тоже является этим союзом (при этом всегда стоит в начале предложения или между 2 частями сложного предложения): Однако ветер не утихал. День подходил к вечеру, однако ветер не утихал. Мы не надеялись более никогда встретиться, однако встретились. 

 

  • слово значит является вводным, если имеет значение, близкое к слову “следовательно”, тогда оно требует выделения с двух сторон: Что ж, если она и сейчас не узнала его,  значит , она просто его забыла. А может, никогда и не запоминала (В. Белов).

 

Если слово значит близко к слову означает, то запятыми его не выделяют, как и любой глагол: Любовь для Катерины  значит  много больше, чем для Варвары (Ф. Достоевский).


Не являются вводными и не требуют обособления слова: авось, небось, вдобавок, вряд ли, всё-таки, даже, вдруг, однажды, между тем, приблизительно, примерно, решительно, якобы, как раз, именно, едва ли… 


Пример 2

 

Объясните расстановку знаков препинания в предложении:

Ильинична к удивлению Дуняшки беспомощно заплакала (И. Шолохов).


Решение

 

Грамматическая основа предложения Ильинична заплакала. Дополнительный смысл придают слова к удивлению Дуняшки, которые указывают на чувства и мысли героини Дуняшки. Весь этот оборот является вводной конструкцией и требует обособления. 

 

Ответ: Ильинична, к удивлению Дуняшки, беспомощно заплакала (М. Шолохов).


Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение вводных конструкций.

2. В чём сложность выделения вводных конструкций со словами наконец, кажется, правда… 


Предыдущий урок
Принципы русской пунктуации
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Уточняющие члены предложения

    Русский язык

  • Ионная химическая связь и ионные кристаллические решётки

    Химия

  • Взгляд в будущее

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке