Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Обобщение и повторение

Синтаксис и пунктуация

14.04.2024
1447
0

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Обобщение и повторение

 

Вступление

Заканчиваем изучать сложное предложение. Все три типа сложных предложений рассмотрены. Осталось систематизировать знания, изучив особенности синтаксического разбора бессоюзного предложения, и исследовать непростые случаи смешения всех видов связи в сложных предложениях. 

План урока

  • Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  • Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Цели урока

  • Знать об особенностях бессоюзных предложений
  • Уметь расставлять тире в бессоюзных предложениях, учитывая смысловые отношения между частями

 


Упражнение 1

 

Трансформируйте сложносочинённые и сложно­подчинённые предложения в бессоюзные сложные. 

 

  1. Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать (А. Пушкин). 
  2. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная ве­хами, так что сбиться было невозможно (В. Короленко).
  3. Неравная это была борьба, потому что трудней всего преодо­левать себя (Л. Леонов). 
  4. Если исчезнет воображение, то человек пе­рестанет быть человеком (Б. Пастернак).
  5. Во мне искра есть, а в тебе нет (А. Островский). 
  6. Долго он отказывался, ибо никогда почти не играл... (А. Пушкин).
  7. Лётчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес (Б. Полевой).


Любое бессоюзное предложение содержит смысловые отношения союзных (сложносочинённых и сложноподчинённых) предложений. 


 

Бессоюзные предложения — черта устной разговорной речи и письменной художественной речи, когда автор экономит речевые усилия и не задумывается над ясными логическими связями, а смысл восстанавливается из контекста и ситуации речи. 

 

Задача постановки знаков препинания — установить параллели бессоюзных и союзных предложений и проявить смысловые отношения между частями более чётко.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Порядок разбора:

 

  1. Выделить части предложения и отметить границы (квадратными скобками).
  2. Определить смысловые отношения между частями (последовательность, изъяснительные, пояснительные, причинные, следственные, условные, временные, противительные, сравнения...).
  3. Указать на средства, выражающие грамматические отношения между частями (всегда: интонация, порядок следования частей, видо-временные формы глагола).
  4. Объяснить знаки препинания.
  5. Составить схему.
  6. Дать характеристику предложению по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  7. Дать характеристику предложению по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
  8. Провести разбор частей простого предложения (по схеме простого предложения).

 

Пример разбора: 

 

[Ругаться будут] — [не бойся] (Ф. Гладков).

 

Схема: 1 [     ] – 2 [    ].

Отношения между частями условные, поэтому необходимо тире. Средства связи: интонация, порядок следования частей, видо-временные формы глаголов.

Предложение повествовательное, невосклицательное. 

1 часть: предложение односоставное, безличное, инфинитивное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

2 часть: предложение односоставное, определённо-личное, нераспространённое, полное, неосложнённое.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи


В сложном предложении с разными видами связи важно обнаружить все структурные части и средства связи между ними (тип союзов или интонация). 


 

Можно говорить о ведущей синтаксической связи в каждом предложении с несколькими частями. Чаще всего — это сочинительная или бессоюзная: 

[Солнце закатилось], и [ночь последовала за днём без промежутка], (как это обыкновенно бывает на юге); но, [благодаря отливу снегов, мы легко могли различать дорогу], (которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто) 

(М. Лермонтов).

 

Если посмотрите на схему, то станет понятно, что придаточные части — ответвления, цепочка основных смыслов выстраивается благодаря равным по грамматике предложениям. 

 

Итак, основные сложности предложений с несколькими видами связей — это обозначение границ и поиск грамматических основ, поиск осложнений внутри частей и неполнота предложений, сочетание союзов и выявление союзов, которые связывают части, а не однородные члены. При этом главная помощь — это составление схем. 

 


Пример 1

 

Составьте схему предложения:

1 [Как известно, кроты живут под землёй и крайне редко показываются на поверхности], 2 (поэтому немногие могут сказать), 3 (что сталкивались с кротами), но 4 (когда мы оказались в лесу), то 5 [нам повезло]: 6 [мы их увидели].


Решение

1 часть предложения главная, она осложнена вводным предложением как известно и однородными сказуемыми живут и показываются

2 часть содержит союз поэтому, следовательно, это придаточная со значением следствия. 

3 часть имеет союз что и относится к слову сказать, значит, это придаточная изъяснительная.

Между 3 и 4 частью возникает сочинительный союз но, он связывает только равные по грамматике части (главные). 

4 часть - придаточная, потому что за союзом но следует союз когда. Эта придаточная часть (времени) относится к 5 части — главной для нее. 

Следовательно, союз но связывает между собой 1 и 5 части. 

5 и 6 части связаны интонацией и образуют бессоюзную связь (смысловые причинные или пояснительные отношения) между собой. 

Ответ: 

 


Контрольные вопросы:

 

1. Расскажите о смысловых отношениях внутри сложных бессоюзных предложений.

2. В чём сложность пунктуации предложений с разными видами связи?


Ответы

Упражнение 1

 

  1. Но он ехал, ехал — Жадрина было не видать.
  2. Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная ве­хами — сбиться было невозможно.
  3. Неравная это была борьба: трудней всего преодо­левать себя.
  4. Исчезнет воображение — человек пе­рестанет быть человеком.
  5. Во мне искра есть — в тебе нет.
  6. Долго он отказывался: никогда почти не играл...
  7. Лётчик вышел наружу, и было слышно: он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес.


Предыдущий урок
Вводные слова и конструкции. Часть 1
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Тире между подлежащим и сказуемым
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Центральная Азия и Закавказье

    География

  • Германия и Италия во второй половине ХХ – начале ХХI в.

    История

  • Литература периода Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке