Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сочетание знаков препинания

Синтаксис и пунктуация

29.03.2024
1217
0

Сочетание знаков препинания

 

Вступление

Заканчивая изучать синтаксис и пунктуацию, подведём итоги: перечислим все знаки препинания и отметим неоднозначные случаи их сочетания друг с другом. Интуитивно мы знаем об особенностях сочетаемости разных знаков препинания, однако для наглядности полезно систематизировать информацию.

План урока

  • Сочетание знаков препинания

Цели урока

  • Знать об основных особенностях сочетания разных знаков препинания
  • Уметь расставлять знаки препинания в сложных и неоднозначных сочетаниях

Сочетание знаков препинания 


Русские знаки препинания очерчивают границы частей предложения, помогают передать смысловые отношения и интонацию. 


 

Иными словами, всегда решают конкретные задачи: для каждой задачи — свой знак. В предложениях иногда стоит много задач, значит, знаки сталкиваются, сочетаются. В русской пунктуации есть несколько условий использования нескольких знаков рядом.

 

  • Знаки на конце предложения — вопросительный и восклицательный знаки желательно оформлять именно в такой последовательности: ?! Это связано с тем, что характеристику предложению мы сначала даём по цели высказывания, а потом - по эмоциональной окраске:

Что же стоите-то?! (В. Шукшин)

 

  • Запятая и тире. Если сочетаются запятая и тире, то всегда сначала ставится запятая:

 

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой).

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам (И. Крылов).

 

  • Многоточие. Если многоточие сочетается с вопросительным или восклицательным знаком, то от многоточия остаётся только 2 точки - одна у второго знака:

 

Не правда ль, ты одна?.. Ты плачешь? Я спокоен... Но если… (А. Пушкин)

 

  • Скобки и точка. Точка занимает позицию после скобки:

 

Например, у А. Пушкина: Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный). 

 

  • Скобки - знак вставной конструкции, в которой для усиления экспрессии могут быть поставлены восклицательный или вопросительный знаки:

 

Души неопытной волненья смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга (А. Пушкин).

Наши поэты – сами господа, и если наши меценаты (черт их побери!) этого не знают, то тем хуже для них (А. Пушкин).

 

  • Скобки и запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Знаки, используемые внутри предложения, ставятся только после скобок и нужны для отделения и выделения структур, не имеющих отношения к вставной конструкции (иногда и не нужны):

 

Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь (А. Пушкин).

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).

Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин).

 

  • Кавычки и точка, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Кавычки используются в русской графике не только для обозначения различных названий и для выделения прямой речи и цитирования, но и для обозначения слов в необычном значении.

В любых случаях точка и знаки, используемые внутри предложения, ставятся только после кавычек: 

 

Рано весной, как только сойдет снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (С. Аксаков).

 

  • Несколько кавычек. Если в предложении необходимо использовать несколько пар кавычек, то их лучше оформить разными способами (“лапки” и «ёлочки»):

 

В. Белинский, говоря о творчестве Н. Гоголя, отмечал: «Не углубляясь далеко в прошедшее нашей литературы, не упоминая в многих предсказаниях “прямой критики”, сделанных давно и теперь сбывшихся, скажем просто, что из ныне существующих журналов только на долю “Отечественных записок” выпала роль “прямой” критики».

 


Пример 1

 

Оформите цитату через прямую речь и расставьте знаки препинания в новом предложении:

У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах» 

В.Г. Белинский


 

Решение

Оформление цитирования через прямую речь требует использовать двоеточие, кавычки и слова автора. 

В предложении есть уже кавычки для обозначения слов с новым значением, поэтому используем для них “лапки”. Для оформления прямой речи используем привычные “ушки”.

 

Ответ: В.Г. Белинский с гневом заметил: «У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим “табель о рангах” и боимся говорить вслух правду о “высоких персонах”».

 


Контрольные вопросы:

 

1. На что стоит обратить внимание при обозначении вставной конструкции?

2. Может ли возникнуть ситуация, когда восклицательный знак окажется перед кавычками? А поле кавычек?


Предыдущий урок
Обобщающее слово и однородные члены
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Понятие о сложном предложении
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

    Химия

  • Демократические выборы

    Обществознание

  • Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке