Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Обособленные и необособленные определения

Синтаксис и пунктуация

08.12.2024
2414
0

Обособленные и необособленные определения

 

Вступление

Продолжаем изучать осложнение простого предложения и связанную с ним постановку знаков препинания. Обособление разных второстепенных членов предложения - один из самых сложных вопросов русской пунктуации. Определения в русском языке неоднородны и богаты, поэтому материал о знаках препинания при определениях очень обширен. Приготовьтесь!

План урока

  • Обособление
  • Обособленные определения
  • Необособленные определения

Цели урока

  • Знать: обособление, обособленные и необособленные определения, согласованные и несогласованные определения, определяемое слово, причастный оборот
  • Уметь: отличать согласованные определения от несогласованных, обособлять определения различных типов

Обособление 


Обособление — это выделение знаками препинания второстепенных членов предложения. При постановке знаков препинания при обособлении необходимо учитывать интонационное и смысловое выделение, при этом второстепенные члены предложения получают большую самостоятельность и независимость внутри предложения:


 

 

Обособляются как одиночные второстепенные члены, так и группы с зависимыми словами. Обязательное условие обособления второстепенных членов — они опираются на определяемое (главное для них) слово внутри простого предложения, зависят от него и могут занимать положение как после, так и перед ним:

 

 

Обособленные члены выделяются запятыми и тире. Вставные конструкции — скобками. 

Обособление определения 


Определения, выраженные полными именами прилагательными или причастиями, называются согласованными. Несогласованные определения выражены словосочетаниями с именем существительным в косвенных падежах.


Согласованные определения обособляются, если…

 

  • распространены зависимыми словами и занимают позицию после определяемого слова: Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. (А.С. Пушкин) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой) Это 2 ключевых показателя для обособления согласованных определений: наличие зависимых слов и позиция после определяемого слова. 
  • два и более одиночных определения, стоящие после определяемого слова: Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. (А.С. Пушкин)
  • одиночные согласованные определения после определяемого слова, если обладают добавочным значением (причинным, например): Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький) 
  • одиночные или распространённые согласованные определения перед определяемым словом, если обладают добавочным обстоятельственным значением: Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (А.С. Пушкин)
  • одиночные или распространённые согласованные определения, если относятся к местоимению: Поглощенный его словами, я не мог думать над этой загадкой. (М. Горький) Я читал, возмущённый и взволнованный (М. Горький)
     

Согласованные определения не обособляются, если…

 

  • распространены зависимыми словами, но занимают позицию перед определяемым словом:  Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось унизанное ярко мерцавшими звёздами небо
  • согласованные определения связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Ночи были короткие, светлые. 
  • выражены сложной форой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного: Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он. (А. Грин)
     

Несогласованные определения чаще всего обособляются. Основные условия — если…
 

  • относятся к имени существительному и занимают позицию после него или перед ним: Слышится спор и говор, неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает, а солдат, в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке, сидит над спящими на своем сундучке. (И. Бунин)
  • относятся к местоимению: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький)
  • относятся к имени собственному: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. (А.С. Пушкин)
  • образуют ряд однородных определений: Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский) 
  • выражены оборотом с именем прилагательным в сравнительной степени: Маленькие усы, немного темнее волос, делали его лицо привлекательным (Л.Н. Толстой)
     

Вместо запятой, для обособления несогласованных определений, иногда может использоваться тире: 
 

  • если несогласованное определение выражено неопределённой формой глагола: Таким образом, мы волей-неволей должны были отказаться от первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири (В. Каверин)
  • если несогласованное определение выражено неопределённой формой глагола и занимает позицию внутри предложения, то тире станет двойным: От первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — мы волей-неволей должны были отказаться.
     

Тире при согласованных определениях может быть интонационным и смысловым: когда автор видит необходимость дать дополнительные пояснения: Правда, что птица не знает человеческих — моральных, психологических и государственных — границ. (В. Солоухин)

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение обособлению.
  2. Расскажите об основных условиях обособления согласованных определений.
  3. Расскажите об обособлении несогласованных определений.
  4. Когда при обособлении определений возможна постановка тире?


Предыдущий урок
Обособленные приложения
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Синтаксис и пунктуация
Поделиться:
  • Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения

    Химия

  • Н.А. Заболоцкий. Лирика

    Литература

  • Приспособления к действию экологических факторов: свет и влажность

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке