Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лексическое значение слова.

Лексика и фразеология

12.12.2024
2971
0

Лексическое значение слова

Цели урока

  • узнаем о том, сколько значений может быть у слова
  • вспомним, что такое лексическое значение
  • закрепим значение понятий «однозначные и многозначные слова»
  • научимся распознавать слова в прямом и в переносном значении


Что общего и чем различаются слова?

Почему некоторые слова обозначают один предмет, а другие несколько предметов?

рисунок

 


Мы с вами знаем, что слова могут называть:

людей (девочка, ученик), животных (заяц, медведь), растения (ландыш, берёза), явления природы (град, снег), действия, чувства и т. д.

 

Лексика — это раздел науки, который изучает значения слов.

 

Вспомните!

 

Лексическое значение — это то, что обозначает слово.

 

Пример: гитара — это струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмёрки.

 

Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.


Прочитайте отрывок стихотворения из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье».

 

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки

Как мюмзики в мове.

 

(Пер. Д. Орловской)

 

Знаете ли вы значения этих слов? Попробуйте найти их лексическое значение в толковом словаре.

 

Прочитайте объяснение значения этих слов от Л. Кэролла в конце учебника.


Вспомните!

 

Каждое слово имеет своё лексическое значение. Если мы не можем объяснить смысл слова, следовательно, словом, оно не является.

 

Есть слова с несколькими значениями. Их называют многозначными. Есть слова, которые обозначают что-то одно. Их называют однозначными



Упражнение 1

 

Напишите, каких зверей так называют.


Упражнение 2

 

Запишите в одну строчку однозначные слова, в другую — многозначные.

 

Лисички, ботинки, шишка, учебник, ключ, корень, брюки.


Упражнение 3

 

Запишите лексическое значение любых 3 слов.

 

Буква, пальто, диван, спутник, весы, колокол.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Косой — заяц, косолапый — медведь, серый — волк, сохатый — лось.

 

Упражнение 2

 

Лисички — многозначное (грибы/животные).

Ботинки — однозначное.

Шишка — многозначное (на лбу / на дереве).

Учебник — однозначное.

Ключ — многозначное (для двери / инструмент / знак в начале нотной строки).

Корень — многозначное (дерева/слова).

Брюки — однозначное.

 

Упражнение 3

 

Буква — графический знак в составе алфавита.

Пальто — верхняя одежда длинного покроя, надеваемая поверх платья, костюма.

Диван — род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками.

Спутник — космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств.

Спутник — небесное тело, обращающееся вокруг планеты.

Спутник — тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь.

Спутник — то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.

Весы — прибор, механизм для определения веса.

Колокол — конусообразный предмет для разных технических надобностей.

Колокол — отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий звон.

Колокол — ударный музыкальный инструмент.


Позже Л. Кэролл поместил в своей поэме пояснение к этому куплету:

 

варкалось — восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин,

хливкий — хлипкий и ловкий,

шорёк — помесь хорька, барсука и штопора,

пыряться — прыгать, нырять, вертеться,

нава — трава под солнечными часами (простирается немного направо, немного налево и немного назад),

хрюкотать — хрюкать и хохотать,

зелюк — зелёный индюк,

мюмзик — птица; перья у неё растрёпаны и торчат во все стороны, как веник,

мова — далеко от дома.


Предыдущий урок
Что такое словосочетание? Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Учимся писать сочинение.
Лексика и фразеология
Следующий урок
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных.
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Общие вопросы и краткие ответы в Present Continuous

    Английский язык

  • Роль денег в экономике. Государственный бюджет. Семейный бюджет.

    Окружающий мир

  • В. Драгунский «Он живой и светится»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке