- узнаем о том, сколько значений может быть у слова
- вспомним, что такое лексическое значение
- закрепим значение понятий «однозначные и многозначные слова»
- научимся распознавать слова в прямом и в переносном значении
Что общего и чем различаются слова?
Почему некоторые слова обозначают один предмет, а другие несколько предметов?
Мы с вами знаем, что слова могут называть:
людей (девочка, ученик), животных (заяц, медведь), растения (ландыш, берёза), явления природы (град, снег), действия, чувства и т. д.
Лексика — это раздел науки, который изучает значения слов.
Вспомните!
Лексическое значение — это то, что обозначает слово.
Пример: гитара — это струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмёрки.
Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.
Прочитайте отрывок стихотворения из сказки Л. Кэролла «Алиса в Зазеркалье».
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.
(Пер. Д. Орловской)
Знаете ли вы значения этих слов? Попробуйте найти их лексическое значение в толковом словаре.
Прочитайте объяснение значения этих слов от Л. Кэролла в конце учебника.
Вспомните!
Каждое слово имеет своё лексическое значение. Если мы не можем объяснить смысл слова, следовательно, словом, оно не является.
Есть слова с несколькими значениями. Их называют многозначными. Есть слова, которые обозначают что-то одно. Их называют однозначными.
Упражнение 1
Напишите, каких зверей так называют.
Упражнение 2
Запишите в одну строчку однозначные слова, в другую — многозначные.
Лисички, ботинки, шишка, учебник, ключ, корень, брюки.
Упражнение 3
Запишите лексическое значение любых 3 слов.
Буква, пальто, диван, спутник, весы, колокол.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Косой — заяц, косолапый — медведь, серый — волк, сохатый — лось.
Упражнение 2
Лисички — многозначное (грибы/животные).
Ботинки — однозначное.
Шишка — многозначное (на лбу / на дереве).
Учебник — однозначное.
Ключ — многозначное (для двери / инструмент / знак в начале нотной строки).
Корень — многозначное (дерева/слова).
Брюки — однозначное.
Упражнение 3
Буква — графический знак в составе алфавита.
Пальто — верхняя одежда длинного покроя, надеваемая поверх платья, костюма.
Диван — род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками.
Спутник — космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств.
Спутник — небесное тело, обращающееся вокруг планеты.
Спутник — тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь.
Спутник — то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.
Весы — прибор, механизм для определения веса.
Колокол — конусообразный предмет для разных технических надобностей.
Колокол — отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий звон.
Колокол — ударный музыкальный инструмент.
Позже Л. Кэролл поместил в своей поэме пояснение к этому куплету:
варкалось — восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин,
хливкий — хлипкий и ловкий,
шорёк — помесь хорька, барсука и штопора,
пыряться — прыгать, нырять, вертеться,
нава — трава под солнечными часами (простирается немного направо, немного налево и немного назад),
хрюкотать — хрюкать и хохотать,
зелюк — зелёный индюк,
мюмзик — птица; перья у неё растрёпаны и торчат во все стороны, как веник,
мова — далеко от дома.