- познакомимся с обобщённым лексическим значением имён существительных
- научимся распознавать имена существительные и определять их значения
Прочитайте слова. Определите, чем они похожи и чем различаются.
Конь, дерево, снегирь, огурец, решение, ворона, комната, самолёт.
Слова конь, снегирь, ворона отвечают на вопрос «кто?», а слова дерево, огурец, решение, комната, самолёт на вопрос «что?». Все они обозначают предмет и являются именами существительными.
Вспомните!
Рассмотрите картинки. Подумайте, на какие группы можно их распределить.
Запомните!
Имена существительные обозначают предметы в широком смысле слова:
- конкретные предметы: ручка, стол;
- живые существа: ребята, снегирь, медведь;
- растения: сосна, сирень;
- явления природы: снег, дождь;
- свойства, качества: смелость, доброта, глупость;
- состояния (действия): бег, плавание;
- события: праздник, парад;
- географические названия: Москва, Волга.
Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы. Определите, к какой части речи они относятся.
(От) мамы, (о) бабушке, (по) дороге.
(От кого?) от мамы, (о ком?) о бабушке, (по чему?) по дороге.
Данные слова являются именами существительными. Они могут отвечать не только на вопросы «кто?» или «что?», но и на другие.
Упражнение 1
Прочитайте слова каждой группы. Составьте из них предложения и запишите их в тетрадь. Подчеркните одной чертой имена существительные.
солнце, за, низкое, скрылось, елями
в, берёзы, уборе, золотом, стоят
покрыла, и, листва, тропки, дорожки
Упражнение 2
Прочитайте слова. Раскрасьте фигуры, в которых записаны имена существительные в начальной форме.
Оцените свою работу над этой темой и допишите утверждения.
Упражнение 1
Низкое солнце скрылось за елями.
Берёзы стоят в золотом уборе.
Листва покрыла тропки и дорожки.
Упражнение 2