Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Упражнения в определении падежей. Разбор существительного как части речи

Морфология

20.12.2024
2495
0

Упражнения в определении падежей. Разбор имени существительного как части речи

Цели урока

  • вспомним, как определить падеж имён существительных
  • научимся разбирать имена существительные как части речи


Прочитайте предложения. Найдите имена существительные. Вспомните, как определить падеж имени существительного, и определите. 

 

Вокруг тучи роняли потоки дождя.

Потом трава жадно поглощала воду.


Вспомните!

 

схема

 

 

(Что?) тучи, в предложении является подлежащим — именительный падеж. 

(Что?) потоки, в предложении является второстепенным членом — винительный падеж. 

(Чего?) дождя — родительный падеж.

(Что?) трава, в предложении является подлежащим — именительный падеж. 

(Что?) воду, в предложении является второстепенным членом — винительный падеж.

 

схема

 

При изменении существительных по падежам можно допустить ошибку. Чтобы этого избежать, нужно запомнить произношение слов.

 

Запомните!

 

Герб — герба́, гербу́, гербо́м, о гербе́.

Бинт — бинта́, бинту́, бинто́м, о бинте́.

Кран — кра́на, кра́ну, кра́ном, о кра́не.


Подумайте, чем именительный падеж отличается от остальных падежей.


Запомните!

 

схема

 


Как выполнить разбор части речи? Что в нём указывают?


Запомните!

 

Каждое слово можно разобрать как часть речи. Это значит, что нужно указать все признаки данной части речи. Такой разбор обозначается цифрой 3 у слова.

 

Дело мастера3 боится.

 

Рассмотрим алгоритм разбора существительного как части речи.

 

 

Письменный образец

 

Мастера — сущ. (кого?). Н. ф. — мастер. Одуш., нариц., м. р., в р. п., в ед. ч.. Втор. чл.




Упражнение 1

 

Прочитайте. Запишите в тетрадь ответы на вопросы. В скобках укажите падежи всех имён существительных.

 

Чем покрыто тело собаки?

В каком месяце наступает зима?


Упражнение 2

 

Прочитайте пословицу. Найдите в ней имена существительные. Выполните разборы.


С песней3 работа3 спорится.


Прочитайте начало утверждения. Выберите и подчеркните его окончание.

 

упражнение

 


Ответы

Упражнение 1

 

Тело (и. п.) собаки (р. п.) покрыто шерстью (тв. п.).

Зима (и. п.) наступает в декабре (п. п.).

 

Упражнение 2

 

(С) песней — сущ. (с чем?). Н. ф. — песня. Неодуш., нариц., ж. р., в тв. п., в ед. ч. Втор. чл.

Работа — сущ. (что?). Н. ф. — работа. Неодуш., нариц., ж. р., в и. п., в ед. ч. Подл. 


Предыдущий урок
Лексическое значение слова.
Лексика и фразеология
Следующий урок
Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Деление суммы на число. Приёмы деления двузначного числа на однозначное. Связь между числами при делении. Проверка деления.

    Математика

  • С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

    Литературное чтение

  • Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке