Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.

Морфология

11.12.2024
2660
0

Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы «не» с глаголами

Цели урока

  • будем учиться определять род глагола
  • узнаем о роли частицы не и будем учиться писать частицу не с глаголами
  • будем разбирать глагол как части речи


Прочитайте глаголы. Что у них общего, чем они различаются?

 

Летел, летела, летело, летели.

 

Подумайте, от чего зависят окончания глаголов.


Это глаголы прошедшего времени. Они различаются окончаниями: в первом глаголе нулевое окончание, во втором окончание , в третьем — окончание , в четвёртом — .

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

 

Запомните!

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. 

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.


Прочитайте пословицы. Чем они похожи? Определите, как пишется частица не с глаголами. Какое значение она придаёт глаголу?

 

По воробьям из пушки не стреляют.

Упустишь огонь — не потушишь.

В лес дров не возят.


Все эти пословицы содержат глаголы с частицей не. Частица не с глаголами написана раздельно.

 

Запомните!

 

Частица не с глаголами пишется раздельно.

 

Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл.


Прочитайте слова. Какие буквы надо писать на месте указанных звуков? Зависит ли их написание от части речи?

 

сини[ца]      улыба[ца]


Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться:

(что делает?) улыбается, (что делать?) улыбаться.


Как выполнить разбор как части речи? Какие признаки глагола вы изучили?


Разбор глагола как части речи

 

1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?

2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.

3. Определите признаки глагола: время, число; род (для

глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

4. Роль в предложении.

 

Образец письменного разбора

 

Дремлет чуткий камыш.

 

Дремлет — гл. (что делает?). Н. ф. — дремать. В наст. вр., в ед. ч. Сказ.


Упражнение 1

 

Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания глаголов. В скобках укажите род глагола.

 

Наступил__  утро. Погасл__ последняя звезда. Лучи солнца заиграл__ на вершине сосны. Солнце взошл__ над озером. Всеми цветами радуги заблестел__³ роса. 


Упражнение 2

 

Прочитайте правила обращения с книгой. Запишите их в тетрадь, раскрывая скобки.

 

(Не) читай книгу во время еды. (Не) загибай уголки страниц. 

(Не) рисуй и (не) пиши в книгах.


Допиши письмо любому сказочному герою. Рядом с письмом нарисуй (или распечатай на принтере и наклей) изображение этого сказочного героя.

 

Предыдущий урок
Склонение имён существительных. Падеж имён существительных.
Морфология
Следующий урок
Род имён существительных.
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

    Литературное чтение

  • Простое и сложное предложения.

    Русский язык

  • Граница России. На севере Европы.

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке