- будем учиться определять род глагола
- узнаем о роли частицы не и будем учиться писать частицу не с глаголами
- будем разбирать глагол как части речи
Прочитайте глаголы. Что у них общего, чем они различаются?
Летел, летела, летело, летели.
Подумайте, от чего зависят окончания глаголов.
Это глаголы прошедшего времени. Они различаются окончаниями: в первом глаголе нулевое окончание, во втором окончание -а, в третьем — окончание -о, в четвёртом — -и.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Запомните!
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Прочитайте пословицы. Чем они похожи? Определите, как пишется частица не с глаголами. Какое значение она придаёт глаголу?
По воробьям из пушки не стреляют.
Упустишь огонь — не потушишь.
В лес дров не возят.
Все эти пословицы содержат глаголы с частицей не. Частица не с глаголами написана раздельно.
Запомните!
Частица не с глаголами пишется раздельно.
Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл.
Прочитайте слова. Какие буквы надо писать на месте указанных звуков? Зависит ли их написание от части речи?
сини[ца] улыба[ца]
Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться:
(что делает?) улыбается, (что делать?) улыбаться.
Как выполнить разбор как части речи? Какие признаки глагола вы изучили?
Разбор глагола как части речи
1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблён в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?
2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.
3. Определите признаки глагола: время, число; род (для
глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
4. Роль в предложении.
Образец письменного разбора
Дремлет чуткий камыш.
Дремлет — гл. (что делает?). Н. ф. — дремать. В наст. вр., в ед. ч. Сказ.
Упражнение 1
Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания глаголов. В скобках укажите род глагола.
Наступил__ утро. Погасл__ последняя звезда. Лучи солнца заиграл__ на вершине сосны. Солнце взошл__ над озером. Всеми цветами радуги заблестел__³ роса.
Упражнение 2
Прочитайте правила обращения с книгой. Запишите их в тетрадь, раскрывая скобки.
(Не) читай книгу во время еды. (Не) загибай уголки страниц.
(Не) рисуй и (не) пиши в книгах.
Допиши письмо любому сказочному герою. Рядом с письмом нарисуй (или распечатай на принтере и наклей) изображение этого сказочного героя.