- вспомним, как распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- потренируемся в написании заглавной буквы в именах собственных
- научимся определять число имён существительных
- изучим термины «устаревшие слова», «инициалы»
- научимся писать названия художественных произведений, песен и др.
Рассмотрите эти предметы. Подумайте, на какие две группы их можно распределить.
В первую группу нужно определить слова, которые отвечают на вопрос кто? : лисица, щука, девочка. Во вторую группу слова, которые отвечают на вопрос что? : диван, подсолнух, лопата.
Запомните!
Прочитайте слова. Объясните, почему они написаны с заглавной буквы.
Ростов, Житков, Лондон, Байкал, Алиса.
Вспомните!
Ростов, Лондон — это названия городов, Житков — фамилия писателя, Байкал — название озера, Алиса — имя девочки. Все эти слова являются собственными именами существительными, поэтому они пишутся с заглавной буквы.
Как записать названия произведений, песен, журналов? Как можно кратко записать имя?
Названия художественных произведений (песен, магазинов, журналов
и др.) не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Кавычки — это два знака запятых слева снизу от названия и справа вверху. Печатные кавычки бывают разных видов: «Мурзилка», “Мурзилка”. Письменные выглядят так: ,,Мурзилка“.
В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.
Прочитайте пары слов. Определите, какое слово нужно дописать.
Река – реки, город – города, улица – … .
Первое слово каждой пары обозначает название одного предмета: река, город, улица. Второе слово пары называет несколько предметов: реки, города. В последней паре нужно дописать слово, обозначающее название нескольких предметов: улицы.
Вспомните!
В русском языке есть существительные, которые всегда употребляются только в одной форме числа. Всегда употребляются во множественном числе брюки, вилы, ворота, очки и др. Всегда употребляются в единственном числе пальто, сахар, дружба и др.
При изменении числа существительного может возникнуть орфоэпическая ошибка. Чтобы её не допускать, нужно выучить произношение слов.
а́дрес – адреса́ компью́тер – компью́теры
блю́дце – блю́дца ме́сяц – ме́сяцы
дире́ктор – директора́ те́рмос – те́рмосы
до́ктор – доктора́ торт – то́рты
по́вар – повара́ шофёр – шофёры
порт – порты́ герб – гербы́
Что можно сказать о таких словах? Используют ли их сейчас?
Царь, барин, уста, купец, престол, чело, слуга, кольчуга, перст, вершок, око, кафтан, карета, бурлак, ветрило.
Слова, которые вышли из употребления, называются устаревшими. Это произошло из-за того, что на смену слову пришло новое (ветрило – парус) или такое явление или предмет перестал существовать (барин), его больше не используют (карета).
Упражнение 1
Прочитайте слова. Раскрасьте фигуры, в которых записаны одушевлённые имена существительные.
Упражнение 2
Запишите предложения в тетрадь, раскрывая скобки. Подчеркните одной чертой имена существительные во множественном числе.
Дошкольница (А, а)лёнка пишет в тетради (П, п)алочки.
Бабушка жарит блины для (В, в)нучки (М, м)ашеньки.
Вася нашёл на карте (О, о)стров (Г, г)ренландия.
Прочитайте утверждения. Нарисуйте или распечатайте на принтере и нарисуйте смайлики рядом с теми утверждениями, которые соответствуют уровню ваших знаний после этого урока.
Упражнение 1
Упражнение 2
Дошкольница Алёнка пишет в тетради палочки.
Бабушка жарит блины для внучки Машеньки.
Вася нашёл на карте остров Гренландия.