- вспомним, как распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- потренируемся в написании заглавной буквы в именах собственных
- научимся определять число имён существительных
- изучим термины «устаревшие слова», «инициалы»
- научимся писать названия художественных произведений, песен и др.
Рассмотрите эти предметы. Подумайте, на какие две группы их можно распределить.
В первую группу нужно определить слова, которые отвечают на вопрос кто? : лисица, щука, девочка. Во вторую группу слова, которые отвечают на вопрос что? : диван, подсолнух, лопата.
Запомните!
Прочитайте слова. Объясните, почему они написаны с заглавной буквы.
Ростов, Житков, Лондон, Байкал, Алиса.
Вспомните!
Ростов, Лондон — это названия городов, Житков — фамилия писателя, Байкал — название озера, Алиса — имя девочки. Все эти слова являются собственными именами существительными, поэтому они пишутся с заглавной буквы.
Как записать названия произведений, песен, журналов? Как можно кратко записать имя?
Названия художественных произведений (песен, магазинов, журналов
и др.) не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки.
Кавычки
— это два знака запятых слева снизу от названия и справа вверху. Печатные кавычки бывают разных видов: «Мурзилка», “Мурзилка”. Письменные выглядят так: ,,Мурзилка“.
В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами .
Прочитайте пары слов. Определите, какое слово нужно дописать.
Река – реки, город – города, улица – … .
Первое слово каждой пары обозначает название одного предмета: река, город, улица. Второе слово пары называет несколько предметов: реки, города. В последней паре нужно дописать слово, обозначающее название нескольких предметов: улицы.
Вспомните!
В русском языке есть существительные, которые всегда употребляются только в одной форме числа. Всегда употребляются во множественном числе брюки, вилы, ворота, очки и др. Всегда употребляются в единственном числе пальто, сахар, дружба и др.
При изменении числа существительного может возникнуть орфоэпическая ошибка. Чтобы её не допускать, нужно выучить произношение слов.
а́дрес – адреса́ компью́тер – компью́теры
блю́дце – блю́дца ме́сяц – ме́сяцы
дире́ктор – директора́ те́рмос – те́рмосы
до́ктор – доктора́ торт – то́рты
по́вар – повара́ шофёр – шофёры
порт – порты́ герб – гербы́
Что можно сказать о таких словах? Используют ли их сейчас?
Царь, барин, уста, купец, престол, чело, слуга, кольчуга, перст, вершок, око, кафтан, карета, бурлак, ветрило.
Слова, которые вышли из употребления, называются устаревшими . Это произошло из-за того, что на смену слову пришло новое (ветрило – парус) или такое явление или предмет перестал существовать (барин), его больше не используют (карета).
Упражнение 1
Прочитайте слова. Раскрасьте фигуры, в которых записаны одушевлённые имена существительные.
Упражнение 2
Запишите предложения в тетрадь, раскрывая скобки. Подчеркните одной чертой имена существительные во множественном числе.
Дошкольница (А, а)лёнка пишет в тетради (П, п)алочки.
Бабушка жарит блины для (В, в)нучки (М, м)ашеньки.
Вася нашёл на карте (О, о)стров (Г, г)ренландия.
Прочитайте утверждения. Нарисуйте или распечатайте на принтере и нарисуйте смайлики рядом с теми утверждениями, которые соответствуют уровню ваших знаний после этого урока.
Упражнение 1
Упражнение 2
Дошкольница Алёнка пишет в тетради палочки.
Бабушка жарит блины для внучки Машеньки.
Вася нашёл на карте остров Гренландия.