Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных.

Морфология

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных

Цели урока

  • вспомним, как распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • потренируемся в написании заглавной буквы в именах собственных
  • научимся определять число имён существительных
  • изучим термины “устаревшие слова”, “инициалы”
  • научимся писать названия художественных произведений, песен и др.


Рассмотрите эти предметы. Подумайте, на какие две группы их можно распределить.

 


В первую группу нужно определить слова, которые отвечают на вопрос кто? : лисица, щука, девочка. Во вторую группу слова, которые отвечают на вопрос что? : диван, подсолнух, лопата.

 

Запомните!

 


Прочитайте слова. Объясните, почему они написаны с заглавной буквы.

 

Ростов, Житков, Лондон, Байкал, Алиса.


Вспомните!

 

 

Ростов, Лондон – это названия городов, Житков – фамилия писателя, Байкал – название озера, Алиса – имя девочки. Все эти слова являются  собственными именами существительными, поэтому они пишутся с заглавной буквы.


Как записать названия произведений, песен, журналов? Как можно кратко записать имя? 


Названия художественных произведений (песен, магазинов, журналов и др.) не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки. Кавычки – это два знака запятых слева снизу от названия и справа вверху. Печатные кавычки бывают разных видов: “Мурзилка”, «Мурзилка». Письменные выглядят так: ,,Мурзилка“.

 

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами .

 


Прочитайте пары слов. Определите, какое слово нужно дописать.

 

Река – реки, город – города, улица - … .


Первое слово каждой пары обозначает название одного предмета: река, город, улица.  Второе слово пары называет несколько предметов: реки, города. В последней паре нужно дописать слово, обозначающее название нескольких предметов: улицы.

 

Вспомните!

 

 

В русском языке есть существительные, которые всегда употребляются только в одной форме числа. Всегда употребляются во множественном числе: брюки, вилы, ворота, очки и др. Всегда употребляются в единственном числе: пальто, сахар, дружба и др.

 

При изменении числа существительного может возникнуть орфоэпическая ошибка. Чтобы ее не допускать, нужно выучить произношение слов.
 

а́дрес – адреса́                                компью́тер – компью́теры

блю́дце – блю́дца                           ме́сяц – ме́сяцы

дире́ктор – директора́                  те́рмос – те́рмосы

до́ктор – доктора́                            торт – то́рты

по́вар – повара́                                шофёр – шофёры

порт – порты́                                     герб – гербы́



Что можно сказать о таких словах? Используют ли их сейчас? 

 

Царь, барин, уста, купец, престол, чело, слуга, кольчуга, перст, вершок, око, кафтан, карета, бурлак, ветрило.


Слова, которые вышли из употребления, называются устаревшими . Это произошло из-за того, что на смену слову пришло новое (ветрило – парус) или такое явление, такой предмет перестал существовать (барин), его больше не используют (карета).


Упражнение 1

 

Прочитайте слова. Раскрасьте фигуры, в которых записаны одушевлённые имена существительные.

 


Упражнение 2

 

Запишите предложения в тетрадь, раскрывая скобки. Подчеркните одной чертой имена существительные во множественном числе.

 

Дошкольница (А, а)лёнка пишет в тетрад (П, п)алочки.

Бабушка жарит блины для (В, в)нучки (М, м)ашеньки.

Вася нашёл на карте (О, о)стров (Г, г)ренландия.


Прочитайте утверждения. Нарисуйте или распечатайте на принтере и нарисуйте смайлики рядом с теми утверждениями, которые соответствуют уровню ваших знаний после этого урока.

 


Ответы

Упражнение 1

 

 

Упражнение 2

 

Дошкольница Алёнка пишет в тетради палочки.

Бабушка жарит блины для внучки Машеньки.

Вася нашёл на карте остров Гренландия.


Предыдущий урок
Значение и употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глагола. Число глаголов
Морфология
Следующий урок
Наша речь. Виды речи. Наш язык.
Культура речи
  • В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Литературное чтение

  • Указательные местоимения

    Английский язык

  • Существительные в ед. числе

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке