- изучим новый признак существительного (падеж)
- рассмотрим падежи и их вопросы
- изучим термин «склонение»
- составим алгоритм определения падежа
Прочитайте слова. Поставьте вопрос к каждому из них. Что изменяется в слове?
Зима, зимы, зиме, зимой.
В словах меняется окончание, а ещё каждая форма слова отвечает на свой вопрос: (что?) зима, (чего?) зимы, (чему?) зиме, (чем?) зимой. По-другому можно сказать, что существительное изменилось по падежам. Изменение слова по падежам также называют склонением.
Запомните!
Прочитайте слова. Определите, сколько раз слово рябина изменило окончание.
Рябина, рябины, рябине, рябину, рябиной, (о) рябине.
Имя существительное рябина просклоняли, то есть изменили по падежам, оно шесть раз изменило окончание.
Запомните!
В русском языке шесть падежей.
Прочитайте словосочетания и определите падеж имён существительных.
Стояла в глуши, шумит над речкой, скользит по корням.
Запомните!
Подлежащее в предложении стоит в именительном падеже.
Стояла (в чём?) в глуши — предложный падеж, шумит (над чем?) над речкой — творительный падеж, скользит (по чему?) по корням — дательный падеж.
Как определить падеж неизменяемого существительного?
Запомните!
Падеж у неизменяемых существительных (пальто, метро и др.) определяют по общему алгоритму. Однако такие слова не меняют свою форму, у них нет окончаний.
Упражнение 1
Прочитайте словосочетания. Определите, в каком падеже стоят имена существительные, и поставьте стрелочки.
Упражнение 2
Разделите текст на предложения. Запишите его в тетрадь, расставляя знаки препинания. В скобках укажите падежи имён существительных.
Красиво в лесу начался листопад листва покрыла дорожки и тропки мышки шуршат в траве
Прочитайте утверждения и определите, с каким из них вы согласны. Нарисуйте (или распечатайте на принтере и наклейте) смайлик рядом с этим утверждением.
Упражнение 1
Упражнение 2
Красиво в лесу (пр. п.)! Начался листопад (и. п.). Листва (и. п.) покрыла дорожки (в. п.) и тропки (в. п.). Мышки (и. п.) шуршат в траве (пр. п.).