Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Склонение имён существительных. Падеж имён существительных.

Морфология

25.03.2025
3207
0

Склонение имён существительных. 

Падеж имён существительных

Цели урока

  • изучим новый признак существительного (падеж)
  • рассмотрим падежи и их вопросы
  • изучим термин «склонение»
  • составим алгоритм определения падежа


Прочитайте слова. Поставьте вопрос к каждому из них. Что изменяется в слове?

 

Зима, зимы, зиме, зимой.


В словах меняется окончание, а ещё каждая форма слова отвечает на свой вопрос: (что?) зима, (чего?) зимы, (чему?) зиме, (чем?) зимой. По-другому можно сказать, что существительное изменилось по падежам. Изменение слова по падежам также называют склонением

 

Запомните!

 

картинка


Прочитайте слова. Определите, сколько раз слово рябина изменило окончание.

 

Рябина, рябины, рябине, рябину, рябиной, (о) рябине.


Имя существительное рябина просклоняли, то есть изменили по падежам, оно шесть раз изменило окончание.

 

Запомните!

 

В русском языке шесть падежей.

 

картинка

 

 


Прочитайте словосочетания и определите падеж имён существительных.

 

Стояла в глуши, шумит над речкой, скользит по корням.


Запомните!

 

Существительное, которое в предложении является подлежащим, стоит в именительном падеже. 

 

картинка

 

Стояла (в чём?) в глуши — предложный падеж, шумит (над чем?) над речкой — творительный падеж, скользит (по чему?) по корням — дательный падеж.


картинка


Как определить падеж неизменяемого существительного?


Запомните!

 

Падеж у неизменяемых существительных (пальто, метро и др.) определяют по общему алгоритму. Однако такие слова не меняют свою форму, у них нет окончаний. 


Упражнение 1

 

Прочитайте словосочетания. Определите, в каком падеже стоят имена существительные, и поставьте стрелочки.

 

картинка


Упражнение 2

 

Разделите текст на предложения. Запишите его в тетрадь, расставляя знаки препинания. В скобках укажите падежи имён существительных.

 

Красиво в лесу начался листопад листва покрыла дорожки и тропки мышки шуршат в траве


Прочитайте утверждения и определите, с каким из них вы согласны. Нарисуйте (или распечатайте на принтере и наклейте) смайлик рядом с этим утверждением.

 

картинка


Ответы

Упражнение 1

 

картинка

 

 

Упражнение 2

 

Красиво в лесу (пр. п.)! Начался листопад (и. п.). Листва (и. п.) покрыла дорожки (в. п.) и тропки (в. п.). Мышки (и. п.) шуршат в траве (пр. п.).


Предыдущий урок
Как определить имена прилагательные. Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. Учимся писать сочинение
Морфология
Следующий урок
Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.
Морфология
Урок подготовил(а)
Мария Викторовна
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
  • Сумма и разность дробей

    Алгебра

  • Рациональные выражения

    Алгебра

  • Вынесение множителя за знак корня и внесение его под знак корня

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке