- вспомним, как распознавать глаголы среди других частей речи
- изучим неопределённую форму (начальную форму) глагола, её написание
- научимся определять число глаголов
Дополните пословицы недостающими словами.
И собака свою страну … .
Вода утечёт, песок … .
Трус собственной тени … .
Чем похожи слова, которыми вы дополнили пословицы?
Вспомните!
В эти пословицы нужно вставить слова знает, останется, боится. Эти слова отвечают на вопросы что делает? что сделает? и обозначают действия предметов.
Прочитайте слова и поставьте их в начальную форму. Какая трудность у вас возникла при выполнении этого задания?
(За) завтраком, дальнего, падал.
(За) завтраком — это имя существительное. Начальная форма — именительный падеж единственного числа: завтрак.
Дальнего — это имя прилагательное. Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода: дальний.
Падал — это глагол.
Мы не знаем, как определить начальную форму глагола.
Запомните!
Начальная форма глагола падал отвечает на вопрос что делать? — падать.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).
Прочитайте слова. Подумайте, чем они похожи и чем различаются.
Идёт, рисуют, пишет, играют.
Запомните!
Эти слова — глаголы. Их можно разделить на две группы. Первая: идёт, пишет. Это глаголы, которые обозначают действие одного предмета. Вторая группа: читают, играют. Это глаголы, которые обозначают действие нескольких предметов.
Глаголы первой группы стоят в форме единственного числа, глаголы второй группы в форме множественного числа.
Упражнение 1
Прочитайте слова. Раскрасьте карточки, на которых записаны глаголы в неопределённой форме.
Упражнение 2
Прочитайте глаголы. Запишите их в тетрадь, через чёрточку напишите глаголы во множественном числе.
Везёт — …
Цветёт —
Несёт — …
Бредёт — …
Плетёт — …
Трясёт — …
Оцените свою работу над темой и допишите утверждения.
Упражнение 1
Упражнение 2
Везёт — везут
Цветёт — цветут
Несёт — несут
Бредёт — бредут
Плетёт — плетут
Трясёт — трясут