Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Лирика. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

Русская литература XX века

18.01.2025
1766
0

В.В. Маяковский. Лирика. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

План урока

  • Слово о В.В. Маяковском
  • Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
  • Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Цели урока

  • Знать: биографию В. В. Маяковского, особенности его лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

  • Каких поэтов ХХ века вы знаете?
  • Какие произведения В.В. Маяковского вы читали? Что вас больше всего впечатлило в стихотворениях?
  • Какие стихотворные размеры вы помните?

Слово о В.В. Маяковском

Рис. 1. В.В. Маяковский.

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

 

Творчество и личность В.В. Маяковского вызывали споры. Высказывались диаметрально противоположные точки зрения – от восторженного восхваления до полного отрицания.

 

Споры эти объясняются в первую очередь неординарностью его поэзии как по содержанию, так и по форме. Сам же Владимир Маяковский на протяжении жизни мечтал об одном: «Я хочу быть понятым моей страной…»

 

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор под щедрым южным солнцем рано побудило у мальчика поэтическое чувство. Он увлекался поэзией, умел хорошо рисовать и очень любил путешествия.

Рис. 2. Село Багдади.

События 1905 года оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго курса гимназии участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социально-демократической литературой. 

 

В 1906 году, после смерти отца, В.В. Маяковский с семьей переехал в Москву, поступил в 4-й класс классической гимназии. Но в 1908 году был исключен из гимназии за неуплату. 

 

Поэт всегда остро чувствовал жизнь. В своих ранних стихах он бросал вызов обществу. В.В. Маяковский, подобно М.Ю. Лермонтову, жил напряженно, всегда спешил действовать, словно предчувствуя свой ранний конец. Современники говорили о нем: «Какой сильный, какой большой, какой устремленный человек!» А он был не только мужественным человеком, который не страшился никаких трудностей, но и добрым, ласковым и нежным к тем, кого любил:

 

Но мне –
люди,
и те, что обидели, –
вы мне всего дороже и ближе

 

 

Рис. 3. В.В. Маяковский. «Окно» РОСТА № 742.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Владимиром Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

 

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА» (РОСТ – Российское телеграфное агентство), выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон». В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 

 

Умер В.В. Маяковский 14 апреля 1930 года в Москве.

 

В.В. Маяковский позиционируется всеми как революционный поэт. Его творчество можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Пейзажная лирика представлена в основном городским пейзажем индустриальной эпохи.

 

Его творчество относится к течению футуризма.


Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов.

 

В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.


Стихотворения В.В. Маяковского отличаются «рубленым» ритмом. Он прибегал к приему «разбитых строк». «Читателю надо переключиться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится весомее…» - писал поэт.

 

В поэтических произведениях В.В. Маяковского часто не соблюдается принятое чередование ударных и безударных слогов в строках. Это создает особый ритмический рисунок его поэзии. Владимир Маяковский использует в лирике тоническое стихосложение. Он говорил, что его стихи рассчитаны на чтение с голоса, на массовую аудиторию.


Ритм – повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

 

Стихотворный размер – это ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм.

 

Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.


Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Летом 1920 года В.В. Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Именно тогда и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». У стихотворения есть даже точный адрес описанных событий, данный как подзаголовок: «Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» 

 

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами. Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Таким образом, заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

 

В стихотворении Владимир Маяковский выражает свои идеалистические взгляды. Революция представлялась ему зарей нового мира. Члену коммунистического общества должна быть подвластна вся природа. При коммунизме ценность человека напрямую зависит от его трудового вклада. В финале В.В. Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.

 

Основным в стихотворении является прием фантастики – лирический герой, измученный летней жарой и изнурительной работой, позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает:

 

 

И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»

 

 

Солнце приходит в гости к поэту, в беседе они оба понимают, что между ними немало общего. Поэт, как и солнце, наполняет этот серый, скучный мир красками, смыслом, жизнью. Этот труд очень важен. Идея стихотворения – общий лозунг солнца и поэта:

 

 

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!

 

 

Таким образом, автор стихотворения выражает свое понимание предназначения поэта, свое отношение к его труду, и делает это с помощью метафорического образа

 

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я».

 

Один из главных художественных приемов, который использует поэт в стихотворении – метафора: «Пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою, / а низ горы – / деревней был, / кривился крыш корою.», «Раскинув луч-шаги, / шагает солнце в поле».

 

Такие метафоры называются развернутыми. Отличается такая метафора от простой тем, что заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении длительного отрезка текста. 

 

Использует В.В. Маяковский и гиперболу. Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

 

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу героев живой и настоящей. В самом начале, когда лирический герой рассержен, его речь кажется грубой и резкой. Он называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает ему позиций и говорит: «Чаи гони, гони, поэт, варенье!». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

 

 

– Ладно,
не горюй,
на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
– Поди, попробуй!

 

 

Экспериментирует В.В. Маяковский и с неологизмами. Его новые слова это ни на что не похожие выражения, передающие особенную мелодику.

 

Таблица 1. Происхождение неологизмов В.В. Маяковского

Происхождение неологизмов Маяковского

Неологизм

Происхождение неологизма

Горбил

Горб, горбиться

Ало

Алый, алое (в краткой форме)

Слазь

Слазить, слезать

Занежен

Нежный, нежишься в облаках

Златолобо

Золотой лоб

Луч-шаги

Лучи, похожие на шагающие ноги

Ясь

Ясный, ясность, сияние

Взорим

Зори, заря, восход солнца

 

Стихотворение «Необычайное приключение...», как и вся неординарная поэзия В.В. Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей. Поэт часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно.

 

Таблица 2. Сравнение традиционного стиха с «лесенкой» В.В. Маяковского

Лесенка

Традиционный стих

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?»

В окошки, в двери, в щель войдя,

валилась солнца масса, ввалилось;

дух переведя, заговорило басом:

«Гоню обратно я огни впервые с

сотворенья. Ты звал меня?»

 

Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта – лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу.

 

 

Поэтому оба должны
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца.


  1. Какие ещё художественные приёмы вы можете назвать в данном стихотворении?
  2. К какой лирике можно отнести стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»: к гражданской, философской, любовной, пейзажной? Почему?


Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

Рис. 4. Ю.П. Штейнис. Хорошее отношение к лошадям. 1981.

Стихотворении было написано в 1918 году. Шел первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, нравственные устои были сбиты. Владимир Маяковский отчетливо понимал, что главное – не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего – мещанство и бюрократизм. Корень мещанства – в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. 

 

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» является типичным образцом ранней лирики поэта. Оно посвящено теме противостояния человека и толпы.

 

В чем заключается идея стихотворения? Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл: «Все мы немножко лошади...» Лошадь символизирует собой самых простых рабочих людей.

 

Боль живого существа ощущает лишь поэт, его тонкая душевная организация. В образе ломовой лошади поэт отразил тяжелую суровую реальность простого рабочего человека.

 

Подошел и вижу –
за каплищей каплища
По морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?

 

 

Он понимает, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта:

 

 

Может быть
Может быть,
– старая –
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

 

 

В этом стихотворении Маяковский ярко выступил как поэт-новатор. Его стихотворные приемы очень образны, построены на неологизмах.

 

Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах (звукопись).

 

 

Рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла

 

 

Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». В.В. Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «о».

 

Основополагающая тема доброты в стихотворении показывает, что любому живому существу достаточно слова сочувствия, и тогда оно поднимется на ноги и начнет работать с удвоенной силой. Необходимо не проходить мимо чужого несчастья, а проявить внимание к тому, кому сейчас плохо.

 

Таким образом, раннее творчество В.В. Маяковского – это поиски Его художественная энергия искала выход то в грубости, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства.


  1. Найдите в стихотворении примеры эпитетов, метафор.
  2. Какие неологизмы вы нашли в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?


Владимир Маяковский нарушал привычные нормы поведения, мог вызывающе расхаживать в желтой кофте по улицам, чтобы шокировать обывателей. Он призывал сбросить старое искусство «с парохода современности». Это был романтический бунт против серой будничной жизни, против мира «сытых», против их культуры. Наступала новая эпоха в русской литературе.


Контрольные вопросы

 

  1. Какую систему стихосложения использовал В.В. Маяковский?
  2. Чем отличаются его стихотворения от привычных нам?
  3. Какие проблемы поднимал В.В. Маяковский в своих стихах?
  4. В чем необычность его поэтического стиля?
  5. Какая тематика наиболее традиционна для лирики В.В. Маяковского?


Предыдущий урок
Стихи о родной природе
Русская литература XX века
Следующий урок
А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Рельеф и полезные ископаемые

    География

  • Умножение разности двух выражений на их сумму

    Алгебра

  • Конституция Российской Федерации

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке