Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Б.Л. Пастернак. Лирика

Русская литература XX века

25.04.2024
1447
0

Б.Л. Пастернак. Лирика

План урока

  • Слово о Б.Л. Пастернаке
  • Стихотворение «Никого не будет в доме…»
  • Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»
  • Стихотворение «Июль»

Цели урока

  • Знать: биографию Б.Л. Пастернака, способы создания поэтических образов в его стихотворениях
  • Уметь анализировать лирические произведения

Разминка

  • Кто из русских писателей получал Нобелевскую премию по литературе?
  • Какие стихи поэтов ХХ века вы читали?
  • Знакомы ли вы с творчеством Бориса Пастернака?
  • Что такое пейзажная лирика?
  • Какие стихотворные размеры вы знаете?

Слово о Б.Л. Пастернаке

Рис. 1. Б.Л. Пастернак

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

 

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 года в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. В любой деятельности стремился к полному совершенству. Музыку оставил потому, что, по собственным словам, «не было абсолютного слуха». 

 

На скопленные матерью деньги Б.Л. Пастернак в 1912 году уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросил обучение и уехал в Италию на несколько недель. Борис Пастернак полностью отдался творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, поэт заканчивает обучение в университете в 1913 году.

 

Первые стихи Б.Л. Пастернак написал в 1909 году. Чтобы приблизиться к московским литературным кругам, поэт вступил в поэтическую группу «Лирика».

 

В 1913 году были опубликованы первые стихи Б.Л. Пастернака. В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». В 1922 году вышла книга «Сестра моя — жизнь». Она сделала Бориса Пастернака известным поэтом.

 

С 30-х годов Б.Л. Пастернак живет в Переделкино и зарабатывает в основном переводами Шекспира, Гёте, Шиллера. Переводит на русский язык грузинских поэтов.

 

В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

 

Роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак писал в течение десяти лет — с 1945 по 1955 год. В 1958 году он получил за этот роман Нобелевскую премию. Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году. Затем в Голландии и Великобритании.

 

Борис Леонидович Пастернак стал вторым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

 

Поэзия Б.Л. Пастернака метафорична и философски глубока. Писатель занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.


  1. Какого принципа придерживался Б.Л. Пастернак, когда занимался каким-либо делом?
  2. За какое произведение поэту вручили Нобелевскую премию?


Стихотворение «Никого не будет в доме…»

 

Стихотворение «Никого не будет в доме» написано Пастернаком в 1931 году и посвящено будущей супруге поэта Зинаиде Нейгауз. В стихотворении переплетаются философская и любовная темы.

 

Стихотворение состоит из 6 строф. Его можно разделить на две части: союз НО противопоставляет одиночество в доме и ожиданию прихода кого-то. Первая часть стихотворения описывает одиночество поэта. Вероятно, он уже покинул первую жену и ожидает прихода возлюбленной. У него есть время обстоятельно подумать о случившемся. Одиночество лирического героя никем не нарушается. Он растворяется в окружающем мире. Уточнение «кроме» подчеркивает его оторванность от человеческого мира. «Кроме сумерек», «кроме крыш и снега» – присутствие неодушевленных предметов и явлений только обостряет одиночество автора.

 

В стихотворении противопоставлены белый цвет первой и второй части:

 

 

…Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой…
…Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд…

 

 

В первой части белый – цвет тоски, уныния, тоскливой зимы. Во второй – цвет надежды, природной простоты и красоты.

 

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 году.


Каким словом назван приход лирической героини? С чем сравнивается ее появление?


Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…»

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» было написано после значимого момента в жизни Б.Л. Пастернака: он получил литературное признание, стал членом Союза писателей. Поэт много занимался переводами и размышлял о сути творчества. Результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму. 

 

В этом стихотворении поэт выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству.

 

Текст можно разделить на три части. В первой поэт рассуждает о том, что творец должен стремиться не к всеобщему признанию, а к самоотверженному труду. Во второй части выдвигается требование к человеку искусства: он должен много работать, чтобы сама жизнь стала творчеством. В последней, завершающей части Б.Л. Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу приведет человека к литературному бессмертию.


Какие средства изобразительности использует поэт в данном стихотворении?


Стихотворение «Июль»

Рис. 2. Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкине.

«Июль» (1956 год) создано поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. В зрелом творчестве Б.Л. Пастернака образность становится более понятной. В анализируемом стихотворении центральным образом становится месяц июль. 

 

В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления.

 

Лирический герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проделки: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Борис Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир.

 

Своеобразна композиция стихотворения, представляющая, с одной стороны — вопрос, и с другой — ответ. В первой части поэт словно запутывает, создает интригу в форме вопроса. Пока для читателей главный герой стихотворения что-то мифическое, потустороннее, окутанное дымкой тайны: привидение, домовой, баловник-невежа, призрак и двойник.

 

Во второй части стихотворения представлен ответ на вопрос поэта — это июль. Образ июля в стихотворении очеловечен, поэт с юмором отмечает: он и «жилец приезжий… летний дачник отпускной», он и «степной нечесаный повеса, пропахший липой и травой».


  1. Можно ли отнести стихотворение «Июль» к пейзажной лирике? Почему?
  2. Определите стихотворный размер произведения?


М.И. Цветаева так говорила о поэте: «Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак – это тайность, иносказание, шифр». Действительно, поэзия Бориса Пастернака сочетает в себе простоту и сложность одновременно. В его стихотворениях и прозрачность изложения, и глубина, и символичность образов. 


Контрольные вопросы

 

  1. Использует ли Б.Л. Пастернак в своих стихотворениях приёмы звукописи?
  2. Найдите метафоры, олицетворения и эпитеты в изученных на уроке стихотворениях Б.Л. Пастернака? Можно ли назвать его поэзию метафорической?
  3. Какие противопоставления в стихотворениях вы смогли найти?


Предыдущий урок
М. Горький. «Детство»
Русская литература XX века
Следующий урок
Стихи о родной природе
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Nоun suffixes -mеnt, -iоn, -еnсе. Суффиксы существительных

    Английский язык

  • Прямой и обратный порядок слов

    Русский язык

  • -ING and -ED adjectives.

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке