Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: М. Горький. «Детство»

Русская литература XX века

М. Горький. «Детство»

План урока

  • Слово о М. Горьком
  • Повесть «Детство»
  • Образ Акулины Ивановны Кашириной
  • Образ деда Каширина

Цели урока

  • Знать: особенности автобиографических элементов в повести, систему персонажей
  • Уметь определять средства художественной выразительности

Разминка

  • Вспомните, какие произведения о детстве и юношестве вы знаете?
  • Что такое «автобиография» и «литературная автобиография»?

 

Слово о М. Горьком

 

Максим Горький (1868–1936)

 

«...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», – так говорил человек, который сам сидел за работой до 14 часов в сутки. Максим Горький (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) был одним из высокообразованных людей своего времени.

 

Вот что он рассказывал о себе: 

 

«Родился в 1868 г. в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика... Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине – слободе.

 

По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову. Из «мальчиков» сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимаясь усердно чтением...

 

На пароходе, когда был поваренком, на образование мое сильно влиял повар Смурый... он возбудил во мне интерес к чтению книг...»

 

Среди уроков жизни были уроки красоты, уроки труда, а больше всего юноша ценил уроки человеческих взаимоотношений, открывшие ему мир мыслей и чувств человека. Уроки мудрости дарили ему книги.

 

В юности особый интерес у М. Горького вызывали произведения о подвигах и необычных героях. Он вспоминал: «Для чтения книги покупались мной на базаре – это были всё славные романы, рисовавшие хорошую любовь и добрые, человеческие подвиги, всегда идеально бескорыстные и самоотверженные». Впервые М. Горький использовал свой псевдоним 12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» в подписи к рассказу «Макар Чудра».

 

В 1893 году начинающий писатель опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник».

 

В 1895 году в «Самарской газете» был опубликован очерк «Бабушка Акулина» — первый набросок к будущей повести «Детство».

 

С 1902 по 1921 год он возглавлял три крупных издательства — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». Это делало его очень влиятельным в мире литературы того времени.

 

В эмиграции М. Горький провел в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет — в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.

 

В 1906—1913 годах на итальянском острове Капри Максим Горький сочинил 27 небольших рассказов, составивших цикл «Сказки об Италии».

 

В октябре 1932 год М. Горький окончательно возвращается в Советский Союз.

 

18 июня 1936 года Максим Горький скончался в Подмосковных Горках, в возрасте 68 лет.


  1. Какое образование получил М. Горький?
  2. Как начинается творческий путь писателя?


Повесть «Детство»

Рис. 1. Б.А. Бехтерёв. Дом Кашириных. Рис. 1. Б.А. Бехтерёв. Дом Кашириных.

Повесть «Детство» напечатана в 1913 году и принадлежит к числу автобиографических произведений. Повесть входит в трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты», которая знакомит читателя со «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Писатель вспоминает события 40-летней давности (~1873 год). 

 

Алеша, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и сталкивается здесь с жестокостью, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

 

Ему приходится выживать в семье деда в прямом смысле, терпеть обиды и унижения, это откладывает отпечаток на его психику, но Алеше удается устоять, и после смерти матери и бабушки он «идет в люди». Дед выгоняет осиротевшего мальчика.

 

Тема детства в повести освещена подробно и детально – мальчик не живет, а выживает в жестокости и бедности, преодолевая тяжелые преграды на своем пути. Писатель таким образом дает нам понять, что не у его одного детства не было – его не было у миллионов детей, которые выживали точно так же.

 

В повести семья мальчика показана как образец неблагополучия и порочности – в ней царит корысть и зависть, тирания и жесткость, строгость и враждебность. Члены семьи регулярно скандалят между собой и не понимают друг друга, не помогают остальным членам семьи, если не видят в этом выгоды.

 

Произведение является описанием быта простых людей в период второй половины XIX века. Автор открыто изобразил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

 

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

 

Смысл произведения таков – люди будут жестокими и темными, нищими и жадными, пока их дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Образ Акулины Ивановны Кашириной

 

Детство, изображенное М. Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. 

 

В становлении юной души героя повести огромную роль сыграла бабушка. Акулина Ивановна Каширина, поддерживая в мальчике веру в человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка противопоставлена деду и всему «неумному племени».

Рис. 2. Б.А. Дехтерёв. Бабушка Акулина Ивановна. Рис. 2. Б.А. Дехтерёв. Бабушка Акулина Ивановна.

«Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым… До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру».

 

Это портрет бабушки Алеши, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.

 

Акулина Ивановна, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже эта сильная и смелая женщина была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.


  1. Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить в приведенном выше отрывке?
  2. О чем говорят ее восклицания в тексте повести: «...как хорошо-то!»?


Образ деда Каширина

Рис. 3. Б.А. Дехтерёв. Дед Кашириных. Рис. 3. Б.А. Дехтерёв. Дед Кашириных.

Дед Алеши – скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных. Его можно назвать настоящим домашним тираном, он наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает.

 

Его жизнь была такой же тяжелой, как и других простых людей, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

 

В повести М. Горького «Детство» описана трудная и незадачливая жизнь деда Каширина, которую он прожил, пытаясь обеспечить себя и свою семью. Тяжелое прошлое закалило его, сформировав тяжелый и жестокий характер.

 

Бывали и моменты просветления. Например, когда он выпорол внука, то сам пришел мириться, рассказывал ему истории про свое детство, а впоследствии и учил грамоте по церковным книгам.

 

Пережив нужду и голод, дед Каширин постоянно экономил даже копейки. Страх былой жизни, заставлял его быть скупым. Сложная судьба ожесточила Василия Васильевича и сделала его деспотом, держащим весь дом в страхе и строгости. Он видел слишком мало хорошего, чтоб в его душе осталось место для ласки или нежности. Еще в раннем детстве он видел одни лишь обиды и наказания, дальнейшая жизнь еще больше озлобила очерствевшую душу. Василий Васильевич считал, что только жестокостью и безжалостностью можно добиться уважения и послушания со стороны окружающих.

 

Что повлияло на изменение отношения Алеши к деду? 

 

Каждый день дед преподносил внуку уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком... Чище и красивей сыновей...»), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут...»). Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша увидел глубину его души.

 

Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной». Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».

 

Деда Каширина можно назвать властным, жестоким, но в то же время он был честным, справедливым, мужественным и выносливым человеком. В его истории отображена судьба всего русского народа, на плечи которого легло множество тяжелых испытаний.

 

История формирования и роста человеческой личности изображена на фоне русской действительности 70–80‐х годов XIX века. М. Горький писал: «...и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек». 


В повести есть сцена наказания мальчика. Как это событие повлияло на ребенка?


М. Горький вспоминал впоследствии о своём детстве в размышлениях «О том, как я учился писать»: «...Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятную мне вражду людей, был поражён тяжестью труда одних и животным благополучием других...»


Контрольные вопросы

 

  1. Вспомните «Детство» Л.Н. Толстого. Что общего можно найти в «Детстве» Л.Н. Толстого с «Детством» М. Горького? Почему эти произведения так сильно отличаются друг от друга?
  2. Можно ли отнести «Детство» М. Горького к «литературной автобиографии»? Почему?
  3. Согласны ли вы со следующим высказыванием В.Г. Распутина: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо»?


Предыдущий урок
М. Горький. «Старуха Изергиль» («Данко»)
Русская литература XX века
Следующий урок
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Древнерусская литература
  • Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии

    Физика

  • Образ жизни и строение инфузорий. Строение простейших

    Биология

  • Всемирная паутина как информационное хранилище

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке