Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

Русская литература XX века

А.П. Платонов. «Юшка.», «В прекрасном и яростном мире»

План урока

  • Слово об А.П. Платонове
  • Рассказ «Юшка»
  • Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Цели урока

  • Знать: биографию А. П. Платонова и его программные произведения, галерею персонажей «Юшки»

Разминка

  • Как вы понимаете фразу «большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце?
  • Что такое сострадание?
  • Всегда ли доброта вознаграждается?
  • Какие произведения А.П. Платонова вы уже изучали?

 

Слово об А.П. Платонове

Рис. 1. А.П. Платонов. Фото 1938. Рис. 1. А.П. Платонов. Фото 1938.

Андрей Платонович Платонов (1899–1951)

 

Настоящее имя писателя – Андрей Платонович Климентов. Родился в Воронеже 16 (28) августа 1899 года. Его отец работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей Платонов учился в церковно-приходской школе. По окончании школы работал помощником машиниста, литейщиком на заводе.

 

У А.П. Платонова была сложная судьба. Это выражалось не столько в плане материального благополучия, сколько в том, что у мастера такого масштаба не было ни единой возможности публиковаться на родине. За ее пределами в то время его имя было никому не известно, хотя объемы и разнонаправленность его творчества впечатляли: из-под его пера, помимо романов выходили и рассказы, и пьесы и очерки. Имея рабочее происхождение и бунтарский революционный склад души, А.П. Платонов оставался человеком мирным и доброжелательным и не мог понять, «почему он не нужен своей земле».

 

Творческий путь А.П. Платонова начинается с 1918 года: она пишет рецензии, очерки и стихи в местные газеты. В том же 1918 году А.П. Платонов решает продолжить обучение и поступает в Воронежский университет на физико-математическое отделение, но затем переводится на историко-филологическое. Через год переводится на электротехническое отделение Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Окончить техникум писатель смог лишь в 1921 году по завершении военных действий.

 

Андрей Платонов идет добровольцем на Гражданскую войну, где служит военным корреспондентом. В 1921 году вышла его первая брошюра — «Электрификация». А.П. Платонов называет электротехнику своей основной специальностью. В 1923—1926 годах он инженер-мелиоратор, занимается вопросом рационального использования водных ресурсов и электрификацией деревень.

 

В 1931 году он напечатал в журнале «Красная новь» повесть «Впрок», в которой рассказывалось о деревенской жизни во время коллективизации, и это привело к очень большим неприятностям. Книга не понравилась Сталину и вызвала негативный отклик со стороны чрезвычайно влиятельного литературного деятеля того времени А.А. Фадеева.

 

Во время Великой Отечественной войны писатель добровольцем уходит на фронт и становится военным журналистом. Ему присвоили звание майора. К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком.

 

В последние годы жизни, будучи тяжелобольным человеком, Платонов пишет пьесы, киносценарии, детские сказки, делает переводы.

 

Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза.


  1. С каких жанров начинается творческий путь А.П. Платонова?
  2. Можно ли назвать жизнь Андрея Платонова «легкой»? Почему?


Рассказ «Юшка»

Рис. 2. И. Пчелко. Иллюстрация к рассказу А.П. Платонова «Юшка». Рис. 2. И. Пчелко. Иллюстрация к рассказу А.П. Платонова «Юшка».

«Юшка» появился на свет в 1935 году – не самое легкое время в российской истории. То ли трудность периода, приближающаяся война, то ли какие-то другие причины, но публикация произведения была отсрочена. Издали «Юшку» лишь в 1966 году на страницах сборника А.П. Платонова «Избранное».

 

В рассказе «Юшка» автор затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

 

Главный герой рассказа – больной и рано состарившийся помощник кузнеца Юшка. Автор рисует тщедушного, изнуренного мучившей его чахоткой, слабого человека. Ему всего 40 лет, но все считали его стариком. Он был не от мира сего, даже глаза у него не такие, как у всех, а белые, как у слепца. Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей, жалеет сироту, оставшуюся в беде. За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним.


«Юшка» – слово из диалекта русских южан, которое имеет 2 смысла: 

1. Жидкая похлебка. 

2. Кровь.

 

В название рассказа А.П. Платонов вкладывает оба смысла. Первое значение говорит о том, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.


В рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия. В произведении поднимаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования. А.П. Платонов воспевает лучшие моральные качества человека и осуждает жестокость. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким. Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. 

 

Писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала

врачом, что она облегчает страдания больных и утешает их, –

заслуга Юшки. В городе Юшку позабыли, и все же он словно

продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету нужен». Можно сказать, что юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача называют «дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли помнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.

 

А.П. Платонов выступает в защиту маленького человека. Он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.


  1. Почему люди мучали Юшку?
  2. Как Юшка отвечал на агрессию?
  3. Почему Юшка во всем себе отказывал и куда девал скопленные деньги?
  4. Действительно ли необходим был Юшка этому миру?


Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

 

Первоначальное название рассказа – «Машинист Мальцев». Под таким названием он был напечатан в сокращенном виде во втором номере журнала «30 дней» за 1941 год, а в третьем номере журнала «Дружные ребята» за 1941 год под названием «Воображаемый свет». 

 

В произведении отражен опыт писателя, который в 1915–1917 годах работал помощником машиниста в окрестностях Воронежа.

 

В некоторых изданиях «В прекрасном и яростном мире» печатается с подзаголовком «Фантастический рассказ». Действительно, двойное ослепление молнией, двойное восстановление зрения не имеют научных доказательств.

 

Все физические и биологические объяснения ослепления машиниста Мальцева и его чудесного исцеления действительно фантастичны, но в целом рассказ реалистичен. Главное в нем – не фантастические элементы, а характеры рассказчика и машиниста Мальцева, показанные в развитии.

 

Автор раскрывает в рассказе тему одиночества мастера. А.П. Платонов показывает, что талантливому человеку приходится жить в полной изоляции от других людей. Кроме того, часто мастерство приводит к человеческому пороку – гордыне, которая делает человека слепым. За это ему приходится расплачиваться. Чтобы увидеть мир, нужно раскрыть ему навстречу сердце.

 

В произведении поднимаются проблемы гордыни, сочувствия, одиночества, проблема справедливости наказания, проблема вины и ответственности.

 

Рассказ поделен на 5 глав, каждая из которых посвящена отдельному эпизоду событий:

  • знакомство с Мальцевым и поступление Кости к нему помощником;
  • происшествие с курьерским поездом и слепота Мальцева;
  • следствие над Мальцевым;
  • эксперимент с установкой Тесла;
  • возвращение Мальцева на паровоз.


Герой рассказчик (повествователь) – персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.

 

Таким образом в повествовании автор создает иллюзию достоверности всего происходящего. Не случайно фигура героя - рассказчика особенно часто появляется в русской прозе начиная со второй половины 30-х годов ХIХ в.


Рассказчик (а повествование в произведении ведется от имени паренька Кости, назначенного помощником машиниста в бригаду к Мальцеву) говорит о своем непосредственном начальнике как о личности незаурядной. Он видит в Мальцеве натуру талантливую, человека одаренного, творчески подходящего к работе. Действительно, Мальцев – виртуозный мастер, «вдохновенный артист», целиком и полностью поглощенный любимым делом, в котором для него заключена вся жизнь. Он отлично знает технику, чувствует машину всем своим существом, точно она живой организм.

 

Иными словами, профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить свое влияние мастера-владыки и на него. Несомненно, именно эта твердая, уверенная поступь профессионала в значительной мере обеспечивает ту высокую марку качества, которой отмечена работа Мальцева. С другой же стороны, подобная стезя – стезя самонадеянного одиночки – чревата опасностью. И об этом речь впереди.

 

Костя, от лица которого ведется повествование, по его собственным словам, «не был другом Мальцева», да и последний относился к пареньку «без внимания и заботы». Тем не менее Костя не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с «роковыми» силами, разрушившими здоровье Мальцева и исторгнувшими его из трудового коллектива.

 

Герой-рассказчик решил «воспротивиться» всем стихиям «яростного» мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно. Мальцева освободили, оправдали. Но теперь, в результате следственного эксперимента, он калека, лишенный радости исполнять любимую работу.

 

Рассказчик доверил слепому машинисту управление паровозом, так как понимал: для Мальцева «ощущение машины было блаженством», которое хоть на мгновение помогло ему свое горе.

 

Сострадание, умение вовремя протянуть руку помощи – зачастую люди упускают из виду эти простые вещи. А ведь они способны поистине творить чудеса. Именно такое «обыкновенное чудо» помогло Мальцеву вновь увидеть свет, обрести новое, нравственное зрение. Теперь уже рассказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным.

 

Рассказ изобилует профессиональной лексикой, связанной с работой машиниста. Очевидно, и во времена А.П. Платонова мало кто хорошо знал и понимал нюансы работы паровоза (например, отдать «реверс на полную отсечку»). Однако профессионализмы украшают текст. 

 

В рассказе важны детали. Главная – глаза Мальцева. Когда он ведет машину, глаза его глядят «отвлеченно, как пустые». Когда Мальцев высовывает голову, рассматривая окружающий мир, его глаза блестят воодушевлением. Слепые глаза машиниста снова становятся пустыми и спокойными.

 

А.П. Платонов сам был человеком труда, начал работать с 14 лет. Труд у Андрея Платонова – нравственное содержание жизни. Его герои заняты делом, как правило – любимым делом. Вот и Мальцев – «человек труда».

 

«Формулы жизни» А.П. Платонова: 

  • труд, любимая работа, которая оправдывает жизнь, мастерство в профессии;
  • чувство ответственности за других, за все в мире;
  • человек одинок в «этом прекрасном и яростном мире».


  1. Как А.П. Платонов показывает талант машиниста Мальцева?
  2. Почему Костя взял Мальцева на паровоз?
  3. Что помогло Мальцеву снова прозреть?
  4. Почему А.П. Платонов называет наш мир «прекрасным и яростным»?


Исследователь творчества А.П. Платонова В.А. Шенталинский писал: «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть – опережающие время, до которых надо еще дотянуться…» К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов.

 

Всю свою жизнь А.П. Платонов размышлял о судьбе человека в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории.

 

Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот идеалы писателя, которые он утверждал в своем творчестве.


Контрольные вопросы

 

  1. Как А.П. Платонов относится ко всем своим героям (Мальцев, Костя, Юшка)?
  2. Какие темы поднимает в своих рассказах А.П. Платонов?
  3. Каких героев А.П. Платонова можно назвать людьми с «большим сердцем»?


Предыдущий урок
М. Горький. «Детство»
Русская литература XX века
Следующий урок
А.Т. Твардовский. Лирика
Великая Отечественная война
  • Природные зоны. Население. Страны материка

    География

  • Articles. Артикли

    Английский язык

  • Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке