Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихи о родной природе

Русская литература XX века

25.04.2024
1533
0

Стихи о родной природе

План урока

  • В.Я. Брюсов «Первый снег»
  • Ф.К. Сологуб «Забелелся туман за рекой...»
  • С.А. Есенин «Топи да болота…»
  • Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»
  • Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»

Цели урока

  • Знать художественные особенности лирики XX века
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

  • Какие стихотворения о родной природе вы знаете?
  • Какие поэты XX века вам известны?

В.Я. Брюсов «Первый снег»

Рис. 1. В.Я. Брюсов.
Фото 1990-х.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924)

 

Валерий Яковлевич Брюсов – прозаик, драматург, критик, переводчик. Поэт родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. Умер 9 октября 1924 года. В.Я. Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь. 

 

В.Я. Брюсов был настолько сражен очарованием русской зимы, что решил воспеть её в стихотворении «Первый снег», которое было написано в 1895 году.

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

 

 

Предметом восхищения для Валерия Яковлевича стала заснеженная Москва. В своём стихотворении поэт хотел показать, что зима способна преобразить не только природу, но и жизнь человека. Снег является символом чистоты, радости, счастья, которое не знает границ.

 

Все вокруг видится призрачным как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы

стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет – символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью и очарованием. 


  1. Какие средства выразительности использует В.Я. Брюсов при описании природы?
  2. Определите стихотворный размер произведения В.Я. Брюсова «Первый снег».


Ф.К. Сологуб «Забелелся туман за рекой...» 

Рис. 2. Ф.К. Сологуб.

Федор Кузьмич Сологуб (1863–1927)

 

Федор Сологуб родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, умер 5 декабря 1927 года в Ленинграде.

 

Настоящее имя – Фёдор Кузьмич Тете́рников. По профессии учитель. Представитель декадентского направления и русского символизма. Первые его стихотворения датируются 1877 годом.

 

Поэт часто поднимал в своих произведениях темы несоответствия мечты и действительности, тоски, одиночества. Ярким примером является стихотворение «Забелелся туман за рекой…»:

Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком,
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

 

 

Стихотворение написано 27 июня 1885 года. Напечатано оно было только пятнадцать лет спустя, в 1900 году. Тема стихотворения – одиночество, надежда на встречу. По жанру стихотворение относится к философской и пейзажной лирике.

 

В этом стихотворении описано одиночество, однако оно не приносит в жизнь лирического героя грусть. Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, – и завижу вдали огоньки...» Огоньки – надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы соответствуя неторопливым раздумьям автора.

 

Минимальное использование средств выразительности объясняется тем, что для выражения идеи используются не тропы, а символы. Прогулка символизирует большое путешествие – жизнь. Река – путеводная нить, которая приводит человека к его дому.


  1. Какое время года описано в стихотворении «Забелелся туман за рекой…»?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение Ф.К. Сологуба?


С.А. Есенин «Топи да болота…»

Рис. 3. С.А. Есенин. Фото 1919.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново, Рязанской губернии. Умер 28 декабря 1925 года в Ленинграде. 

 

Является представителем новокрестьянской поэзии, а позднее – имажинизма. В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые опубликованы стихотворения С.А. Есенина.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

 

 

Стихотворение «Топи да болота…» написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914 году. Опубликовано в первой книге С.А. Есенина «Радуница» в 1916 году.

 

Стихотворение относится к пейзажной лирике и посвящено любви к своей малой Родине. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. В произведении поэт изображает родную ему картину осенней деревни, небогатый красками пейзаж.


Как вы думаете, с какой целью в конце стихотворения поэт использует анафору «Край ты мой забытый, / Край ты мой родной!..»?


Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

Рис. 4. Н.А. Заболоцкий. Фото 1946.

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)

 

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля (7 мая) 1903 года, умер 4 октября 1958 года. В 1926—1927 годах, после службы в армии, написал первые стихи.

 

Был арестован в 1938 году, освобожден в 1944 году. Но тюрьма и лагеря не сломили поэта, он смог вернуться к литературной деятельности.

 

К концу жизни обрел признание публики и финансовую стабильность. Его называли поэтом мысли, так как в своих произведениях он изображает мелодическое восприятие мира.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

 

 

Написано стихотворение «Я воспитан природой суровой…» в 1953 году.

 

Н.А. Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценил всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования.

 

Все изменили сибирские лагеря. Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира.

 

Автор подчеркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишен.


  1. Можно ли сказать, что поэт использует яркие образы? Обоснуйте свой ответ, приведя из текста примеры эпитетов, олицетворений, метафор.
  2. Определите стихотворный размер произведения Н.А. Заболоцкого?


Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»

Рис. 5. Бюст Н.М. Рубцова.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

 

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк, Северный край. Умер в Вологде 19 января 1971 года. 

 

После смерти матери воспитывался в детском доме.

 

1 мая 1957 года состоялась его первая газетная публикация (стихотворение «Май пришёл») в газете «На страже Заполярья». В июле 1962 года выпустил свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».

 

Поэзию Н.М. Рубцова называют «тихой поэзией», так как она тиха, без эмоциональных всплесков. Лирический герой наблюдает за природой с особой осторожностью, будто боясь спугнуть.

 

Тихая моя Родина

 

В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

 

 

Стихотворение «Тихая моя Родина» написано в 1964 году, после поездки поэта в городок Няндомы, где прошло его детство. Стихотворение посвящено русскому писателю В. Белову.

 

Композиция простая, состоит из двух частей. В первой части автор предаётся воспоминаниям детства, во второй – указывает на неразрывную связь с малой родиной.


О какой Родине пишет Н.М. Рубцов в своём стихотворении?


Из статьи К.Г. Паустовского «Заметки о живописи»: «Каждый любит природу по-своему и как может. Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле.

 

Редакции наших газет завалены сотнями писем простых людей со всех концов страны о неразумном, а то и просто преступном отношении к природе.

 

До сих пор у нас нет ещё полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа — дело государственной важности...

 

Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического воздействия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды  замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Жуковского, Репина, Крымова, Ромадина и многих других.

 

...Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране...»


Контрольные вопросы

 

  1. С каким настроением написаны изученные в данной статье стихотворения?
  2. Какие средства выразительности используют поэты, изображая природу?
  3. Какое стихотворение впечатлило вас? Почему?


Предыдущий урок
Б.Л. Пастернак. Лирика
Русская литература XX века
Следующий урок
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Былина «Садко»
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Освоение Сибири и Дальнего Востока

    История

  • Основные этапы развития животного мира на Земле

    Биология

  • Словарное богатство русского языка

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке